Договор о патентном праве plt

ЧТО ТАКОЕ

Краткий обзор Договора о патентном

1 июня 2000 г. Дипломатическая конференция

по принятию Договора о патентном праве,

созванная под эгидой Всемирной организации

интеллектуальной собственности (ВОИС) при участии 140

суверенных государств, на основе консенсуса приняла Договор о

патентном праве (PLT), который вступил в силу 28 апреля 2005 г.

Договор о патентном праве (PLT) гармонизирует формальные

требования, устанавливаемые национальными и региональными патентными ведомствами, а также оптимизирует процедуры получения и поддержания патента в силе.

В частности договор устанавливает:

(i) требования к дате подачи и процедуры, позволяющие избежать утраты даты подачи из-за несоблюдения формальностей;

(ii) единый стандартизированный на международном уровне набор формальных требований к заявкам, подаваемым в национальные и региональные ведомства, которые согласуются с формальными требованиями, предусмотренными Договором о патентной кооперации (РСТ);

(iii) стандартизированные бланки, которые должны приниматься всеми ведомствами;

(iv) упрощенные процедуры в патентных ведомствах;

(v) механизмы, позволяющие избежать непреднамеренной утраты прав в результате несоблюдения сроков;

(vi) основные принципы электронной подачи заявок.

PLT предусматривает максимально возможные требования, которые могут предъявляться ведомством Договаривающейся стороны. Это означает, что любая Договаривающаяся сторона может предусматривать требования, которые с точки зрения заявителей и правообладателей являются более благоприятными. Положения PLT применяются к национальным и региональным патентным заявкам и патентам, а также к международным заявкам, поданным по процедуре РСТ, после их перехода на «национальную фазу».

Цель PLT Изобретатели и заявители, испрашивающие патентную охрану, в качестве первого шага должны соблюсти определенные формальные требования, предписанные национальным/региональным патентным законодательством, во избежание отклонения их заявок и последующей утраты прав. Эти формальные требования в настоящее время различаются в разных странах. Цель PLT заключается в упрощении и стандартизации этих требований.

Как и PCT, PLT не содержит положений, относящихся к материальным нормам патентного права. Однако PLT и его связь с PCT обеспечивают прочную основу для деятельности ВОИС по совершенствованию патентного права и развитию международной патентной системы в будущем.

PLT предоставляет преимущества всем заинтересованным сторонам Изобретатели, заявители и патентные поверенные Договаривающихся сторон — будь то промышленно развитые или развивающиеся страны — а также третьи лица и национальные и региональные ведомства извлекут пользу из PLT.

Преимущества для изобретателей, заявителей и патентных поверенных

• Стандартизированныебланки и упрощенные процедуры уменьшают риск совершения ошибок и тем самым сокращают число случаев утраты прав.

• Предсказуемый максимально возможный набор формальных требований к патентованию и патентам во всех странахучастницах PLT обеспечивает более легкий доступ к иностранным патентным системам.

• Типовые международные бланки, которые должны приниматься каждой Договаривающейся стороной, также упрощают подачу заявок за рубежом.

Говоря кратко, PLT повышает правовую определенность для заявителей, подающих заявки в своей стране и за границей, и сокращает затраты изобретателей, заявителей и патентных поверенных.

Преимущества для третьих лиц

• Стандартизированные бланки и упрощенные процедуры сокращают расходы для третьих лиц, участвующих в процедурах в патентном ведомстве, например, в случае оспаривания патентов, которые не в полной мере отвечают требованиям, установленным патентным законодательством.

• Третьи лица могут рассчитывать на предсказуемый максимально возможный набор формальных требований к патентованию во всех странах-участницах, что обеспечивает более легкий доступ к иностранным патентным системам.

• В тех странах, в которых осуществляется регистрация соглашений о лицензировании или залоге, упрощенные процедуры облегчают такую регистрацию.

Преимущества для патентных ведомств

• Упразднение обременительных и сложных процедур приводит к повышению эффективности работы патентных ведомств и соответствующему сокращению их производственных затрат.

• Каждая Договаривающаяся сторона вправе устанавливать любые материально-правовые требования в соответствии со своим национальным/региональным законодательством, исходя из соображений государственной политики и своего развития.

• PLT не налагает на Договаривающиеся стороны никаких финансовых обязательств.

Связь между PLT и PCT

Поскольку РСТ предусматривает единообразные формальные требования в отношении международных патентных заявок на международной фазе, PLT имеет целью упростить и гармонизировать формальные требования в отношении национальных и региональных заявок и патентов. Чтобы избежать создания новых стандартов на международном уровне, отличающихся от норм РСТ, PLT в соответствующих случаях содержит ссылки на положения РСТ.

В частности, предусматриваемые в PLT требования к форме и содержанию заявки, а также к содержанию заявления полностью согласованы с требованиями РСТ. Кроме того, PLT предоставляет возможность использовать форму заявления РСТ, дополнив его сведениями о желании заявителя, чтобы данная заявка рассматривалась как национальная заявка.

Дополнительные преимущества, предоставляемые PLT государствам-членам РСТ Учитывая тесную взаимосвязь PLT и PCT, после присоединения государства-члена РСТ к PLT заявители и патентные ведомства государств-членов РСТ получают ряд дополнительных преимуществ.

Преимущества для заявителей по PCT Заявителям будет легче подавать национальные и региональные заявки в своих странах, а также за рубежом, поскольку формальные требования к этим заявкам согласованы с требованиями РСТ, с которыми пользователь РСТ уже знаком. Соответственно, заявители получат более легкий доступ к иностранным патентным системам.

Кроме того, заявители по РСТ смогут воспользоваться упрощенными и оптимизированными процедурами, предусмотренными PLT, после того, как их международные заявки перейдут на национальную фазу.

Преимущества для патентных ведомств В принципе PLT предоставляет ведомствам государств-членов РСТ возможность оптимизировать процедуры, которые они применяют к национальным или региональным заявкам, сблизив их с процедурами, применяемыми к международным заявкам, подаваемым по процедуре РСТ. Это становится возможным потому, что формальные требования PLT согласованы с формальными требованиями РСТ.

Никакой прямой связи между PLT и Соглашением ТРИПС Между PLT и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС) нет никакой прямой связи, поскольку они имеют разные сферы регулирования.

PLT регулирует формальные требования, касающиеся патентных заявок и патентов, в то время как Соглашение ТРИПС устанавливает стандарты, касающиеся доступности и объема прав интеллектуальной собственности, защиты прав, а также общие положения, касающиеся приобретения и поддержания в силе прав и соответствующих inter partes процедур.

Связь между PLT и Парижской конвенцией по охране промышленной собственности Договаривающаяся сторона PLT должна соблюдать положения Парижской конвенции, касающиеся патентов. Соответственно, права заявителей и правообладателей в соответствии с Парижской конвенцией остаются в силе.

Электронная подача заявок в соответствии с PLT:

никакого принуждения PLT содействует реализации электронной подачи заявок и другой информации в электронной форме в интересах ведомств и пользователей. Любая Договаривающаяся сторона может обеспечить полную электронную подачу заявок (то есть, исключить подачу заявок на бумаге), если она желает этого, или может продолжить прием заявок на бумаге. Однако заявителям все же будет разрешено использовать бумажный носитель во всех ведомствах для целей получения даты подачи и соблюдения сроков.

Ничто не препятствует Договаривающейся стороне продолжать требовать подачи заявок на бумаге и не вводить или не принимать электронную подачу.

Цель PLT применительно к подаче заявок на бумаге и в электронной форме состоит в том, чтобы в интересах ведомств и пользователей облегчить электронную подачу заявок, и в то же время не лишить пользователей преимуществ использования патентной системы, если они пока не готовы применять электронную подачу.

Преимущества PLT для развивающихся стран

Упомянутые выше преимущества PLT применимы к гражданам всех стран, включая развивающиеся страны.

В частности, изобретатели, заявители и патентные поверенные, желающие подать заявку на патент, а также национальные патентные ведомства развивающихся стран могут воспользоваться следующими преимуществами:

Это интересно:  Патент на компьютерную программу

• знакомый набор требований к патентованию во всех странахучастницах PLT и соответственно более легкий доступ к иностранным патентным системам;

• стимулирование более активной подачи заявок в странах;

• большая правовая определенность для заявителей, подающих заявки в своей стране, а также за границей;

• более простые процедуры и соответствующее снижение расходов;

• исключения из требований об обязательном представительстве;

• меньший риск утраты прав из-за невыполнения формальных требований, поскольку ведомства будут обязаны уведомлять заявителей о формальных ошибках и предоставлять им возможность исправить эти ошибки;

• освобождение от ответственности и восстановление прав в случае несоблюдения некоторых сроков;

• возможность получения даты подачи, даже если описание заявки составлено на иностранном языке.

Договаривающиеся стороны На 2 июня 2000 г. 10 стран и 3 межправительственные организации подписали Заключительный акт Дипломатической конференции по принятию Договора о патентном праве и 43 страны подписали Договор о патентном праве, принятый на Дипломатической конференции 1 июня 2000 г. По состоянию на 1 марта 2010 г.

Договор насчитывает 24 Договаривающиеся стороны.

Право промышленной собственности

Договор о патентном праве (PLT)

Договор о патентном праве был принят 1 июня 2000 г. на Дипломатической конференции в Женеве. Согласно ст. 21(1) Договора он вступает в силу через три месяца после того, как 10 государств сдадут на хранение Генеральному директору ВОИС свои ратификационные грамоты или акты о присоединении.

Одновременно с Договором были приняты Инструкции к Договору и Заключительный акт, который подписали более 100 государств, в том числе и Российская Федерация. Договор о патентном праве призван главным образом гармонизировать международные патентно-правовые нормы и дополнить Договор о патентной кооперации.

Российская Федерация присоединилась к Договору в 2009 г. с оговоркой, касающейся ст. 6 (1) указанного Договора согласно п. 1 распоряжения Правительства РФ от 9 февраля 2009 г. № 137-р «О присоединении Российской Федерации к Договору о патентном праве».

Российская Федерация в соответствии со ст. 23 Договора о патентном праве заявляет, что положения ст. 6(1) указанного Договора не применяются ни к какому требованию в отношении единства изобретения, применимому в соответствии с Договором о патентной кооперации к международной заявке.

Основополагающими принципами Договора, которые получили закрепление в ст. 2, являются:

  • принцип благоприятствования, состоящий в том, что договаривающаяся сторона имеет право предусматривать требования, которые с точки зрения заявителей и владельцев (лиц, указанных в материалах патентного ведомства как патентообладатели) являются более благоприятными, чем требования, содержащиеся в Договоре и Инструкции к Договору;
  • принцип отсутствия регулирования материальных норм патентного права, выражающийся в том, что ничто в Договоре или Инструкции к Договору не должно пониматься как возможное ограничение права договаривающейся стороны предписывать по своему усмотрению требования к применимому материальному праву в отношении патентов.

К основным положениям Договора следует отнести:

  • правила, касающиеся заявок на патенты на изобретения (ст. 3, 5, 6, 22);
  • правила о представительстве (ст. 7);
  • нормы о предотвращении утраты прав заявителем или патентовладельцем (ст. 10-13);
  • правила о связи Договора с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о патентной кооперации (ст. 3,15,16).

Согласно ст. 3 Договора его положения, а равно положения Инструкции к Договору применяются к национальным и региональным заявкам на патенты на изобретения и на дополнительные патенты, которые подаются в патентное ведомство или для ведомства договаривающейся стороны и которые представляют собой:

  • виды заявок, разрешенных к подаче в качестве международных в соответствии с договором РСТ;
  • отдельные заявки на патенты на изобретение или на дополнительные патенты, разделенные по инициативе экспертизы либо заявителя и относящиеся к категории международных заявок в соответствии с договором РСТ.

В ст. 5 Договора формулируются правила об установлении даты подачи заявки в зависимости от наличия тех либо иных элементов заявки, которые должны быть представлены по выбору заявителя на бумажном носителе или иным способом в патентное ведомство. В соответствии с п. (1) указанной статьи датой подачи заявки является дата, на которую ведомство получило следующие элементы заявки:

  • явное или подразумеваемое указание на то, что эти элементы предназначены быть заявкой;
  • указания, позволяющие установить личность заявителя или позволяющие ведомству связаться с заявителем;
  • часть, которая внешне выглядит как описание.

При этом договаривающаяся сторона для целей даты подачи может в качестве описания принимать чертеж.

Приведенный выше перечень является исчерпывающим.

В п. (7) ст. 5 Договора содержится правило о возможности замены описания и чертежей ссылкой на ранее поданную заявку.

Формальные требования к заявке определены в ст. 6 Договора и правиле 3 Инструкции к Договору. Их существо состоит в том, что ни одна договаривающаяся сторона не вправе требовать соблюдения иных формы или содержания заявки, чем те, которые предусмотрены договором РСТ (заявление, описание, один или несколько пунктов формулы, реферат, чертежи).

Правила о представительстве сформулированы в ст. 7 Договора. Согласно п. (1) указанной статьи договаривающаяся сторона может требовать, чтобы представитель, назначенный для целей любой процедуры в ведомстве:

  • имел на основании применимого законодательства право вести дела в ведомстве в отношении заявок и патентов;
  • представил в качестве своего адреса адрес на территории, предписанной договаривающейся стороной.

В п. (2) ст. 7 Договора установлены ограничения в отношении обязательного представительства интересов различных лиц в ведомствах договаривающихся сторон. Согласно этому пункту договаривающаяся сторона может требовать, чтобы заявитель, владелец или иное заинтересованное лицо назначили представителя (патентного поверенного) для целей осуществления любой процедуры в патентном ведомстве. Вместе с тем правопреемник по заявке, заявитель, владелец или иное заинтересованное лицо вправе без посредничества представителя действовать в ведомстве самостоятельно в связи с процедурами:

  • определения даты подачи заявки;
  • уплаты пошлины;
  • любой другой процедуры, как предписано Инструкцией;
  • выдачи расписки или уведомления ведомством в отношении процедур определения даты подачи, уплаты пошлины, а также процедур, предписанных Инструкцией.

Пошлина за поддержание патента в силе может быть уплачена любым лицом.

Согласно п. (1) ст. 10 Договора не могут быть основаниями для полного или частичного аннулирования или признания патента недействительным некоторые формальные требования в отношении заявки (форма или содержание заявки, бланк заявления, пошлины, приоритетный документ, форма и средства передачи сообщений, язык сообщений, типовые международные бланки, подпись сообщения), за исключением тех случаев, когда невыполнение формальных требований явилось результатом преднамеренного обмана.

Патент также не может быть полностью или частично аннулирован или признан недействительным без предоставления владельцу возможности представить замечания в связи с предполагаемым аннулированием или признанием патента недействительным и возможности внести изменения и исправления, если это допускается в соответствии с применимым законодательством, в течение разумно необходимого срока.

В ст. 11 Договора предусмотрены послабления в отношении сроков, установленных ведомством для совершения действий в процессе рассмотрения заявки. Так, договаривающаяся сторона может предусматривать продление на период, предписанный Инструкцией, установленного ведомством срока для совершения действия в ходе процедуры в ведомстве в отношении заявки или патента, если ходатайство об этом подано в ведомство в соответствии с требованиями, предписанными Инструкцией, и такое ходатайство по выбору договаривающейся стороны подано:

  • до истечения установленного срока; или
  • после истечения установленного срока, но в течение срока, предписанного Инструкцией.

Кроме того, в п. (2) ст. 11 Договора предусматривается возможность продолжения делопроизводства в ведомстве в отношении заявки или патента, а при необходимости — восстановления прав заявителя или владельца в случае несоблюдения ими установленного ведомством срока и если договаривающаяся сторона не предусматривает во внутреннем законодательстве продление срока, которое испрашивается.

Это интересно:  Переход с упрощенки на патент

Статья 12 Договора предусматривает возможность восстановления прав заявителя или патентовладельца после установления ведомством факта принятия надлежащих мер или непреднамеренных действий. В этом смысле договаривающаяся сторона должна предусмотреть условие, что в случае несоблюдения заявителем или владельцем срока для совершения действий в ходе процедуры в ведомстве и если это несоблюдение непосредственно влечет за собой потерю прав в отношении заявки или патента, ведомство восстанавливает указанные права, если:

  • ходатайство об этом подано в ведомство в соответствии с требованиями, предписанными Инструкцией;
  • ходатайство подано и все требования, в отношении которых применяется срок для совершения указанного действия, выполнены в течение срока, предписанного Инструкцией;
  • в ходатайстве указаны причины несоблюдения срока, и
  • ведомство сочтет, что несоблюдение срока произошло, несмотря на принятие надлежащих при данных обстоятельствах мер или, по выбору договаривающейся стороны, что любая задержка была непреднамеренной.

В соответствии со ст. 13 Договора, если иное не установлено Инструкцией, договаривающаяся сторона обязана предусмотреть возможность исправления или дополнения притязания на приоритет в отношении последующей заявки, если:

  • ходатайство об этом подано в ведомство в соответствии с требованиями, предписанными Инструкцией, и в установленный ею срок;
  • дата подачи последующей заявки не будет позднее даты истечения приоритетного срока, отсчитываемого с даты подачи самой ранней заявки, на основании которой испрашивается приоритет.

В п. (2) ст. 13 Договора урегулирована ситуация, именуемая «запоздалой подачей последующей заявки». В данном случае предусматривается возможность восстановления права приоритета, когда последующая заявка подается уже после истечения приоритетного срока, но в течение срока, указанного в правиле 14 Инструкции (в течение двух месяцев с даты, на которую истек срок приоритетного периода). Указанная возможность реализуется и право приоритета восстанавливается, если:

  • ходатайство об этом подано в ведомство в соответствии с требованиями и в сроки, предписанные в Инструкции;
  • в ходатайстве указаны причины несоблюдения приоритетного срока;
  • ведомство сочтет, что неподача последующей заявки в течение приоритетного срока произошла, несмотря на принятие надлежащих при данных обстоятельствах мер или по выбору договаривающейся стороны была непреднамеренной.

Положения о связи Договора с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности закреплены в ст. 15. Так, каждая договаривающаяся сторона обязана соблюдать положения Парижской конвенции в отношении патентов.

Договор не отменяет обязательств, которые договаривающиеся стороны имеют по отношению к друг к другу в соответствии с Парижской конвенцией, и не умаляет прав, которыми заявители и владельцы пользуются в соответствии с ее положениями.

Согласно ст. 16 Договора для его целей не применяется любое положение договора РСТ, в силу которого пересмотренное, включающее поправки или измененное положение этого договора противоречит применяемому государством — участником РСТ или ведомством законодательству. С учетом данного положения любой пересмотр, поправка или изменение договора РСТ, сделанные после 2 июня 2000 г., которые согласуются со статьями Договора о патентном праве, применяются для целей последнего при условии, что Ассамблея (коллегиальный орган Союза PLT, состоящий из представителей государств-участников) в каждом отдельном случае принимает соответствующее решение большинством в три четверти поданных голосов.

Договор о патентном праве

Следующим в этой группе стал Договор о патентном праве (PLT) [1] , заключенный в Женеве 1 июня 2000 г. и вступивший в силу 28 апреля 2005 г.

Договору о патентном праве свойственна большая мера либерализации, которая проявляется в ряде положений, таких, как предоставление каждой стране-участнице возможности отступать от положений Договора, если законодательство страны предусматривает для заявителей или патентообладателей более благоприятные условия, чем те, что содержатся в Договоре, за исключением установления даты подачи (ст. 2(1)).

Рассмотрим, как реализуется замысел ВОИС в Договоре о патентном праве.

Гармонизация осуществляемых в ведомстве процедур начинается с установления требований к заявке. При этом особенностью Договора о патентном праве служит жесткая форма единения законодательства стран-участниц в деле их установления. Для определения формы заявки Договором был найден общий стандарт, которым стала международная заявка в границах тех требований, что установлены Договором о патентной кооперации и Инструкцией к нему. Поэтому в позиции Договора о патентном праве видится логическая взаимосвязь с РСТ, в котором определение состава заявочных документов было опробовано в длительной практике патентования по этой международной системе. По этой причине использование международной заявки как обязательного образца для национального и регионального законодательства стран-участниц представляется оправданным.

Но, несмотря на установленный стандарт состава заявочных документов и следуя линии упрощения процедур, как и TLT, Договор закрепил минимальные требования к представляемым документам, по которым может быть установлена дата подачи заявки как исходный момент для использования конвенционного приоритета. Помимо сокращения представляемых для этого документов, что служит делу более быстрого установления даты подачи, данное положение, будучи единым для всех стран-участниц, имеет и другое положительное значение: момент отсчета конвенционной льготы становится четко определенным и одинаковым во всех странах, что не наблюдалось раньше в силу особенностей национального законодательства.

Датой подачи по Договору служит дата, на которую ведомство страны-участницы получило следующие сведения:

  • — явное или подразумеваемое указание, что они представлены как заявка на изобретение;
  • — сведения, позволяющие установить личность заявителя или связаться с ним;
  • — сведения, воспринимаемые как описание изобретения (ст. 5).

Следует заметить, что эти сведения являются исчерпывающими,

и поэтому страны-участницы не могут предъявлять какие-либо иные, дополнительные требования для установления даты подачи. Вместе с тем они не должны делать этот перечень и более либеральным, исходя из общего принципа допустимости применения этими странами более благоприятных условий, чем те, что предусмотрены Договором.

Минимальный характер требований к дате подачи проявляется и в ряде иных упрощений, которые допускаются относительно отдельных документов. Так, вместо сведений, расцениваемых как описание, может быть представлен чертеж либо сделана ссылка на ранее поданную заявку. Кроме того, описание может быть представлено на любом языке. Здесь следует отметить, что сведения о заявителе должны представляться на языке, принятом ведомством, равно как ссылка на ранее поданную заявку взамен описания.

Следуя интересам заявителя, Договор допускает возможность внесения в заявку исправлений, если какие-либо требования оказываются невыполненными, для чего заявителю дается срок не менее двух месяцев с даты уведомления. Однако при внесении требуемых изменений дата подачи переносится на дату их выполнения (ст. 5(3), (4)).

Договор допускает установление даты подачи выделенной заявки по дате подачи первоначальной. Но при этом разделении (выделении) заявок Договор не предусматривает применения к ним стандарта международной заявки, поскольку РСТ умалчивает о возможности разделения. Поэтому Договор о патентном праве, допуская разделение заявки, предоставляет национальным законодательствам устанавливать условия разделения, тем самым исключая применение некой единой нормы.

Тем не менее, сделав основные требования к заявке едиными с требованиями РСТ, Договор, продолжая линию упрощения процедуры подачи заявки и облегчения ведения диалога с ведомством, предусматривает использование типовых бланков для представления в ведомство различных ходатайств и сообщений, тем самым унифицировав их. Инструкция в правиле 20 приводит перечень таких бланков: доверенности, ходатайства об изменении имени, адреса или правообладателя и др.

Актом либерализации Договора является и допущение подачи заявки любым возможным в современных условиях способом — на бумажном носителе или с помощью электронных средств.

Положениями Договора, также встроенными в его систему в духе либеральных установок, служат и те, что регулируют представление перевода заявки или ее частей, равно как представление доказательств в отношении любого материала заявки. Общий принцип, который в этом случае используется, состоит в том, что ведомства могут требовать представление доказательств, равно как и представление любого перевода материалов заявки, только тогда, когда оно имеет основания сомневаться в достоверности этого материала или точности перевода (ст. 6(6)).

Это интересно:  Европейский патент на изобретение

Делу упрощения процедур, выполняемых ведомством, служат и положения Договора о представительстве. В целом это положения соотнесены с подобными правилами РСТ, и заявитель, и патентообладатель могут быть представлены в ведомстве доверенным лицом — агентом или поверенным. Как и в случае TLT, Договор допускает использовать одну доверенность, даваемую представителю, для ведения нескольких дел.

Но упрощение процедуры в ведомстве достигается не только использованием одной общей доверенности для ряда дел, но и ограничением обязательного представительства, когда некоторые дела заинтересованное лицо может вести самостоятельно. К ним относятся установление даты подачи, уплата пошлины, представление копии предшествующей заявки (ст. 7).

Также как в TLT, Договор не допускает засвидетельствования подлинности документа ни путем нотариального удостоверения, ни легализацией, за исключением случаев возникновения сомнения в достоверности документа и в связи с возникновением разбирательств.

Помимо основной задачи, решаемой Договором, — упростить процедуры, совершаемые ведомством, другая его направленность состоит в предоставлении заявителям и патентообладателям некоторых льгот при выполнении обязательных процедур в ведомстве. Они могут позволить сохранить действие патента при невыполнении некоторых формальных требований к заявке, неуплате заявочной пошлины, непредставлении копии предшествующей заявки и др. Однако непременным условием предоставления таких льгот служит непреднамеренность невыполнения требований, т.е. отсутствие в действиях заявителя обмана.

Другим условием служит предоставление заявителю возможности быть заслушанным и сделать нужные исправления (ст. 10).

Сами льготы могут состоять в продлении пропущенных сроков или восстановлении утраченных прав.

Продление сроков по Договору допускается до двух месяцев при условии, что об этом подано заявление либо до истечения установленного срока, либо после него, но не позднее чем через два месяца. И, кроме того, если будут выполнены все необходимые требования.

Следует заметить, что названные льготы предоставляются лишь однажды и в отношении пропуска таких сроков, которые были установлены ведомством, а не национальным или региональным законодательством (ст. 11, Правило 12). Нужно также напомнить общее правило о том, что, если заявление отклоняется ведомством, оно прежде обязано предоставить лицу, его подавшему, возможность быть заслушанным.

Если пропуск сроков ведет к потере прав, Договор допускает возможность их восстановления. Для этого, во-первых, подается ходатайство в течение двух месяцев с даты устранения причин несоблюдения срока или в течение 12 месяцев с даты истечения пропущенного срока. Если был пропущен срок уплаты пошлин за поддержание патента в силе, ходатайство о восстановлении подается в течение 12 месяцев с даты истечения льготного периода, предусмотренного ст. 5bis Парижской конвенции, составляющего шесть месяцев. Таким образом, Договор допускает возможность восстановления патента в течение года после утраты патентных прав, что, в свою очередь, предполагает возникновение послепользования.

Во-вторых, должны быть осуществлены все необходимые действия, невыполненные вовремя.

В-третьих, в ходатайстве должны быть приведены причины пропуска срока и, если нужно, по требованию ведомства приведены доказательства.

Допуская продление сроков, Договор одновременно исходит из необходимости соблюдения пределов для возможности отступления от установленных правил. Этим достигается некий компромисс интересов сторон — заявителя и патентообладателя, с одной стороны, и с другой — сохранения правовой системы Договора в целом. В связи с этим не допускается продление сроков, соблюдение которых обеспечивает соблюдение устойчивости системы Договора. К ним относятся сроки, связанные с работой апелляционного органа в ведомстве, с разбирательством дел между сторонами, сроки исправления приоритетных притязаний и сроки самих ходатайств о продлении.

Рассмотрение преимуществ Договора, состоящих в упрощении ряда процедур и предоставлении льгот для заявителей и обладателей патентных прав, позволяет отметить, что они отражают складывающуюся тенденцию в мировой патентной практике, являющуюся, в свою очередь, отражением общей тенденции ускорения темпов развития, связанных с техническим прогрессом.

Договор о патентном праве (PLT)

Статья 5 Договора определяет перечень требований к установлению даты подачи заявки. В частности, она устанавливает, что датой подачи заявки является дата, на которую ведомство получило следующий набор документов и сведений:

  • а) явное или подразумеваемое указание на то, что эти элементы предназначены быть заявкой;
  • б) указания, позволяющие установить личность заявителя или позволяющие ведомству связаться с заявителем;
  • в) часть, которая внешне выглядит как описание.

Указание на то, что представленные материалы являются заявкой, а также сведения, позволяющие установить заявителя либо связаться с ним, должны быть представлены на языке, требуемом ведомством. Описание изобретения может быть представлено на любом языке.

Если заявка не удовлетворяет одному или нескольким требованиям, приведенным выше, ведомство как можно скорее уведомляет об этом заявителя, представляя возможность выполнить любое такое требование. Дата выполнения этих требований, т.е. представления документов и сведений, будут считаться датой подачи заявки.

Договор разрешает договаривающейся стороне принимать чертеж как часть, которая внешне выглядит как описание. Кроме того, эта статья дает возможность заявителю вместо представления описания сослаться на ранее поданную заявку, в которой описано заявленное изобретение.

В случае обнаружения недостающей части описания или чертежа, дата подачи устанавливается по дате поступления этой части либо чертежа, которые должны быть представлены в сроки установленные ведомством.

Минимальный перечень документов и сведений позволяет заявителям в кратчайший срок получить дату подачи заявки и в соответствующих случаях сохранить дату приоритета.

Помимо значительного упрощения установления даты подачи, в Договоре уделяется внимание не менее важной сфере в деле подачи заявки, как унификации отдельных заявочных документов и процедур, устанавливая для этого ряд общепринятых стандартов.

Вопросы формы и содержания заявки регулируются статьей 6 Договора. Их объем в основном определяется требованиями, предусмотренными Договором о патентной кооперации (РСТ). Согласно этой статье договаривающаяся сторона имеет право требовать перевод любой части заявки, которая составлена на ином языке, на язык, требуемый ее ведомством. Отличительным моментом в этой статье является то, что ведомству разрешается требовать перевод приоритетного документа только в том случае, если проверка действительности притязания на приоритет связана с установлением патентоспособности изобретения, что является благоприятным для заявителей (такое право, как известно, предусмотрено ст. 4 bis Парижской конвенции). Кроме того, статья 6 Договора, с учетом соответствующих положений Инструкции к нему, для представления копии предшествующей заявки устанавливает 16-месячный срок с даты испрашиваемого приоритета. Копии не предоставляются, если предшествующая заявка ранее подавалась в патентное ведомство договаривающейся стороны, а также, если ведомство в состоянии затребовать копию или подтверждение в другом ведомстве через его электронно-цифровую библиотеку.

Договор о патентном праве регулирует также следующие вопросы, касающиеся представительства перед ведомством (статья 7): о праве ведомства требовать назначения представителя, о способах назначения представителя (в доверенности либо в бланке заявления), о праве заявителя (патентовладельца или любого заинтересованного лица) действовать самостоятельно в отношении некоторых процедур по получению патента. Это — процедуры, осуществляемые при установлении даты подачи заявки, уплаты пошлин, представления копии предшествующей заявки и получение соответствующих уведомлений ведомства в отношении этих процедур. Согласно правилу 7 Инструкции к Договору договаривающаяся сторона обязана принимать одно подтверждение полномочий патентного поверенного, если оно относится к одной или нескольким заявкам или патентам одного и того же лица.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, studme.org, studexpo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector