Китайский в е объекты патентного права

Учебник разработан на основе курсов лекций «Основы патентной экспертизы», «Патентная экспертиза», «Экспертиза изобретений и полезных моделей», «Экспертиза промышленных образцов» и «Экспертиза товарных знаков и наименований мест происхождения товаров», читаемых автором в Российском государственном институте интеллектуальной собственности.
В учебнике подробно рассмотрены вопросы подготовки заявочных материалов на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, и на регистрацию товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, их подачи и рассмотрения в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с Частью четвёртой ГК РФ. Учебник предназначен для студентов и слушателей образовательных учреждений, специализирующихся в области создания, охраны и коммерческого использования вышеперечисленных объектов патентного права и средств индивидуализации. Учебник может быть полезным также для патентных работников предприятий, патентных поверенных и при подготовке кандидатов патентных поверенных к сдаче квалификационных экзаменов.
Рекомендовано в качестве учебника Научно-методическим советом Российского государственного института интеллектуальной собственности (Протокол № 1 от 3 сентября 2008 г.)

Китайский В.Е. Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза. Учебник. — отзывы

Для того, чтобы добавлять отзывы, необходимо зарегистрироваться

Китайский в е объекты патентного права

Введите ваш e-mail:

20.03.2017

Компания «Зуйков и партнеры», www.zuykov.com
Экспертиза объектов патентного права китайский

Особенности патентования в Китае

16 марта 2017 г.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, исключительные права, регистрация объектов интеллектуальной собственности, патент, заявка на патент, выдача патента, изобретение, полезная модель, промышленный образец, экспертиза заявки на выдачу патента, критерии патентоспособности, новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость, получение патента в Китае, особенности патентования в Китае

Основы патентного законодательства материковой части Китая были заложены еще в конце 19 века, однако современное китайское законодательство о регистрации и защите прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности берет начало в 1984 г. с принятием Патентного закона КНР. В 1985 г. Китай присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности (принятой в 1883 г., касающейся вопросов промышленной собственности в самом широком смысле слова, включая патенты, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, знаки обслуживания и др.), в 1994 г. – к Договору о патентной кооперации 1970 г. (англ. «Patent Cooperation Treaty», «PCT»). В 2001 г. Китай вошел во Всемирную торговую организацию, и, соответственно, стал государством-участником ТРИПС – Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Для выполнения обязательств, взятых на себя по данным международным договорам, а также в связи со своим стремительным экономическим развитием, требующим совершенствования правовой системы, в Китае трижды принимались существенные поправки к патентному законодательству: сначала в 1992 г., затем в 2000 г. и, наконец, в 2009 г.

В КНР существуют три традиционных объекта патентного права: изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Срок действия патента на изобретение – 20 лет, на полезную модель и промышленный образец – 10 лет. В Китае не предусмотрено возможности продления патента. Правовая защита каждого из данных объектов может быть прекращена, если правообладатель не уплачивает административные пошлины либо отказывается от прав на патент.

Не могут быть запатентованы: научные открытия, правила и методы умственной деятельности, методы диагностики или лечения заболеваний, виды растения и животных и др. Программное обеспечение, само по себе, не может быть запатентовано, однако программа вместе с компьютером, либо какой-либо иной техникой, применение которых совместно решает конкретную техническую задачу, могут получить патентную охрану.

Изобретение в Китае отвечает условиям патентоспособности, и ему предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

В соответствии с третьей поправкой к Патентному закону, изобретение не является новым (и, следовательно, не может быть запатентовано), если информация о нем была опубликована или раскрыта общественности в любой стране мира на дату приоритета.

Изобретательский уровень изобретения подразумевает, что для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники: изобретение должно обладать выдающимися существенными особенностями, обнаруживающими видимый прогресс относительно существующего уровня техники. При оценке изобретательского уровня экспертиза руководствуется следующими вопросами: 1. Какой существует ближайший аналог? 2. Какова техническая проблема, которую должно решить заявленное изобретение? 3. Существует ли разница между уровнем техники/ближайшим аналогом и изобретением, и каковы отличия? 4. Будут ли эти отличия очевидны для специалиста в данной сфере, который должен решить данную техническую проблему?

Что касается практической применимости, она означает, что изобретение может изготавливаться или применяться таким образом, чтобы был достигнут некоторый практический результат.

Поскольку Китай является участником Парижской конвенции, любое лицо, подавшее заявку на изобретение или полезную модель в любой другом государстве-участнике, может в течение года с даты подачи подать заявку в Китае, с установлением конвенционного приоритета по первой заявке. Для промышленных образцов действует срок в 6 месяцев. Подача заявки с конвенционным приоритетом позволяет изобретателю избежать подачи аналогичной заявки другим лицом в каком-либо другом государстве, а также того, что подача заявки в одной стране может сделать данное изобретение частью «уровня техники», что автоматически устраняет его «новизну» при подаче заявки в другой стране.

Иностранные заявители, не имеющие офиса в Китае, могут подавать заявки на выдачу патента только через китайских патентных поверенных. Заявки на патенты в Китае имеют достаточно сложную структуру, должны составляться на китайском языке и включать, среди прочего, необходимые чертежи и изображения, указания на основания для заявления приоритета (при наличии), а также описание (наименование, соответствующую отрасль, уровень техники, цель изобретения и др.)

Заявителям доступна также подача заявки по процедуре PCT. PCT — Договор о патентной кооперации позволяет испрашивать патентную охрану изобретения одновременно в каждой из множества стран путем подачи «международной» патентной заявки. Международная заявка подается в одно Получающее ведомство на одном из установленных языков (т.е. не обязательно на китайском). Однако, если заявитель подал международную заявку на выдачу патента по системе PCT, он должен предоставить перевод ее на китайский язык в течение 30 месяцев с даты приоритета.

Заявки на выдачу патента подаются в письменном или электронном виде в китайское Ведомство (по интеллектуальной собственности). У Ведомства есть отдельные офисы на уровне провинций и на местном уровне, однако они не занимаются вопросами экспертизы и регистрации.

После подачи заявки начинается формальная экспертиза, которой ограничивается рассмотрение заявок на промышленные образцы и полезные модели. В ходе формальной экспертизы – достаточно простой процедуры – эксперт проверяет, правильно ли составлены и оформлены документы и верно ли уплачены пошлины.

Только изобретение проходит процесс экспертизы по существу (после формальной экспертизы и только после соответствующего запроса заявителя). У заявителя есть три года с даты подачи заявки, чтобы запросить проведение экспертизы по существу. Ведомство в процессе экспертизы может потребовать от заявителя внести изменения в любую часть заявки, которая не соответствует Патентному закону.

Китайское ведомство в течение 18 месяцев с даты подачи публикует заявку на патент, если только заявитель не будет ходатайствовать о более ранней публикации или не отзовет заявку. Соответственно, как только заявка опубликована, она оказывается составной частью «уровня техники».

Если изобретение успешно проходит экспертизу по существу (а полезная модель и промышленный образец, соответственно, формальную экспертизу), Ведомство производит регистрацию, публикацию и выдачу патента. Если же Ведомство выносит отказ в регистрации, заявитель может в течение трех месяцев подать заявление о пересмотре решения экспертизы. Заявление о пересмотре должно содержать достаточную аргументацию и иметь в качестве приложений подтверждающие ее документы. Заявитель на данном этапе может также внести изменения в заявку, но только в ту ее часть, из-за которой Ведомством был вынесен окончательный отказ.

Если в результате этого пересмотра решение остается неизменным, заявитель может инициировать судебное разбирательство с требованием отменить решение Ведомства и выдать патент (но только в отношении изобретений, по полезным моделям и промышленным образцам решение комиссии по пересмотру окончательно).

Любое лицо может оспорить действительность патента в любой момент после его выдачи на основании того, что, по его мнению, выдача патента не соответствует требованиям законодательства.

Необходимо отметить, что в настоящее время внимание к патентам в Китае значительно растет. Количество заявок на выдачу патента стремительно увеличивается. Однако, несмотря на это, у большинства патентообладателей возникает огромное количество проблем, связанных, прежде всего, с защитой своих исключительных прав.

Нарушение исключительных прав на патент – это использование патента без разрешения патентообладателя, включая: производство запатентованных изделий, использование запатентованных способов, предложение к продаже или продажа запатентованных изделий, импорт или экспорт запатентованных изделий или изделий, полученных напрямую с помощью использования запатентованных способов производства и др.

Патентное законодательство Китая требует, чтобы перед подачей иска к правонарушителю, патентообладатель сначала попытался урегулировать спор в досудебном порядке, путем направления претензии, и только если это не поможет, инициировать административную или судебную процедуру. Также доступно уголовное преследование

Некоторые китайские юристы считают, что лучше начать с административной процедуры для установления факта нарушения исключительных прав: она быстрее и позволяет собрать доказательства перед подачей иска в суд. Однако, она имеет существенные недостатки: накладываемый на нарушителя штраф, как правило, низок.

По этой причине, а также в силу сложности споров в данной сфере и специфики патентного права, наиболее активно развивающейся и перспективной является судебная процедура (гражданско-правовое разбирательство).

Здесь стоит отметить, что вопросы нарушения исключительных прав на патент тесно связаны с вопросами действительности патента. Как правило, судебное рассмотрение дела о нарушении патента приостанавливается (по ходатайству ответчика) до момента вынесения решения по инициированному ответчиком делу о действительности патента.

Китай сегодня – лидер по количеству заявок на выдачу патентов и разбирательств, связанных с нарушением исключительных прав. Существует стереотип, что судебная система Китая, в частности, при рассмотрении споров касательно прав на патент, благоприятствует национальным компаниям, а у иностранных компаний, даже у самых крупных и известных в мире, шансы на успешный исход дела гораздо ниже. Однако, это преувеличение, особенно в том, что касается разбирательств в крупных судах в развитых городских зонах. Иностранные истцы выигрывают там дела не реже, чем китайские компании. По одному из исследований 2016 г., иностранные компании, хоть и инициировали около 10 процентов судебных дел о нарушении исключительных прав, но выиграли 70 процентов из этих дел.

В любом случае, очевидно, что возможности и принципы регистрации и защиты прав на интеллектуальную собственность в Китае продолжают развиваться, приближаясь к мировым стандартам. Тем не менее, патентование в Китае остается достаточно сложной процедурой, требующей от заявителей тщательного изучения или – что предпочтительнее – квалифицированной помощи специалистов.

Экспертиза объектов патентного права китайский

Библиографическая ссылка на статью:
Винковский В.И. Обзор патентных систем отдельных стран мира в части регулирования вопросов преодоления конфликта прав заявителей // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6105 (дата обращения: 23.09.2018).

Обзор патентных систем различных государств и регулирование вопросов преодоления конфликта прав заявителей.

Потребность в правовой охране результатов интеллектуальной деятельности в технической сфере существенно обострилась в связи с научно-технической революцией XIX-XX вв. и рядом последовавших за ней изменений. Благодаря прогрессу постоянно создаются и совершенствуются многие объекты материального мира и технологии, в которых находят воплощение те или иные результаты интеллектуальной деятельности. Так, например, на рубеже веков были достигнуты значительные успехи в авиастроении, медицине и автомобильной промышленности, а за последние десятилетия человечество узнало о генной инженерии и телекоммуникационных сетях.

Каждое государство самостоятельно разрабатывало и принимало нормативные акты, регламентирующие процедуру патентования технических решений и выдачу охранных документов, действующих на национальной территории.

Предлагается исследовать патентные системы различных государств, с целью изучения системы патентования, а так же особенностей механизма получения правовой охраны на примере решения вопроса конфликта заявок на идентичные или совпадающие объекты.

Первым государством, патентная система которого будет рассмотрена в рамках данного исследования, являются Соединенные Штаты Америки.

Патентный закон США[1] составляет 35 раздел Свода законов и был принят в 1952 году, многие его положения являются поистине уникальными. При этом за последние годы он претерпел ряд значительных изменений.

Согласно ранее действовавшему патентному законодательству в США существовала так называемая «изобретательская» система (система «первый изобретатель»).

Указанная система характеризуется тем, что при возникновении спорных случаев между заявителями по поводу приоритета заявок патентным ведомством будет принято решение в пользу заявителя, доказавшего более ранний факт создания объекта.

В соответствии с параграфом 101 главы 1 части 1 раздела 35 Свода Законов США «любой, кто изобретёт или откроет новые и полезные способ, машину, изделие или композицию вещества или новое и полезное их усовершенствование, может получить на них патент».

Здесь же необходимо отметить, что согласно параграфу 171 положения закона, относящиеся к изобретениям, применяются соответственно к промышленным образцам (с некоторыми исключениями, установленными главой 16).

Дореформенная редакция параграфа 102 Патентного закона США содержала положения о том, что изобретению не может быть предоставлена охрана ввиду его непатентоспособности, если оно, в частности, было известно или использовалось другими лицами в США, или на него был получен патент, или оно описано в печатной публикации в США или зарубежной стране до его создания лицом, подавшим заявку на патент. Кроме того, отдельно устанавливались такое основания для отказа, как установление факта создания изобретения в США другим лицом (до создания его заявителем), которое «не отказалось от него, не замолчало и не скрыло его до даты подачи заявки».

Таким образом можно прийти к выводу о том, что в соответствии с принятой в США системой приоритет изобретения принадлежит лицу, первым осуществившему изобретение (действительно или конструктивно). Исключения допускаются в случаях, когда аналогичное изобретение было «ранее сформулировано другим лицом и это второе лицо проявило разумное прилежание в работе по осуществлению своего изобретения вплоть до момента осуществления первым лицом»[2].

Совпадения дат приоритета также были практически исключены, учитывая, что согласно параграфу 102 Патентного закона США при установлении приоритета изобретения должны учитываться не только соответствующие даты возникновения замысла и практического осуществления изобретения, но и разумные действия лица, которое первым задумало и последним практически осуществило изобретение, в течение времени, предшествующего возникновению замысла изобретения у другого лица.

Следует заметить, когда за границей выдан патент на изобретение, сделанное независимо от поданной в США заявки, такой патент порочит новизну не со дня подачи на него заявки, а со дня его выдачи.[3]

В таком виде патентная система США просуществовала более 60 лет. В 2011 году законопроект о реформе был одобрен Конгрессом. Данным актом предлагалось внести серьезные изменения в патентную систему государства, в результате чего появилось множество разногласий при его рассмотрении. При этом попытки Конгресса тем или иным образом приступить к реформированию национальной патентной системы были предприняты ещё в 2005 году.[4]

Закон о патентной реформе содержит в себе 37 параграфов, каждый из которых посвящен какому-либо отдельному аспекту реформы американского патентного законодательства. Упомянутые параграфы соответствующим образом изменяют и дополняют положения Патентного закона 1952 года и других американских законодательных актов. Даты вступления их в силу различны: от 16 сентября 2011 года до 16 марта 2013 года.

Рассмотрим как определяется новизна технических решений по новому закону.

Согласно параграфу 102 раздела 35 Свода законов США лицо имеет право на патент, за исключением случаев, когда:

— заявленное на регистрацию изобретение было запатентовано, описано в печати или находилось в публичном использовании, в продаже либо иным образом стало доступно общественности до даты подачи заявки на изобретение;

— заявленное изобретение было описано в выданном патенте или в заявке на изобретение, опубликованной либо считающейся опубликованной, в случае, если патент или заявка, в зависимости от обстоятельств, указывает другого изобретателя и фактически подана до даты подачи заявки на изобретение.

Следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего текста параграфа, был осуществлен переход к более строгой абсолютной мировой новизне при проверке соответствия заявленных объектов условиям патентоспособности.

Проведённая реформа изменила множество аспектов патентного делопроизводства и судопроизводства и оказывает значительное влияние на ценность отдельных патентов. Компании и организации должны произвести переоценку своих патентных стратегий и рассмотреть влияние патентной реформы, во-первых, на управление и защиту их интеллектуальной собственности и, во-вторых, на контроль патентов и с третьей стороны и их оспаривание.[5]

Подвергнутую реформе систему патентного права США трудно назвать полностью основывающейся на дате подачи заявки, поскольку в законе сохранился увеличенный по сравнению с другими странами период действия авторской льготы по новизне – 1 год. Новые положения исключают возможность потерять право на получение патента в случае раскрытия сущности изобретения контрагенту без соглашения с ним о конфиденциальности.[6] Указанная льгота по новизне тесно взаимосвязана с принципом «первый изобретатель» и существенно отличается от льгот по новизне, принятых в патентных системах других стран.

В результате принятия закона патентная система Соединённых Штатов Америки претерпела серьезные изменения. Но система, закрепляемая в новом законе, не является чистой системой первого заявителя – она предусматривает процедуры судебного установления авторства.

Новая система исключает дорогостоящую и длительную процедуру, связанную с рассмотрением так называемых «приоритетных столкновений». Вместо этого вводится процедура установления авторства заявленного изобретения путем проверки, не скопировал ли незаконно более ранний заявитель изобретение более позднего заявителя.[7]

Действующая в настоящее время в Ведомстве по патентам и товарным знакам США процедура для разрешения спора изобретателей, подавших заявки одновременно, будет заменена процедурой определения происхождения («derivation proceedings»).[8] В связи с чем нельзя не обратить внимание на сохраняющуюся особенность американской патентной системы, выражающуюся в приверженности к правилу первого и действительного изобретателя. В случае любых конфликтов прав заявителей возможно проведение процедуры, направленной на установление автора заявленного объекта.

Таким образом, хотя патентное законодательство США было серьезно изменено последней патентной реформой, и был предпринят ряд мер для гармонизации американской патентной системы с системами большинства стран мира, однако полного перехода к системе «первый заявитель» не произошло, поскольку ряд особенностей патентного права США сохранился. И поэтому получившуюся систему можно было бы назвать «первый изобретатель-заявитель».

Иная система рассмотрения действует в Федеративной Республике Германии.

Согласно параграфу 3 Патентного закона Германии, действующему с 1 января 1981[9] года изобретение считается новым, если оно не относится к уровню техники. В понятие «уровень техники» входят все знания, ставшие общедоступными посредством письменного или устного описания, путем использования или иным образом до дня, который является определяющим для подачи заявки.

В уровень техники включается также содержание ранее поступивших патентных заявок другого лица.

В соответствии с п. 2 параграфа 3 Патентного закона Германии в уровень техники входит также содержание ранее поданных заявок на патент, которые стали доступными общественности лишь в день или после дня, являющегося определяющим для подачи более новой заявки:

— национальные заявки в редакции, первоначально представленные в Патентное ведомство Германии;

— заявки на европейский патент в редакции, первоначально представленной в компетентный орган, если по заявке испрашивается охрана для Германии (за исключением некоторых случаев);

— международные заявки согласно Договору о патентной кооперации[10] в редакции, первоначально представленной в получающее ведомство, если по заявке указанным ведомством является Патентное ведомство Германии.

Особенно следует отметить, что согласно параграфу 4 Закона при оценке новизны в уровень техники входят и неопубликованные патентные заявки, которые не входят в уровень техники при проверке объекта на соответствие условию «изобретательский шаг».

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что согласно нормам патентного права Германии неопубликованные заявки, с более ранней датой приоритета, порочат новизну заявленных позднее изобретений наравне с общедоступной информацией.

При этом согласно тексту параграфа 6 Патентного закона Германии если изобретение создано независимо друг от друга различными заявителями патент будет выдан (разумеется, при соответствии объекта установленным требованиям) лишь по той заявке, которая получена раньше патентным ведомством.

Нельзя обойти вниманием тот факт, что согласно германскому патентному законодательству правом на получение патента обладает лишь изобретатель или его правопреемник.

В соответствии с параграфом 7 Патентного закона Германии для того, чтобы экспертиза патентной заявки по существу не замедлялась проверкой наличия у заявителя права на получение патента, в производстве, осуществляемом в Патентном ведомстве, принимается презумпция правомочности заявителя.

Таким образом, можно заметить, что германское патентное законодательство придерживается заявительской системы подачи заявки. Совершенно очевидно, что первый заявитель далеко не всегда является первым изобретателем. Однако подобный подход является традиционным в патентном праве многих стран мира.

В другом европейском государстве- Франции, законодательство об охране промышленной собственности было принято в конце XVIII века. И в дальнейшем совершенствовалось путем принятия ряда других законодательных актов, посвященных патентной охране – 1969, 1978, 1992[11] годов.

Действующее в настоящее время законодательство в области патентного права основывается на Кодексе интеллектуальной собственности Франции (далее – Кодекс), принятом в 1992 году.

Указанный Кодекс интеллектуальной собственности Франции, насчитывающий более 1300 статей, состоит из двух частей: Законодательная часть (Partie leislative) и Регламентирующая часть (Partie reglementaire).[12]

Особенностью новизны является включение в уровень техники неопубликованных национальных заявок (при условии их последующей публикации), поданных ранее другим лицом. Эти заявки могут быть так же поданы в Европейское патентное ведомство или в соответствии с PCT, но в обоих случаях должны содержать указание на Францию как страну патентования.[13]

Право на получение охранного документа на объект патентных прав согласно абз.1 ст. L.611-6, принадлежат изобретателю или его правопреемнику.

Кодекс сохраняет прежнее регулирование в связи с недобросовестным получение патента, то есть путем заимствования изобретения или нарушения договорных обязательств. В этом случае об исключительном праве правомочным лицом может быть заявлено в течение 3 лет с момента публикации решения о выдаче патента.[14]

Если же в процессе получения патентной охраны возникнет ситуация, когда в соответствии с абз. 2. ст. L.611-6 Кодекса изобретение создано двумя или более лицами независимо друг от друга, право на получение охранного документа на соответствующий объект права промышленной собственности принадлежит лицу, которое может подтвердить наиболее раннюю дату подачи заявки.

В свою очередь, стоит заметить, что в Кодексе интеллектуальной собственности Франции отсутствует норма, которая регулировала бы отношения при подаче нескольких идентичных заявок с одной датой приоритета.

Следует отметить, что характеризуя субъект права на изобретение, Кодекс традиционно придерживается принципа первого заявителя, предполагая его правомочность (авторство или правопреемство), пока не доказано обратное, а при проверке заявленного решения на соответствие условиям патентоспособности в предшествующий уровень техники включаются ранее поданные неопубликованные заявки другого лица.

Следующей страной, патентные положения которой будут рассмотрены в рамках данного исследования, является Китайская Народная Республика.

Патентная система Китая регулируется Законом КНР «О патентах»[15]. Данный закон был принят на 4-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 6-го созыва 12 марта 1984 года. С 2009 года вступила в силу третья редакция патентного закона Китая и заменила ранее действовавшую редакцию закона 2000 года, а 1 февраля 2010 года начали действовать инструкции и правила по его применению, а также руководство по проведению патентной экспертизы.[16]

Патентный закон КНР имеет комплексный характер и регулирует отношения в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Заявки на патент могут подаваться непосредственно в Патентное ведомство Китая или по процедуре PCT. Экспертиза заявки занимает 24–36 месяцев и до выдачи патента проходит в среднем 5 лет.[17]

Согласно статье 28 указанного закона датой подачи заявки считается дата её получения Управлением по патентам Государственного совета КНР. Если заявка отправлена по почте, датой подачи заявки считается дата на почтовом штемпеле.

В случае, когда на идентичный результат интеллектуальной деятельности будет подано несколько заявок, то в соответствии с абз.2 ст. 9 Закона патентные права предоставляются лицу, подавшему заявку первым.

Последствия совпадения дат приоритета объектов патентного права в данной статьёй не регламентируются. В.И. Еременко отмечает, что указанный пробел восполняют положения правила 41 инструкции к Патентному закону: «заявители, чьи заявки на одни и те же изобретательские достижения были поданы в один и тот же день, должны после получения уведомления Патентного ведомства провести консультации для решения вопроса о том, кто из них имеет право считаться заявителем»[18].

Что касается системы патентования в КНР, то к изобретениям и полезным моделям предъявляются одинаковые требования патентоспособности (за исключением изобретательского уровня): новизна, полезность, достаточно полное и ясное раскрытие сущности. Что касается изобретательского уровня, то применительно к полезной модели требования

Новизна, согласно абз. 2 ст. 22 Закона КНР «О патентах» означает, что данное изобретение или полезная модель не относится к известному уровню техники; никакие организации или частные лица до дня подачи заявки не подавали в Управление по патентам Государственного совета КНР заявку на выдачу патента в отношении аналогичного изобретения или полезной модели, а также отсутствие содержания данного изобретения или полезной модели в патентной документации, опубликованной или объявленной после подачи заявки.

Под известным уровнем техники понимается «технический уровень, ставший общеизвестным в КНР и за рубежом до дня подачи заявки» (абз. 3 ст. 22 Закона КНР «О патентах»).

Почти аналогично в законе устанавливается требование новизны промышленного образца, за тем лишь исключением, что «известный уровень техники» заменён на «существующие промышленные образцы» (ст. 23).

При анализе указанных норм можно прийти к выводу, что для признания объекта новым экспертиза, также, должна установить чтобы указанный объект не был раскрыт в патентных заявках, поданных до дня подачи заявки.

Говоря о принятой КНР системе подачи заявок можно отметить, что нормы закона закрепляют систему «первого заявителя». Это можно проследить на примере конфликта прав заявителей при подаче заявок на идентичные объекты, когда вопрос решается в пользу заявителя, который подал материалы первым.

В Японии, которая является одним из крупнейших участников рынка прав интеллектуальной собственности. Патентная система основывается на Законе об изобретениях 1959 года[19], последние изменения в который вступили в силу в июне 2012 года[20], Законе о полезных моделях[21] и Законе о промышленных образцах[22], датированных тем же годом.

По действующему законодательству изобретение определяется как высокопрогрессивная техническая идея, созданная путем использования естественных законов (ст. 2 Закона об изобретениях).

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона об изобретениях «любое лицо, создавшее изобретение, которое является промышленно применимым, имеет право получить патент» на данное изобретение (разумеется, при соответствии заявленного технического решения условиям патентоспособности).

Право на получение патента, может быть передано другому лицу, но не может являться предметом залога (ст. 33 Закона об изобретениях).

Согласно п.1 ст. 29 Закона Японии об изобретениях не соответствуют условию патентоспособности «новизна»:

— изобретения, которые были известны в Японии или в другой стране до подачи заявки на получение патента;

— изобретения, которые открыто использовались в Японии или в другой стране до подачи заявки на получение патент;

— изобретения, которые были описаны в печатном издании, или изобретения, которые были сделаны общедоступными через «автоматические линии электросвязи» в Японии или в другой стране до подачи заявки на патент.

В ст. 39 Закона об изобретениях содержатся нормы, регулирующие последствия совпадения дат приоритета заявленных объектов. Согласно п. 1 указанной статьи если в разное время поданы две или больше заявок, относящихся к одному и тому же изобретению, то получить патент на такое изобретение вправе лишь первый заявитель патента.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Закона об изобретениях если две или больше заявок, относящихся к одному и тому же изобретению, поданы в один и тот же день, то получить патент на такое изобретение вправе лишь заявитель, указанный в соглашении таких заявителей. В случае недостижения согласия или невозможности осуществления взаимных консультаций ни один из них не имеет права получить патент на такое изобретение.

В отношении промышленных образцов действуют нормы, схожие с положениями закона об изобретениях (ст. 3 и 9 Закона о промышленных образцах).

Однако в отношении полезных моделей установлены иные правила.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона о полезных моделях если несколько заявок на регистрацию идентичных полезных моделей были поданы в тот же день, ни один из заявителей не может иметь права на получение патента на заявляемую полезную модель.

Подводя итог по результатам исследования патентных систем отдельных стран мира, необходимо отметить, что в национальных законодательствах государств предусматривается один из двух возможных механизмов включения в уровень техники поданных заявок при проверке заявленных решений на соответствие условиям патентоспособности: либо в уровень техники включаются все поданные в патентное ведомство заявки при условии их дальнейшего опубликования, либо только опубликованные.

Таким образом, можно прийти к выводу о наличии двух путей решения конфликтов прав заявителей на идентичные или совпадающие объекты, возникающих на стадии проверки соответствия объекта условиям патентоспособности.

При этом в большинстве стран применяется именно первый принцип – в уровень техники при проверке новизны объектов патентных прав как правило включаются заявки, поданные ранее, но не опубликованные на дату приоритета рассматриваемой заявки при условии их дальнейшего опубликования (в уровень техники в этом случае не будут включаться отозванные и признанные отозванными заявки других лиц).

В то же время, во многих странах не находит разрешения на законодательном уровне конфликт прав заявителей, возникающий при совпадении дат приоритета идентичных объектов, однако данный вопрос как правило решается при установлении наличия у заявителей права на получение патента.

Экспертиза объектов патентного права китайский

Доп.точки доступа:
Орлова, Валентина Владимировна; Добрынин, Олег Викторович; Китайский , Владимир Евгеньевич; Молчанова, Елена Андреевна
Экземпляры всего (): 2
Ч/з7 (1), 02 СПД (1)
Свободны: Ч/з7 (1), 02 СПД (1)

Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза

«Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза»

Аннотация: Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза. Китайский В.Е.

Учебник разработан на основе курсов лекций «Основы патентной экспертизы», «Патентная экспертиза», «Экспертиза изобретений и полезных моделей», «Экспертиза промышленных образцов» и «Экспертиза товарных знаков и наименований мест происхождения товаров», читаемых автором в Российском государственном институте интеллектуальной собственности.

В учебнике подробно рассмотрены вопросы подготовки заявочных материалов на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, и на регистрацию товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, их подачи и рассмотрения в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с Частью четвертой ГК РФ.

Учебник предназначен для студентов и слушателей образовательных учреждений, специализирующихся в области создания, охраны и коммерческого использования вышеперечисленных объектов патентного права и средств индивидуализации. Учебник может быть полезным также для патентных работников предприятий, патентных поверенных и при подготовке кандидатов патентных поверенных к сдаче квалификационных экзаменов.

Если Вас заинтересовала книга «Объекты патентного права, средства индивидуализации и их экспертиза», разместите на своем сайте или блоге код:

Результат будет выглядеть так:

Учебник разработан на основе курсов лекций «Основы патентной экспертизы», «Патентная экспертиза», «Экспертиза изобретений и полезных моделей», «Экспертиза промышленных образцов» и «Экспертиза товарных знаков и наименований мест происхождения товаров», читаемых автором в Российском государственном ин. Далее

Экспертиза объектов патентного права китайский

Введите ваш e-mail:

Особенности патентования в Китае

В КНР существуют три традиционных объекта патентного права: изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Бюро переводов ТРАНСЛЕКС: точный юридический перевод и лингвистическое сопровождение бизнеса »»

Основы патентного законодательства материковой части Китая были заложены еще в конце 19 века, однако современное китайское законодательство о регистрации и защите прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности берет начало в 1984 г. с принятием Патентного закона КНР. В 1985 г. Китай присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности (принятой в 1883 г., касающейся вопросов промышленной собственности в самом широком смысле слова, включая патенты, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, знаки обслуживания и др.), в 1994 г. – к Договору о патентной кооперации 1970 г. (англ. «Patent Cooperation Treaty», «PCT»). В 2001 г. Китай вошел во Всемирную торговую организацию, и, соответственно, стал государством-участником ТРИПС – Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Для выполнения обязательств, взятых на себя по данным международным договорам, а также в связи со своим стремительным экономическим развитием, требующим совершенствования правовой системы, в Китае трижды принимались существенные поправки к патентному законодательству: сначала в 1992 г., затем в 2000 г. и, наконец, в 2009 г.

В КНР существуют три традиционных объекта патентного права: изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Срок действия патента на изобретение – 20 лет, на полезную модель и промышленный образец – 10 лет. В Китае не предусмотрено возможности продления патента. Правовая защита каждого из данных объектов может быть прекращена, если правообладатель не уплачивает административные пошлины либо отказывается от прав на патент.

Не могут быть запатентованы: научные открытия, правила и методы умственной деятельности, методы диагностики или лечения заболеваний, виды растения и животных и др. Программное обеспечение, само по себе, не может быть запатентовано, однако программа вместе с компьютером, либо какой-либо иной техникой, применение которых совместно решает конкретную техническую задачу, могут получить патентную охрану.

Изобретение в Китае отвечает условиям патентоспособности, и ему предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

В соответствии с третьей поправкой к Патентному закону, изобретение не является новым (и, следовательно, не может быть запатентовано), если информация о нем была опубликована или раскрыта общественности в любой стране мира на дату приоритета.

Изобретательский уровень изобретения подразумевает, что для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники: изобретение должно обладать выдающимися существенными особенностями, обнаруживающими видимый прогресс относительно существующего уровня техники. При оценке изобретательского уровня экспертиза руководствуется следующими вопросами: 1. Какой существует ближайший аналог? 2. Какова техническая проблема, которую должно решить заявленное изобретение? 3. Существует ли разница между уровнем техники/ближайшим аналогом и изобретением, и каковы отличия? 4. Будут ли эти отличия очевидны для специалиста в данной сфере, который должен решить данную техническую проблему?

Что касается практической применимости, она означает, что изобретение может изготавливаться или применяться таким образом, чтобы был достигнут некоторый практический результат.

Поскольку Китай является участником Парижской конвенции, любое лицо, подавшее заявку на изобретение или полезную модель в любой другом государстве-участнике, может в течение года с даты подачи подать заявку в Китае, с установлением конвенционного приоритета по первой заявке. Для промышленных образцов действует срок в 6 месяцев. Подача заявки с конвенционным приоритетом позволяет изобретателю избежать подачи аналогичной заявки другим лицом в каком-либо другом государстве, а также того, что подача заявки в одной стране может сделать данное изобретение частью «уровня техники», что автоматически устраняет его «новизну» при подаче заявки в другой стране.

Иностранные заявители, не имеющие офиса в Китае, могут подавать заявки на выдачу патента только через китайских патентных поверенных. Заявки на патенты в Китае имеют достаточно сложную структуру, должны составляться на китайском языке и включать, среди прочего, необходимые чертежи и изображения, указания на основания для заявления приоритета (при наличии), а также описание (наименование, соответствующую отрасль, уровень техники, цель изобретения и др.)

Заявителям доступна также подача заявки по процедуре PCT. PCT — Договор о патентной кооперации позволяет испрашивать патентную охрану изобретения одновременно в каждой из множества стран путем подачи «международной» патентной заявки. Международная заявка подается в одно Получающее ведомство на одном из установленных языков (т.е. не обязательно на китайском). Однако, если заявитель подал международную заявку на выдачу патента по системе PCT, он должен предоставить перевод ее на китайский язык в течение 30 месяцев с даты приоритета.

Заявки на выдачу патента подаются в письменном или электронном виде в китайское Ведомство (по интеллектуальной собственности). У Ведомства есть отдельные офисы на уровне провинций и на местном уровне, однако они не занимаются вопросами экспертизы и регистрации.

После подачи заявки начинается формальная экспертиза, которой ограничивается рассмотрение заявок на промышленные образцы и полезные модели. В ходе формальной экспертизы – достаточно простой процедуры – эксперт проверяет, правильно ли составлены и оформлены документы и верно ли уплачены пошлины.

Только изобретение проходит процесс экспертизы по существу (после формальной экспертизы и только после соответствующего запроса заявителя). У заявителя есть три года с даты подачи заявки, чтобы запросить проведение экспертизы по существу. Ведомство в процессе экспертизы может потребовать от заявителя внести изменения в любую часть заявки, которая не соответствует Патентному закону.

Китайское ведомство в течение 18 месяцев с даты подачи публикует заявку на патент, если только заявитель не будет ходатайствовать о более ранней публикации или не отзовет заявку. Соответственно, как только заявка опубликована, она оказывается составной частью «уровня техники».

Если изобретение успешно проходит экспертизу по существу (а полезная модель и промышленный образец, соответственно, формальную экспертизу), Ведомство производит регистрацию, публикацию и выдачу патента. Если же Ведомство выносит отказ в регистрации, заявитель может в течение трех месяцев подать заявление о пересмотре решения экспертизы. Заявление о пересмотре должно содержать достаточную аргументацию и иметь в качестве приложений подтверждающие ее документы. Заявитель на данном этапе может также внести изменения в заявку, но только в ту ее часть, из-за которой Ведомством был вынесен окончательный отказ.

Если в результате этого пересмотра решение остается неизменным, заявитель может инициировать судебное разбирательство с требованием отменить решение Ведомства и выдать патент (но только в отношении изобретений, по полезным моделям и промышленным образцам решение комиссии по пересмотру окончательно).

Любое лицо может оспорить действительность патента в любой момент после его выдачи на основании того, что, по его мнению, выдача патента не соответствует требованиям законодательства.

Необходимо отметить, что в настоящее время внимание к патентам в Китае значительно растет. Количество заявок на выдачу патента стремительно увеличивается. Однако, несмотря на это, у большинства патентообладателей возникает огромное количество проблем, связанных, прежде всего, с защитой своих исключительных прав.

Нарушение исключительных прав на патент – это использование патента без разрешения патентообладателя, включая: производство запатентованных изделий, использование запатентованных способов, предложение к продаже или продажа запатентованных изделий, импорт или экспорт запатентованных изделий или изделий, полученных напрямую с помощью использования запатентованных способов производства и др.

Патентное законодательство Китая требует, чтобы перед подачей иска к правонарушителю, патентообладатель сначала попытался урегулировать спор в досудебном порядке, путем направления претензии, и только если это не поможет, инициировать административную или судебную процедуру. Также доступно уголовное преследование

Некоторые китайские юристы считают, что лучше начать с административной процедуры для установления факта нарушения исключительных прав: она быстрее и позволяет собрать доказательства перед подачей иска в суд. Однако, она имеет существенные недостатки: накладываемый на нарушителя штраф, как правило, низок.

По этой причине, а также в силу сложности споров в данной сфере и специфики патентного права, наиболее активно развивающейся и перспективной является судебная процедура (гражданско-правовое разбирательство).

Здесь стоит отметить, что вопросы нарушения исключительных прав на патент тесно связаны с вопросами действительности патента. Как правило, судебное рассмотрение дела о нарушении патента приостанавливается (по ходатайству ответчика) до момента вынесения решения по инициированному ответчиком делу о действительности патента.

Китай сегодня – лидер по количеству заявок на выдачу патентов и разбирательств, связанных с нарушением исключительных прав. Существует стереотип, что судебная система Китая, в частности, при рассмотрении споров касательно прав на патент, благоприятствует национальным компаниям, а у иностранных компаний, даже у самых крупных и известных в мире, шансы на успешный исход дела гораздо ниже. Однако, это преувеличение, особенно в том, что касается разбирательств в крупных судах в развитых городских зонах. Иностранные истцы выигрывают там дела не реже, чем китайские компании. По одному из исследований 2016 г., иностранные компании, хоть и инициировали около 10 процентов судебных дел о нарушении исключительных прав, но выиграли 70 процентов из этих дел.

В любом случае, очевидно, что возможности и принципы регистрации и защиты прав на интеллектуальную собственность в Китае продолжают развиваться, приближаясь к мировым стандартам. Тем не менее, патентование в Китае остается достаточно сложной процедурой, требующей от заявителей тщательного изучения или – что предпочтительнее – квалифицированной помощи специалистов.

Китайский в е объекты патентного права

Адрес:
109240, г. Москва, ул. Николоямская, д. 1 Посмотреть на карте

Справочно-библиографические консультации:
+7 (495) 915–36–41

Часы работы:
В будние дни — с 11.00 до 21.00
В предпраздничные, субботние и воскресные дни — с 11.00 до 19.00 Последний четверг каждого месяца — санитарный день —>

Запись читателей и вход их в библиотеку завершается за полчаса до окончания работы.

Для оформления читательского билета необходимо (самостоятельно или с помощью библиотекаря) пройти электронную регистрацию в центральном вестибюле на 1-м этаже библиотеки.

Для завершения процедуры регистрации необходимо предоставить один из документов:
— паспорт;
— водительское удостоверение РФ.

Для несовершеннолетних в возрасте до 14 лет — свидетельство о рождении и паспорт сопровождающего.

Запись новых читателей завершается за полчаса до окончания работы библиотеки.

Статья написана по материалам сайтов: www.lawfirm.ru, ohrana-prava.ru, catalog.libfl.ru.

»

Это интересно:  Мойки двигателя патенты
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector