Международная защита авторских прав

Человечество, развиваясь на протяжении всей истории, создавало объекты интеллектуальной собственности. В каждой стране и во всем мире в целом эти объекты, созданные трудом человека, лежали в основе научно-технического прогресса человечества.

Существуют различные виды объектов: движимые (автомобили, механизмы и пр.), недвижимые (земля, строения и пр.) и интеллектуальная собственность. Объектами интеллектуальной собственности является плод человеческой мысли, интеллекта. Они так же выступают объектами правовой охраны. К ним можно отнести произведения науки, литературы, искусства и друге виды творческой деятельности в сфере производства, такие как изобретения, ноу-хау, промышленные образцы, базы данных, программы для ЭВМ, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Интеллектуальная собственность имеет свои особенности отличные от движимого и недвижимого имущества. Она представляется понятием невещественным, неосязаемым, и это, соответственно, привносит определенную специфику в порядок защиты такой собственности. Причиной этому является то, что интеллектуальная собственность преобразуется в идеи, мысли, которые можно воплотить в осязаемые объекты неограниченное число раз (книги, картины, музыка и пр.). Она названа интеллектуальной т.к., ее сущность заключается не в этих вещественных воплощениях, а в носимой ими информации.

В такое широкое понятие, как «интеллектуальная собственность», входят более узкие представления: промышленная собственность и произведения, охраняемые авторском и смежным правом.

В большинстве стран правовые положения по защите и использованию объектов интеллектуальной собственности регулируются законодательными актами с учетом исторических, национальных, экономических условий и обычаев[9]. Согласно законодательству Америки все объекты собственности делятся на 3 части: которые находятся в земле, на земле и объекты интеллектуальной деятельности. А что две трети деятельности какой-либо американской фирмы — это ее интеллектуальная собственность. Можно привести в пример интересный факт, что доля дохода от продажи интеллектуальной собственности в бюджете США больше, чем от продажи автомобилей.

Термин интеллектуальной собственности впервые введен в 1967 году конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности ВОИС.

Согласно определению Всемирной организации интеллектуальной собственности, авторское право и смежные права — это есть правовые концепции и инструменты, которые, уважая и охраняя права создателей на их произведения, также вносят свой вклад в культурное и экономическое развитие наций. Законодательство по авторскому праву играет решающую роль в показе вкладов и прав различных партнеров, действующих в сфере культуры, и отношений между ними и обществом.

Международное авторское право — это отрасль в системе международного частного права, а точнее — это часть международного права интеллектуальной собственности.

Международное авторское право является системой соглашений между государствами, которые образуют международно-правовой порядок регулирования авторских прав.

Чтобы дать определение объектам авторского права необходимо помнить, что они являются составной частью международного авторского права.

Всемирной конвенцией об авторском праве к объектам охраны авторских прав относятся: «литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры». Позднее к списку были добавлены и «гравюры» (ст.1) [2].

В соответствии с Бернской конвенции к объектам охраны авторских прав относятся «литературные и художественные произведения». Этим термином охватывается любая продукция в сфере литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения[1]. В этот перечень могут быть включены:

  • книги, брошюры и другие письменные произведения;
  • лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные сочинения с текстом или без текста;
  • кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии;
  • рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии;
  • фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии;
  • произведения прикладного искусства;
  • иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.
  • переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с оригинальными произведениями, без ущерба правам автора оригинального произведения.

Например, энциклопедии и антологии, которыми являются сборники литературных и художественных произведений, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений, составляющего часть таких сборников.

Охрана, предоставляемая Бернской конвенцией, не распространяется на новости дня или на различные события, имеющие характер простой прессинформации.

Будучи объектом международно-правовой защиты, авторское право является элементом интеллектуальной собственности. Международное определение интеллектуальной собственности содержится в п. VIII статьи 2 Стокгольмской конвенции, и включает в себя права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям,
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности,
  • научным открытиям,
  • промышленным образцам,
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,
  • защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях[4].

Отсюда следует, что современное авторское право является частью законодательства об интеллектуальной собственности.

Понятие «авторское право» в объективном смысле является частью гражданского права. Поэтому будет нелишним это отразить в определении данного понятия, что и делает И.А. Зенин: «авторское право в объективном смысле — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей».

Под авторским правом следует понимать часть гражданского права, которая выражена системой нормативных актов различного уровня, регулирующих общественные отношения.

Представляется необходимым учитывать, что Республика Казахстан готовится к вступлению в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), идет подготовка в унификации казахстанского законодательства в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность ТРИПС включено в Приложение 1 Марракешского Заключительного акта в группе «многосторонних соглашений по торговле товарами».

Общие правила защиты прав на интеллектуальную собственность по ТРИПС содержатся в части первой (ст.1-8). Здесь выделяются три основных момента.

Многосторонние соглашения, включая региональные, международные соглашения в области охраны прав авторов, безусловно, чрезвычайно весомые и значимые правовые акты. Однако было бы неверным сбрасывать со счетов и регулирование прав интеллектуальной собственности на уровне международных двусторонних соглашений. Такое регулирование может обусловливаться в двусторонних соглашениях общего характера, таких как, в частности, торговые соглашения.

Некоторые элементы пользования правами интеллектуальной собственностью могут содержаться и в договорах, относящихся к специальным межгосударственным соглашениям в области экономического сотрудничества.

Литература

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.
  2. Всемирная конвенция об авторском праве. Женева, 1952 г.
  3. Международная конвенция об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций Рим, 26 октября 1961 г.
  4. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) изменена 2 октября 1979 г.
  5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм — Женева, 29 октября 1971 г.
  6. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники — Брюссель, 21 мая 1974 г.
  7. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав — Москва, 24 сентября 1993 г.
  8. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г. С изменениями и дополнениями от 7 октября 1998г №284, 21 мая 2007г.№254-III.
  9. Закон РК Об авторском праве и смежных правах от 09.07.04 г. № 586-II.

Международная охрана авторских прав

В настоящее время РФ участвует в большинстве важней­ших международных договоров, посвященных охране авторских и смежных прав. К их числу относятся:

1) Бернская конвенция об охране литературных и художест­венных произведений от 9 сентября 1886 г. (далее – Бернская конвенция), в кото­рой РФ участвует с 9 марта 1995 г. В соответствии со ст. 1 Берн­ской конвенции государства-участники образуют специальный Союз для охраны прав авторов на литературные и художествен­ные произведения (далее – Союз, Бернский союз). Этот договор содержит значительное число унифицированных материаль­но-правовых норм. На 15 апреля 2001 г. в ней участвует 148 государств, в т.ч. и РФ;

2) Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (да­лее – Всемирная конвенция). РФ участвует;

3) Международная конвенция об охране интересов арти­стов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (далее – Римская конвенция). Россия в ней не участвует. На 15 апреля 2001 г. участвует 68 государств;

4) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. (далее – Конвенция 1971 г.). Россия участвует. На 15 апреля 2001 г. участвует 65 государств;

5) Конвенция о распространении несущих программы сигна­лов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. Россия участвует с 20 января 1989 г. На 15 апреля 2001 г. участвует 24 государства;

6) Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 г. (далее – Соглашение ТРИПС). Данное Соглашение устанавливает требования к зако­нодательству об интеллектуальной собственности стран, желаю­щих присоединиться к ВТО. Россия пока не присоединилась к Соглашению. Осо­бое внимание в Соглашении уделено судебным, административ­ным и таможенным мерам защиты нарушенных прав;

7) Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. Россия в нем не участвует. На 15 апреля 2002 г. участвует 35 государств;

8) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам от 20 декаб­ря 1996 г. На 25 июля 2002 г. – 37 участников. Имеет обратную силу.

9) Конвенция, учреж­дающая Всемирную организацию интеллектуальной собственно­сти от 14 июля 1967 г. Россия участвует.

Россия является участницей ряда двусторонних соглашений об охране авторских и смежных прав (с Болгарией, Польшей, Швецией и т.д.).
В рамках СНГ в 1993 г. было заключено Соглашение о со­трудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

В России охрана авторских и смежных прав регулируется частью четвертой Гражданского кодекса РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ 1 (главы 70-71).

Объекты авторских прав.Статья I Всемирной конвенции указывает в качестве объектов охраны литературные, научные и художественные произведения, выраженные в следующих основ­ных формах: письменной, музыкальной, кинематографической, изобразительной (произведения живописи, графики, скульптуры) и др. Бернская конвенция раскрывает термин «литературные и художественные произведения» как «все произведения в облас­ти литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены», и дает весьма широкий от­крытый перечень таких основных форм (п. (1) ст. 2). При этом отмечается, что произведения, не закрепленные в той или иной материальной форме, могут быть национальным законодательст­вом стран Союза изъяты из охраны (п. (2) ст. 2).
Произведе­ние, чтобы считаться «опубликованным», должно быть опублико­вано с согласия автора.
В ст. VI Всемирной конвенции дается определение понятия «выпуск в свет» — это воспроизведение в какой-либо матери­альной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экзем­пляров произведения для чтения или ознакомления путем зритель­ного восприятия.

Неохраняемые объекты.Как отмечается в Бернской конвенции полностью исключается авторская охрана такой категории произведений, как сообщения о новостях дня или иные сообщения чисто информационного характера. Подобное положение со­держится и в российском законодательстве. Также страны Союза могут изъять из охраны полностью или частично политические речи и ре­чи, произнесенные в ходе судебных процессов. Но это не лишает автора исключительного права на издание таких речей в сборниках.В конвенции допускается ограничение охраны произведений, авторами которых являются граждане госу­дарств, не участвующих в Бернской конвенции, если эта послед­няя страна не обеспечивает достаточной охраны произведениям авторов–граждан стран Союза. Здесь проявляется действие принципа реторсии. Его суть отражена в ст.1194 ГК РФ.

Общие принципы конвенционной охраны авторских прав.Международные договоры в сфере охраны авторских прав определяют круг произведений, пользующихся конвенционной охраной, на основании двух критериев: граждан­ства автора и территориального критерия.
На основании критерия гражданства автора подлежат охране как выпущенные, так и не выпущенные в свет произведения, ав­торы которых либо являются гражданами государств – участников соответствующих конвенций, либо имеют свое обычное местожи­тельство на их территории (п.п. 1, 2 ст. 3 Бернской конвен­ции). При этом не играет роли, в каком государстве произведе­ние было опубликовано.

Территориальный критерий предоставления охраныприменяется только в отношении произведений авторов, не являющихся граж­данами стран-участниц и не имеющих в них основного места жи­тельства. В таком случае охрана предоставляется, только если про­изведение впервые выпущено в свет в одной из стран — участниц соответствующего договора (п. 1 ст. 3 Бернской конвенции).
К общим положениям конвенционной охраны можно отнести принцип национального режима, предоставление охраны вне за­висимости от соблюдения формальностей, срочный характер ох­раны и отсылку к праву страны, где испрашивается защита.

Принцип национального режима. Бернская и Всемирная конвенции полностью уравни­вают в правах иностранных авторов с авторами государства-участ­ника, а также предоставляют им все права, которые предусмотрены в конвенции. В результате автор произведения, выпущенного за рубежом, может иметь даже более высокий уровень охраны его прав, чем автор произведения, выпущенного на собственной тер­ритории страны-участницы. Такая ситуация возникает, когда на­циональным законодательством не предусмотрено какое-либо из прав, упомянутых в конвенциях.

Условия охраны авторских прав.Всемирная конвенция предусмотрела, что если по внутреннему законодательству государ­ства-участника соблюдение формальностей является обязатель­ным, то формальности считаются выполненными в отношении всех охраняемых на основании данной Конвенции произведений при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права. Данный знак представляет собой значок с указанием имени правообладателя и года первого выпуска в свет.

Сроки охраны авторских прав.Статья 7 Бернской конвенции устанавли­вает срок охраны в 50 лет после смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов. Если произведение опубликовано под псевдонимом, то течение срока начинается с момента правомерного обнародования произ­ведения, кроме случаев, когда псевдоним не вызывает сомнений в личности автора или когда автор раскрыл свою личность до ис­течения срока охраны. Тогда применяется обычный порядок.
В соответствии с п. 6 ст. 7 страны Бернского союза могут в национальном законодательстве устанавливать повышенные сроки охраны произведений по сравнению с конвенционными.
В настоящее время намечена тенденция увеличения сроков охра­ны до 70 лет.

Основные права авторов.Бернская конвенция содержит значительное число уни­фицированных материально-правовых норм, предусматривающих перечень прав авторов в отношении их произведений.
Выделяют две группы прав авторов:

1) личные неимущественные права, которые существу­ют независимо от имущественных прав автора и полностью со­храняются в случае их уступки (право требовать призна­ния авторства; право противодействовать искажению или любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора);

2) имущественные права (право на перевод, право на воспроизведение, право на передачу в эфир, право ни переделку произведений и др.).

К имущественным правом автора относится право на воспроизведение исключительное право разрешать воспроизведе­ние произведений любым образом и в любой форме. Любая звуковая или визуальная запись призна­ется воспроизведением. Согласно Берн­ской конвенции данное право автора может быть ограничено: страны Союза сохраняют право разрешать воспроизведение на основании закона без согласия автора, если это не наносит ущерба его законным интересам и не нарушает нормальной эксплуатации произведения. Например, право частной копии — признаваемое практически во всех странах право на воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, причем без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Право на передачу в эфир.Это означает, что авторы пользуются исключительным правом разрешать:

1) передачу своих произведений в эфир или публичное сооб­щение этих произведений любым другим способом беспроволоч­ной передачи знаков, звуков или изображений;

2) всякое публичное сообщение, будь то по проводам или средствам беспроволочной связи, повторно передаваемое в эфир произведение, если такое сообщение осуществляется иной орга­низацией, нежели первоначальная. (Имеется в виду право разре­шать ретрансляцию. Так что если автор разрешил одной радиове­щательной организации использование своего произведения, это не означает, что оно может потом бесконтрольно использоваться остальными организациями для передачи в эфир;

Это интересно:  Способы защиты прав в интернете

3) публичное сообщение переданного в эфир произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, пере­дающего звуки, знаки или изображения. (Имеется в виду переда­ча с помощью устройств, установленных в общественных местах, например в ресторанах, на дискотеках, тогда как обычные пере­дачи направлены на принятие программ отдельными лицами дома, на рабочем месте и т. д.).

Право на переделку произведений. В соответствии со ст. 12 Бернской конвенции авторы пользуются исключительным правом разрешать переделки, аранжировки и иные изменения своих про­изведений. Такие произведения охраняются как оригинальные при условии соблюдения прав автора первоначального произведения.

Право на распространение определено как исключитель­ное право автора разрешать действия по продаже или иной передаче права собственности на оригинал или копии произведе­ния, которые делают произведение доступным для всеобщего све­дения. Данное право может быть ограничено законодательством договаривающихся государств первой продажей оригинала или копии произведения с согласия автора.

Право прокатапринадлежит авторам компьютерных программ и кинематографических произ­ведений. Данное право не применяется в отношении компьютерных программ в том случае, если программа сама по себе не является основным объектом прокат. Право на публичное сообщение произведенийозначает право разрешать любое сообщение произ­ведения для всеобщего сведения по проводам или средствам бес­проволочной связи, включая такой способ, при котором публика имеет доступ к произведению из любого места и в любое время по своему выбору. Право защиты охраняемых правзаключается в том, что правообладатель имеет право возбу­ждать судебное преследование против контрафакторов. Контрафактные экземпляры подле­жат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной.

Контрольная работа: Международная охрана авторских прав 2

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Наименование дисциплины: Международное частное право

Тема: Международная охрана авторских прав

Выполнила студентка: Мостовская Ольга Викторовна

Группа: Ю5 – 05 год обучения: 5

Проверил (ученая степень, Ф.И.О. преподавателя): Бекетов В. А.

2. Авторское право как объект международно-правовой защиты 4

3. История развития международной охраны авторских прав 6

4. Современный институт международной защиты авторских прав 9

5. Понятие международного авторского права 10

6. Принципы международной охраны авторских прав 11

7. Современное состояние охраны авторских прав в Российской Федерации 13

8. Особенности защиты авторских прав в Российской Федерации 14

9. Вопросы совершенствования законодательства об охране авторских прав 17

10. Заключение 19

11. Список использованной литературы 20

Развитие культурного обмена, торговых и социальных отношений между странами неизбежно ведет к взаимопроникновению объектами авторского права. Никому не придет в голову останавливать этот процесс, который начался много столетий назад, но регулировать форму и методы реализации этого явления является одной из первостепенных задач любого цивилизованного государства и мира в целом.

Творческие произведения и права на содержание, связанные с ними, не остаются неподвижными в национальных географических границах, что, безусловно, является положительным моментом, поскольку интеграция на культурно-просветительском уровне способствуем мирному общению между странами, между обществами, между отдельными субъектами. Мысли автора, выраженные в книгах, кинофильмах, музыке, рисунке ил фотографии пересекают пространство и границы. В результате произведениями обмениваются по всему миру, как в формате и на языке оригинала, так и в переводных версиях и пересмотренных форматах.

Хождение произведений – объектов авторского права – не только в стране создания, а в других странах, знакомство с ними, изучение, обсуждение – все это является не только объектом культурных взаимоотношений, но и объектом серьезного регулирования множеством нормативных актов – международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров. Пристальное внимание к проблемам защиты прав авторов в стране своего гражданства (подданства) и в другой стране обуславливается тем, что обеспечением ненарушения прав автора является правильное оформление взаимоотношений между государствами в данной сфере.

Мир, в котором правила различных стран применяются не ко всем одинаково, не может считаться справедливым для авторов и пользователей. Если государства смогут гармонизировать свои законы авторского права, установить разделяемые всеми общие принципы (лишь с ограниченным числом особых исключений в местных условиях), то тогда может быть достигнуто эффективное расширение коммерции с произведениями интеллектуальной собственности, в том числе в цифровом мире и полновесная охрана и защита прав автора.

Авторское право как объект международно-правовой защиты

Как объект международно-правовой защиты, авторское право является элементом интеллектуальной собственности. Международное определение интеллектуальной собственности содержится в п.VIII статьи 2 Стокгольмской конвенции[1] , и включает в себя права, относящиеся к:

— литературным, художественным и научным произведениям,

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

— защите против недобросовестной конкуренции,

а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Таким образом, современное авторское право является частью законодательства об интеллектуальной собственности.

Чтобы переходить к рассмотрению непосредственно авторского права, необходимо вкратце обозначить иные элементы права интеллектуальной собственности, имеющие самостоятельный объект регулирования и характерные черты.

Итак, подотрасль российского гражданского права, именуемую «право интеллектуальной собственности» можно подразделить на четыре самостоятельных института:

— патентное право – регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

— институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) – гарантирует права субъектов гражданского оборота на выступление в хозяйственном обороте под собственным индивидуализированным именем, на обозначение производимых товаров и оказываемых услуг определенными символами или наименованиями и обеспечивает их защиту в случае нарушения;

— институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности;

— институт авторского права и смежных прав.

Термин «авторское право» понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право — это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей[2] ; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства[3] .

Авторское право выполняет следующие функции:

1) устанавливает режим авторства и охраны произведений науки, литературы и искусства с момента его создания.

2) устанавливает режим использования произведения.

3) наделяет автора и правообладателя комплексом имущественных и неимущественных прав.

4) защищает эти права.

История развития международной охраны авторских прав

Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи.

До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены.

Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав.

Начало многосторонней международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г[4] . и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.

Основными задачами Бернской конвенции являлись закрепление принципа национального режима и предоставление минимального объема охраны авторских прав.

В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.

Своеобразным итогом развития американского правового регулирования отношений в сфере авторского права стала Гаванская конвенция 1928г.

И Гаванская, и Бернская конвенция (в редакции Римского акта 1928г.) по сути были аналогичными нормативными актами с той лишь разницей, что распространяли они свое действие в различных частях света. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции по охране авторских прав.

Таким образом, 1952 год ознаменовался принятием не имеющей обратной силы (в отличие от Бернской конвенции) Всемирной конвенции об авторском праве[5] .

Принятие этой многосторонней международной конвенции, охраняющей авторские права, было обусловлено в первую очередь невозможностью для многих стран обеспечить высокий уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией. Казалось бы, принятие Всемирной конвенции должно было ослабить позиции Бернской. Однако некоторые ее нормы направлены именно на укрепление положений Бернской конвенции.

Так вкратце можно охарактеризовать историю становления международной охраны авторских прав.

Здесь нельзя не сказать о генезисе норм о защите авторского права в России. Известно, что история становления авторского права как самостоятельного направления общественных отношений и законодательства в России разительно отличается от аналогичных явлений в западных странах. Россия в лице властных органов имела собственный взгляд на отношения, возникающие в связи с авторством и результатами интеллектуального труда. В связи с этим законодательное регулирование авторского права начало зарождаться и развиваться довольно поздно – ближе к концу XIX века.

Этот весомый для российского авторского права нормативный акт вывел страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.

Приход новой власти после революции 1917 года привел к отмене всего массива имперского гражданского законодательства, в том числе и авторского. Так, Декретом «О государственном издательстве» от 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком 5 лет государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» от 26 ноября 1918 г. в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов. За использование произведений, объявленных достоянием государства, организации-пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам. Права наследников умерших авторов по общему правилу не признавались[8] .

Период нэпа частично восстановил систему исключительных прав. Основы авторского права 1925 и 1928 гг. признавали права авторов на произведения, предусматривалось использование произведений только на основе авторского договора. Срок авторского права устанавливался в 25 лет. Более того, после смерти авторское право переходило к наследникам не всегда, а лишь в определенном случае, а именно: если к 1 января того года, в котором умер автор, не истекут указанные 25-летний или более краткие сроки, то авторское право переходит к наследникам автора на время, остающееся до истечения этого срока, однако, во всяком, случав, не более, как на 15 лет, начиная со смерти автора[9] .

Закон «Основы авторского права» 1928 года определяет природу авторского права следующим образом: автор имеет исключительное право под своим именем (или под условным именем – псевдонимом), или без обозначения имени (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми позволенными в законе способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из названного исключительного права[10] .

В 60-е годы было решено включить законодательство об авторском право в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик[11] .

27 февраля 1973 года Советский Союз присоединился к Женевской конвенции об авторском праве 1952 г. В свете требований международного законодательства, были пересмотрены советские нормы об авторском праве, в частности, увеличен срок охраны права до 25 лет после смерти автора. Советское правительство заявляло также о том, что готово присоединиться и к Бернской конвенции, и, по сути, данный вопрос считался уже в принципе решенным. Поэтому был разработан соответствующий раздел «Авторское право» в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.[12] . Этим документом было исключено свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия автора; был расширен круг охраняемых произведений, увеличен срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, введена охрана т.н. «смежных прав».

Одновременно с этим велись работы по подготовке специального закона, регулирующего авторские правоотношения. Введение в действие Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» прекратило действие соответствующего раздела Основ. Началась современная веха развития авторского права России.

Современный институт международной защиты авторских прав

Сегодня вопросами интеллектуальной собственности в международно-правовом аспекте в основном занимаются две международные межправительственные организации: ВОИС и ВТО, в рамках соглашения по ТРИПС. Кроме них существуют и другие программы международного сотрудничества в области интеллектуальной собственности, в частности, программы в рамках ЮНЕСКО.

ВОИС была создана в 1970г. в целях образования единого общемирового центра организации международного сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности во всех ее разновидностях. ВОИС имеет статус специализированного учреждения ООН. Важнейшими задачами и функциями ВОИС являются: функция выполнения административно-секретариатских, управленческих мер для обеспечения деятельности большинства упомянутых выше союзов, образованных на универсальной основе; сотрудничество по отдельным секторам и направлениям международной охраны прав интеллектуальной собственности. ВОИС проводит значительную исследовательскую работу, сбор и распространение информации, оказание технической помощи развивающимся странам. Под эгидой ВОИС ведутся работы по подготовке и заключению многосторонних договоров и т.п.

В ВОИС участвует около 150 государств, в том числе Россия. Структура ВОИС включает:

— Генеральную ассамблею, в которую входят страны-члены ВОИС, одновременно участвующие также в Парижском и Бернском союзах;

— Конференцию — объединяет всех членов ВОИС, независимо от их участия в названных союзах;

— Комитет по координации в составе 51 государства выполняет административно-финансовые функции;

— Постоянный комитет ВОИС по информации о промышленной собственности в составе государств-участников РСТ, Союза международной патентной классификации и, при желании, стран-членов Парижского союза;

— Международное бюро является Секретариатом ВОИС во главе с Генеральным директором[13] .

Понятие международного авторского права

По определению Всемирной Организации Интеллектуально Собственности авторское право и смежные права – это есть правовые концепции и инструменты, которые, уважая и охраняя права создателей на их произведения, также вносят свой вклад в культурное и экономическое развитие наций. Законодательство по авторскому праву играет решающую роль в показе вкладов и прав различных партнеров, действующих в сфере культуры, и отношений между ними и обществом.

Международное авторское право – отрасль в системе международного частного права, а точнее – это часть международного права интеллектуальной собственности.

Международное авторское право – это есть система межгосударственных соглашений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав.

Определение авторского права вне определения объектов авторского права было бы неполным, поэтому обозначим объекты авторского права, которые охраняются международным авторским правом.

Всемирная конвенция об авторском праве к объектам охраны авторских прав относит «литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры». Позднее к списку были добавлены и «гравюры» (ст.1).

Охрана, предоставляемая Бернской конвенцией, не распространяется на новости дня или на различные события, имеющие характер простой пресс-информации.

Принципы международной охраны авторских прав

Институт международной охраны авторских прав строится на определенных принципах – руководящих, основополагающих положениях, сформировавшихся в процессе как практического применения национальных и международных норм по защите авторских прав, так и в процессе специального нормотворчества.

На международную защиту авторских прав распространяются общие принципы права, а также принципы международного права. Таким образом, проблемы, возникающие в связи с соблюдением прав авторов и иных обладателей авторских прав, должны разрешаться строго в рамках взаимосогласованных, взаимовыгодных международных договоренностей, направленных прежде всего на защиту интересов авторов.

В современной научной юридической литературе принципы не выделяются, однако систематический анализ международных норм позволяет сформулировать несколько основных из них. Выделение общих принципов, по нашему мнению, необходимо и потому, что на их основе государства систематизируют и совершенствуют имеющиеся пакты, соглашения и конвенции.

Итак, основными положениями, общими для всей системы международной охраны авторских прав, включенными в национальное законодательство большинства государств можно назвать следующие:

1) принцип гражданства автора;

С присоединением государства к соответствующим конвенциям территориальные ограничения отпадают. Согласно п.«а» (1) и (2) ст.3 Бернской конвенции охрана предоставляется произведениям, как выпущенным, так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами государств — участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают на их территории. Тем самым реализуется принцип гражданства автора.

2) территориальный принцип предоставления охраны;

Этот принцип применяется только для произведений авторов, не являющихся гражданами стран — участниц конвенций. То есть принцип гражданства автора и территориальный принцип не могут применяться одновременно. Охрана осуществляется в рамках реализации территориального принципа в том случае, если произведение впервые было выпущено в свет в одной из стран — участниц соответствующего договора или одновременно в стране — участнице и третьем государстве (п. «b» (1) ст.3 Бернской конвенции).

3) принцип национального режима охраны (иногда называется принципом ассимиляции);

Этот принцип установлен ст.2 Всемирной конвенции и означает, что произведения граждан любого государства — участника Конвенции, а равно произведения, впервые выпущенные на территории такого государства, пользуются на территории другого государства-участника той охраной, которую они предоставляют произведениям своих авторов, впервые выпущенным в свет на их собственной территории. Произведения иностранных авторов (имеются в виду граждане государств-участников), не выпущенные в свет, также пользуются охраной, которую государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих авторов.

4) принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей;

В Российском законодательстве данный принцип содержится в п.1 ст.9 Закона: авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

В некоторых странах для признания произведения охраняемым необходима его регистрация, нотариальное удостоверение, оговорка о сохранении авторского права или соблюдение иных обязательных процедур. Всемирная конвенция устанавливает правило, согласно которому в случае, если по внутреннему законодательству государства-участника соблюдение формальностей является обязательным, то формальности считаются соблюденными в отношении произведений граждан других государств-участников либо произведений, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства, при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут носить знак охраны авторского права — ©.

5) принцип срочного характера охраны;

Данный принцип обусловлен необходимостью сочетания частных и публичных интересов при использовании продуктов интеллектуальной деятельности, а также их исключительной важностью для экономического и культурного развития общества.

6) принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников.

Данное положение является ключевым для толкования и применения всех правил, направленных на охрану авторских прав. Иными словами, если в отношении положений конвенции возможны различные толкования, должен выбираться вариант, наиболее благоприятный для автора и его правопреемников[14] .

Следование данным принципам является одним из показателей состояния нормативного регулирования охраны авторских прав в стране. Национальное законодательство каждой из стран – участниц международных соглашений должно соответствовать вышеозначенным принципам формально, но и создать действенные механизмы по исполнению их на практике.

Современное состояние охраны авторских прав в Российской Федерации

Исследуя любой вопрос современной юриспруденции, принято начинать с конституционных положений, касающихся этого вопроса – закреплено ли подобное право или обязанность в основном законе, является ли явление или факт охраняемым и гарантированным Конституцией. Будучи основным законом страны, Конституция, так или иначе, содержит упоминания всех прав и свобод человека, и право авторства не исключение.

Понятие авторского права напрямую в Основном законе не упоминается. Однако некоторым (вольным) упоминанием об авторском праве можно расценить норму, гарантирующую творческую деятельность и интеллектуальную собственность (ч.1 ст.44 Конституции): каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Санкции за нарушение авторского права содержатся в нескольких нормативных актах, прежде всего это: Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РСФРС 1964 г. в части IV, а также специальный закон — Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон). Все эти документы, а также масса иных нормативных актов составляют правовой базис правоотношений, возникающих по поводу авторского права.

Субъекты Российской Федерации, не вправе принимать законодательные и иные акты по авторскому праву, поскольку правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (подп.«о»ст.71 Конституции РФ).

Как видно, нормы о разных правах на разные результаты интеллектуальной деятельности разбросаны по многим законам, и по оценкам исследователей, целесообразно было бы привести эти нормы в единую систему. Давно уже стало очевидным, что необходима кодификация права интеллектуальной собственности, что и было сделано в четвертой части Гражданского кодекса РФ.

Итак, комплекс законодательства, содержащий нормы, касающиеся авторского права, выполняет следующие общие функции:

— определяет исключительные права авторов;

— устанавливает срок охраны авторского права;

— регулирует владение и передачу авторского права;

— предусматривает санкции за нарушение авторского права и средства правовой защиты;

— устанавливает ограничительные исключения на авторское право.

Особенности защиты авторских прав в Российской Федерации

Наука, литература и искусство являются теми сферами человеческой жизни и деятельности, на которые в первую очередь обращено авторское право, ибо именно к этим областям правом относятся объекты, охраняемые авторским правом.

Очевидно, что не всякий результат мыслительной деятельности человека охраняется и защищается нормами авторского права. Чтобы попадать под защиту норма авторского права, результат интеллектуальной деятельности должен подпадать под критерии охраноспособности , которых в Российском праве два:

— творческий характер произведения;

— объективная форма его выражения.

Итак, объектом авторского права является произведение. Понятие «произведение» является базисной категорией авторского права. Если обратиться к определениям произведения, даваемым в юридической литературе, то выстраивается весьма широкий спектр определений. Традиционное определение произведения — это «результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме», поскольку так или иначе все обширные определения строятся на аналогичном, воплощая в себя в разной мере основные признаки или принципы произведения как категории авторского права.

Охраноспособность произведения определяется единовременным наличием обоих указанных признаков. Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.

В числе разновидностей объективной формы Закон называет (п.2 ст.7):

— письменную (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

— устную (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

— звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);

— изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

— объемно-пространственную (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.).

Принято выделять два критерия объективной формы: воспроизводимость (произведение может быть воспроизведено, скопировано, продемонстрировано другому человеку или широкому кругу зрителей и слушателей) и воспринимаемость органами чувств человека (произведение можно увидеть, услышать, осязать). Как правило, эти критерии используются в совокупности.

Чтобы произведение, соответствующе всем критериям и подпадающее под определение авторского права подпадало под действие российского Закона об авторском праве, необходимо наличие определенной связи произведения с гражданином РФ или территорией РФ. Иными словами, по смыслу пп.1 и 2 ст.5 Закона, авторское право распространяется на произведения:

— обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

— обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

— обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы законов направлены на защиту авторского права – то есть нормы, которые прямо должны отвратить потенциального нарушителя авторского права от соответствующих противоправных действий.

Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании.

Выделяют две основные формы защиты авторских прав:

1) юрисдикционную, т.е. обеспечивающую с помощью государственных органов, в том числе судов (она распадается на сферу гражданского и уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях в сфере авторских и смежных прав);

2) неюрисдикционную, которая охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, осуществляемые ими самостоятельно, без обращения к государственным или иным компетентным органам[15] .

Итак, касаемо отношений периода до 1 января 2008 года, незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона, является нарушителем авторских и смежных прав.

Статьей 146 УК РФ[16] предусмотрена уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав:

В части 1 — за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

В части 2 — за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В части 3 — за деяния, предусмотренные ч. 2 статьи, если они совершены: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере; лицом с использованием своего служебного положения — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Самым распространенным способом защиты авторских прав, безусловно, являются гражданско-правовые способы. Согласно ст. 49 Закона об авторском праве, автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст.12 ГК РФ и включает в себя следующее:

— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— признание сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

— признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

— присуждение к исполнению обязанности в натуре;

— компенсации морального вреда;

— прекращение или изменение правоотношения;

— неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

— иными способами, предусмотренными законом.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленном законом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

В общем и целом все нормы Закона о защите авторских прав были перенесены в Часть IV ГК РФ с некоторыми дополнениями.

Вопросы совершенствования законодательства об охране авторских прав

Российское законодательство об авторском праве должно быть приведено в соответствие с прогрессивными положениями международных договоров, в которых Россия участвует либо предполагает участвовать.

Одним из серьезных направлений развития международного и национального законодательства об авторском праве является создание работающих механизмов защиты прав автора в сети Интернет – глобальном цифровом пространстве, часто не охваченным никакими регулирующими нормами, находящимся как бы в правовом вакууме. Это, действительно, проблематичное направление, поскольку Интернет, по меткому выражению зарубежного профессора международного права, — это «ничейная земля» в вопросах права и юрисдикции[17] .

В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2006 году Президент РФ назвал надежную защиту интеллектуальной собственности необходимым условием развития новых технологий. «Россия должна обеспечить охрану авторских прав внутри страны — это наша обязанность и перед нашими иностранными партнерами. Мы также должны усилить защиту интересов российских правообладателей за рубежом»[18] .

На сегодняшний день российским законодателем проделана большая работа по развитию нормативного регулирования авторского права. Принята четвертая часть ГК РФ, в которой были учтены разнообразные предложения по улучшению охраны прав авторов в нашей стране. Наряду с ним приняты положения о новых видах договоров: договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор, предусматривается необходимость государственной регистрации отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности по договору. Расширяются последствия понесения ответственность нарушения авторских прав – оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ.

В целом изменения в авторском законодательстве сделаны, но их нельзя назвать кардинально меняющими систему правового регулирования в данной сфере.

Запланированное вступление России в ВТО налагает на нашу страну дополнительные обязательства в сфере охраны авторского права. В частности, уже в 2004 году в Закон об авторском праве были внесены изменения, требуемые для членства во Всемирной Торговой Организации – срок охраны авторских прав увеличен с 50 до 70 лет после смерти автора.

Кроме этого, ВТО требует определенной унификации законодательства в некоторых других информационных сферах, в частности, в сети Интернет.

Зарубежные исследователи и организации по охране прав на интеллектуальную собственность часто констатируют, что в России попросту не исполняются действующие нормы. Здесь необходимо говорить о том, что мировой общественностью признается, что российское законодательство достаточно развито и соответствует международным принципам, но для эффективного его исполнения отсутствуют работающие механизмы его реализации. Поэтому основная задача для России сегодня – это развивать механизмы реализации установленных норм в вопросах защиты авторского права.

Далее, Российская Федерация должна более серьезно относится и внимательно прислушиваться к заключениям и рекомендациям международных органов. Как бы ни были обидны или неприятны выводы международных комитетов и комиссий, сделанные в различных докладах о состоянии права интеллектуальной собственности в стране, из этого необходимо делать трезвые выводы, не бояться признать и исправлять ошибки.

Говорить о глобальном совершенствовании закона можно только при наличии большой практики его применения. Рассуждать о положительных и негативных сторонах новой части ГК РФ будет можно через несколько лет, и если закон будет работать хотя бы на 80 процентов, можно будет конкретно говорить, что именно такая-то норма не позволяет реализовать такие-то принципы и ее стоит изменить на такое-то положение. Сегодня же, когда закон работает лишь на 5 процентов, говорить о совершенствовании не приходится. Совершенствовать нужно не закон, а механизмы его реализации, конкретные шаги и действия достижения в нашей стране статуса «ненарушения авторского права».

В заключении хотелось бы отметить, что система международной охраны авторского права в основе своей строится на праве внутригосударственном. Бернская, Всемирная конвенции построены по принципу национального регулирования с гарантированием обязательного минимума охраны. Не смотря на присоединение к Бернской конвенции в России продолжается рост нарушений в области авторских прав, 09.07.1993 году был принят на мой взгляд неплохой Закон РФ “Об охране авторских и смежных прав”, но и это не смогло повлиять на бедственное положение охраны авторских прав в нашей стране.

Я считаю, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства. Но, к сожалению, эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе появится новый состав преступления (ст.146 УК РФ “Нарушение авторских и смежных прав.”). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Список используемой литературы

I. Нормативные акты

2. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР, 1973 г., — №24 — Ст. 139.

3. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967г.) (изменена 2 октября 1979 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. – М.: Норма. – 2003.

Нормативные акты Российской Федерации

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 7 января 2002г. — №1 (часть I) — Ст. 1.

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996г. №25 — Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 18 декабря 2006г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 25 декабря 2006г. — №52 (часть I) — Ст. 5497.

4. Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ. — 26 июля 2004г. — №30. — Ст.3090.

5. Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации — 12 августа 1993 г. — №32 — Ст. 1242.

6. Ведомости Верховного Совета СССР, 1961г., — №50 — Ст.525

7. Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. №2211-I) // Ведомости ВС СССР — 26 июня 1991 г. — №26 — Ст. 733.

8. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1994. — №2.

9. Собрание узаконений и распоряжений Правительства, изд. При Правительствующем Сенате. СПб., 1911 г., 1-е полугодие. Ст. 560.

II. Специальная литература

1. Raquel Xalabarder, Copyright: Choice of Law and Jurisdiction in the Digital Age, 8 Ann. Surv. Int’l & Comp. L. 79 (2002).

3. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. — М.: Волтерс Клувер, 2004

5. Гражданское право. Т.1 / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова — М.: Волтерс Клувер, 2004.

6. Гришаев С.П. Авторское право. – М.: Норма, 2005 г.

7. Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916.

8. Основы советского права / Под. ред. Д. Магеровского. – Гос. изд-во Москва-Ленинград, 1927.

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006г. // Парламентская газета — 11 мая 2006г. — №70-71

10. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: Проспект, 2004.

11. Силенок М.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. – М., Юстицинформ, 2006 г.

[1] Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967г.) (изменена 2 октября 1979 г.) // Сборник международных актов об интеллектуальной собственности. – М.: Норма. – 2003г.

[2] Гражданское право. Том I. / под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова — М.: Волтерс Клувер, 2004.

[3] Гришаев С.П. Авторское право. – М.: Норма, 2005 г.

[5] Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР, 1973 г., — №24 — Ст. 139.

[6] Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916.

[7] Собрание узаконений и распоряжений Правительства, изд. при Правительствующем Сенате. СПб., 1911 г., 1-е полугодие. Ст. 560.

[8] Сергеев, Указ. соч. — С.36-37., Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). – М.: Норма, 2000. – С. 18.

[11] Ведомости Верховного Совета СССР, 1961г., — №50 — Ст.525

[12] Основы Гражданского Законодательство Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. №2211-I) // Ведомости ВС СССР — 26 июня 1991 г. — №26 — Ст. 733.

[13] Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. — М.: Волтерс Клувер, 2004

[15] Силенок М.А. Авторское право: учебно-методическое пособие для вузов. – М., Юстицинформ, 2006 г.

[16] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996г. №25 — Ст. 2954.

[17] Raquel Xalabarder, Copyright: Choice of Law and Jurisdiction in the DigitalAge, 8 Ann. Surv. Int’l & Comp. L. 79 (2002).

[18] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006г. // Парламентская газета — 11 мая 2006г. — №70-71

Международное авторское право: вопросы теории и практики

Статья просмотрена: 630 раз

Библиографическое описание:

Международное авторское право — отрасль международного частного права, система межгосударственных отношений, образующих международно-правовой порядок регулирования авторских прав. Международное авторское право следует рассматривать, как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают между государствами и их гражданами в сфере использования и защиты прав авторов интеллектуальной собственности.

Первый в истории закон, благодаря которому введено авторское право, утвержден 10 апреля 1710 года. Статут Королевы Анны был принят британским парламентом и защищал авторов книг, карт и чертежей. Закон признавал права автора произведения на свое творение в течение четырнадцати лет и, предусматривал по истечении срока возможность продлить право еще на четырнадцать лет. Возникновение и развитие же международно-правового регулирования авторских прав произошло значительно позже и претерпело определенную эволюцию.

Принятие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года послужило началом формирования международной системы охраны авторских прав. На основе Бернской конвенции был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств — участниц. В настоящий момент участниками Бернской конвенции являются более 150 государств. Российская Федерация присоединилась к их числу в редакции Парижского акта 1971 года.

В период Второй Мировой войны нормотворческая деятельность международно-правовой системы в области авторских прав была приостановлена. Новым скачком в ее развитии стало принятие Всемирной конвенции об авторском праве, подписанной 6 сентября 1952 года в Женеве, текст которой разрабатывался в течение трех лет. Главной особенностью Всемирной конвенции, как отмечают многие исследователи, является то, что в ней изначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Кроме того, в отличие от Бернской конвенции Всемирная конвенция не имеет обратной силы. В качестве основополагающего принципа во Всемирной конвенции был закреплен принцип национального режима. В соответствии с данным принципом каждое государство — участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения.

Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры по обеспечению соответствующей и эффективной охраны прав авторов и других лиц, обладающих авторским правом, на литературные, научные и художественные произведения, в том числе: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и гравюры. [1]

Данное соглашение связано с желанием государств добровольного сотрудничества в научной и культурной сфере, что приводит к взаимному обогащению народов разных стран. Культура и наука не признают территориальных границ, тем самым важность охраны прав в данной области не может быть переоценена.

Для того, чтобы лучше понять систему международного авторского право следует дать определение ее субъектам и объектам. Субъекты авторского права — лица, обладающие исключительным правом на произведение, в первую очередь речь идет об авторах произведений. Также к ним относятся:

  1. различные предприятия (издательства, радио — и телекомпании), которым принадлежит монопольное право на коммерческое использование произведений;
  2. в случае создания произведения служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает у нанимателя;
  3. в результате создания произведения изобразительного искусства или фото произведения по договору заказа субъектом авторского права выступает заказчик;
  4. наследники автора или другого обладателя.

Объекты авторских прав в соответствии с Бернской конвенцией — это произведения литературы, науки и искусства, каким — бы способом, и в какой — бы форме они ни были выражены. Данные произведения должны выступать результатом творческого труда, интеллектуальной деятельности. К ним относят произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии; кинематографические произведения; книги, монографии, брошюры; произведения прикладного искусства и другие.

Охрана и защита в области международных авторских прав имеет свои особенности в сравнении с регулированием авторских отношений в отдельном государстве. Рассмотрим некоторые из них:

– субъектами в системе международного авторского права выступают кроме граждан государств иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, а также международные организации;

– значительно расширенный круг объектов авторского права, к примеру, информационные, коммуникационные технологии, сеть Интернет и т. д.;

– территориальный принцип действия авторских прав, все операции, связанные с авторскими правами регулируются законами того государства, в котором произведение было опубликовано и выпущено в свет;

– различие сроков обладания авторскими правами в зависимости от конкретного государства.

Помимо Бернской и Всемирной Конвенций существует еще множество соглашений в области охраны авторских прав. Так Мадридская Конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения воспрещает двойное налогообложение прав, связанных с продуктами интеллектуальной собственности. Основной причиной необходимости международных соглашений в области охраны авторских прав является распространение в современном мире в крупных масштабах интеллектуального пиратства, то есть деятельности, направленной на незаконное присвоение себе авторства чужих произведений с целью получить от этого выгоду. В связи с этим защита просто необходима, чтобы автор имел правовые основания пресекать подобные посягательства на продукты своей творческой деятельности.

Так, для борьбы с интеллектуальным пиратством была принята Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемых через спутники. Ее задача заключалась в разработке эффективной стратегии, для того чтобы применить спутниковую связь на все больших уровнях, но при этом обеспечивая должный уровень охраны авторских прав.

Ярким примером нарушения международных авторских прав является деятельность СССР, так как в СССР закона об авторском праве не было и вовсе. Ведь идеологией Советского Союза являлся коммунизм, и на основании этого государство считало, что все права на произведения и научные достижения принадлежат ему — государству. В связи с этим долгое время распространялись пластинки звукозаписывающей студии «Мелодия», которая выпускала музыкальные альбомы зарубежных исполнителей, не платя при этом владельцам ни копейки. Так, например, вплоть до 1986-го года бесплатно были выпущены все изданные на тот момент альбомы всемирно-известной группы «Битлз». Однако бесплатно советские меломаны получить пластинки все же не могли, их надо было покупать.

Срок действия авторских прав также вопрос дискуссионный. Во многих странах могут действовать свои законы касательно данного вопроса. Затрагивалась данная тема и в случае защиты авторских прав сестер Петти Хилл и Милдред Дж. Хилл, являющихся автором всеми известной песни «HappyBirthdaytoYou». Авторские права официально были утверждены в 1935 — м году и по законам США они истекают лишь в 2030 — м. В художественных фильмах эту мелодию почти и не ставят. Это связано с тем, что каждое исполнение песни в коммерческих целях требует платы, что приносит правообладателям доход в размере двух миллионов ежегодно.

Кропотливая работа по созданию международно-правовых условий по охране авторского права продолжается и по сей день. В современном мире, где происходит интенсивное развитие средств массовой информации, значительный прорыв в области кинематографии и радиовещания, полиграфии и книгопечатания, эти и другие факторы требуют регулярного совместного контроля со стороны государств. Система международной охраны авторских прав продолжает совершенствоваться. Пересмотр Бернской и Всемирной конвенций, а также принятие новых соглашений способствуют преодолению коллизий, которые постоянно встречаются на практике.

Политика любого государства направлена на достижение высокого экономического прогресса. Для улучшения условий жизни населения особенно важен приток новых технологий и идей. Однако в связи с усложнением информационных систем, непрерывным развитием сети Интернет одновременно повысился и уровень нарушений в области международных авторских прав. В 1994 году было принят один из последних международных договоров, Соглашение ТРИПС, которое осуществляет правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. В данном соглашении рассматриваются вопросы не только авторских прав, но и установлению патентов, товарных знаков, осуществлению защиты от недобросовестной конкуренции.

Законодательства различных стран, к сожалению, не предусматривают решения всех проблем в области авторских прав. В связи с этим возрастает роль международно — правового регулирования, предоставления охраны принципа свободы творчества.

Таким образом, международное авторское право, безусловно, необходимо. Ведь только общими усилиями мы можем разрешить важнейшую задачу каждого из государств, охрану и защиту прав граждан, независимо от того, к какому государству они принадлежат.

  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская Конвенция), ст. 1.
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 28 сентября 1979 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. — М., 1993.
  3. Международное частное право // Под ред. М. М. Богуславского. М.: Юристъ, 2001.
  4. Богш А. Бернская Конвенция в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, www.bestreferat.ru, moluch.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Название: Международная охрана авторских прав 2
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа Добавлен 19:35:22 10 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 1147 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать