Законы регулирующие авторское право

Аудит и налогообложение», 2006, N 4

Основными документами, регламентирующими отношения в области авторского права, являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон N 5351-1);
  • Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1;
  • Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
  • Закон РФ от 23.09.1992 N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
  • Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
  • Закон РФ от 06.08.1993 N 5605-1 «О селекционных достижениях».

Объекты авторских прав

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
  • другие произведения.

Кроме того, объектами авторского права могут быть признаны:

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и прочие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются или нет объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Первые две категории объектов не могут быть признаны в качестве объектов авторского права, так как они в силу своей значимости изначально предназначены для использования широким кругом лиц.

Законодательство же об авторских правах предусматривает ограничение в использовании объекта авторского права.

Однако следует иметь в виду, что до тех пор, пока, например, закон не принят в качестве официального нормативного документа, его проект практически представляет собой охраняемое литературное произведение.

Произведения народного творчества также не могут выступать объектами авторских прав, так как в этом случае просто не представляется возможным установить их автора.

И последняя категория — сообщения и факты, носящие информационный характер. В частности, не может являться служебным произведением, например, опубликование программ теле- и радиопередач, так как составление данных программ является доводимой до зрителей (слушателей) информацией о времени выхода в эфир скомпонованных определенным образом теле- и радиопередач. В качестве подтверждения такой точки зрения можно привести Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Регистрация авторских прав

Согласно п. 1 данной статьи для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Если же автор желает обеспечить доказательство того, что именно он является автором произведения, он может зарегистрировать свое авторство в нотариальной конторе, а также в общественных или в государственных организациях. Наиболее часто авторы регистрируют свои произведения в Российском авторском обществе (далее — РАО ).

РАО — некоммерческая общественная организация, действующая на основе равноправного и добровольного членства, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности.

Для того чтобы осуществить регистрацию произведения, необходимо представить следующие документы:

  • оригинал произведения, в котором на титульном листе указаны фамилия, имя, отчество автора (авторов), название произведения, время его создания;
  • копию произведения, так как оригинал остается у автора (авторов);
  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • аннотацию (в одном экземпляре).

Регистрация осуществляется только физическими лицами (независимо от того, кому принадлежат исключительные права на произведение, физическому или юридическому лицу). За регистрацию взимается плата. Автору произведения выдается свидетельство, которое может быть использовано в качестве доказательства при разбирательствах в судах. Но при этом следует иметь в виду, что сам факт регистрации не создает авторского права.

  • латинской буквы «С» в окружности;
  • имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
  • года первого опубликования произведения.

Знак охраны указывает на то, что данное произведение охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заинтересованные произведением лица получают информацию о том, кто является обладателем прав на данное произведение, и могут обратиться к автору с предложением о заключении авторского договора о передаче авторских прав.

В соответствии с Всемирной конвенцией об авторском праве (Женева 06.09.1952) все условия по охране авторского права считаются выполненными, если все экземпляры, начиная с первого опубликования, вышли в свет с надлежащим знаком охраны. В 1973 г. СССР присоединился к вышеуказанной Конвенции. По международным обязательствам Россия является правопреемником СССР.

Неимущественные и имущественные права

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Иными словами, личные неимущественные права принадлежат только автору произведения и не могут отчуждаться в пользу третьих лиц.

Имущественными правами именуются исключительные права автора на осуществление или разрешение действий по использованию произведения в любой форме и любым способом.

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Обращаем внимание, что данный список является закрытым, из чего можно заключить, что все иные способы использования произведения могут осуществляться без согласия автора.

Имущественные права на использование созданного произведения могут принадлежать как автору, так и другим лицам в зависимости от волеизъявления автора или правового статуса созданного произведения.

Юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) могут принадлежать имущественные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения работниками служебных обязанностей или служебного задания (служебное произведение).

Авторский договор. Передача имущественных прав

Существует два вида авторских договоров:

  1. авторский договор о передаче исключительных прав;
  2. авторский договор о передаче неисключительных авторских прав.

Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает приобретателю прав использовать произведение наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другими лицами, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

  • способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
  • срок и территорию, на которые передается право;
  • размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый вид использования произведения;
  • порядок и сроки его выплаты;
  • другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

В случае отсутствия в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.

При отсутствии в авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации.

Такое право дает п. 1 ст. 424 ГК РФ, в соответствии с которым исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Минимальные ставки авторского вознаграждения на отдельные виды произведений устанавливаются Правительством РФ. Так, минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г., определены Постановлением Правительства РФ от 29.03.1998 N 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года».

Минимальные ставки авторского вознаграждения на некоторые виды использования произведений литературы и искусства установлены Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений».

В том случае если в авторском договоре сумма вознаграждения определяется в виде фиксированной суммы, в договоре должен быть установлен максимальный тираж произведения.

Авторские право на служебное произведение

Заметим, что не всякое произведение может считаться служебным. Служебным произведение будет считаться тогда, когда имело место служебное задание на его создание: в трудовой договор с работником включаются положения, согласно которым работник должен выполнять подобные задания, или служебные обязанности работника должны быть изложены в должностной инструкции.

При поручении задания работнику на создание служебного произведения это задание должно быть четко сформулировано работодателем, то есть, что именно должен представить работник.

Авторское имущественное право состоит из различных правомочий, которые могут передаваться самостоятельно, поэтому в трудовом договоре должен быть оговорен объем прав, который необходим работодателю.

Как уже упоминалось выше, существует два вида авторских договоров.

В отношении авторского вознаграждения работник имеет право требовать его помимо обычной заработной платы. Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения должны быть определены в договоре с автором. Это может быть процент от суммы дохода, полученного работодателем от использования служебного произведения, определенная сумма, либо порядок расчета авторского вознаграждения устанавливается в зависимости от тех или иных обстоятельств. В том случае если в договоре определена фиксированная сумма вознаграждения, выплачиваемая единовременно или частями, стороны обязаны установить максимальный тираж служебного произведения. Отсутствие в договоре этой информации может привести к конфликту между сторонами договора.

Авторское вознаграждение по изданию газет, журналов, энциклопедий и энциклопедических словарей не выплачивается, так как предполагается, что трудовые издержки авторов полностью компенсируются заработной платой.

Срок действия авторского права

Право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. В том случае если в течение этого срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность, и далее его личность не будет вызывать сомнений, авторское право будет действовать в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего соавторов.

Нарушение авторских прав

В случае нарушения личных имущественных и неимущественных прав авторы и исполнители вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда. Обладатель авторских прав вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 1 ст. 7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет наложение административного штрафа на:

  • граждан — в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;
  • должностных лиц — от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда;
  • юридических лиц — от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафактных экземпляров произведений (подделка), а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность наступает в том случае, если незаконное использование объектов авторских прав причинило крупный ущерб (п. 1 ст. 146 Уголовного кодекса РФ).

Наиболее распространенным способом нарушения авторского права является использование интеллектуальной собственности без получения соответствующих разрешений от правообладателей, в том числе в случаях:

  • пользователь не заключил договор на использование объекта интеллектуальной собственности или проигнорировал кого-то из правообладателей (наследника автора, соавторов и так далее);
  • использует произведение на основании договора с лицом, который не является правообладателем, либо на основании договора с представителем правообладателя, который не уполномочен заключать такие договоры.

Наиболее распространенным нарушением авторских прав, как показывает арбитражная практика, является изготовление и распространение произведений и фонограмм без согласия автора.

Это интересно:  Неисключительные права косгу 2019 года

Гражданско-правовое регулирование авторских прав

История возникновения института авторского права, проблемы действующего законодательства. Характеристика, особенности исключительных и неимущественных прав, способы передачи авторских прав. Основные виды нарушений авторских прав и ответственность за них.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 09.12.2015
Размер файла 113,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский экономический институт»

Кафедра «Гражданско-правовых дисциплин»

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

на тему: «Гражданско-правовое регулирование авторских прав)»

Глава I. История становления института авторского права в Российской Федерации

1.1 История возникновения института авторского права

1.2 Современное законодательство об исключительных авторских правах

1.3 Основные проблемы действующего законодательства об авторских правах

Глава II. Исключительное имущественное право как право автора или иного правообладателя на использование созданного автором произведения

2.1 Исключительные права

2.2 Неимущественные права

2.3 Способы передачи авторских прав

Глава III. Практика применения закона об авторских правах в РФ

3.1 Особенности гражданско-правовых способов защиты авторских прав

3.2 Ответственность за нарушение авторского законодательства

3.3 Основные виды нарушений авторских прав и ответственность за них

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В процессе технического развития общества возникает необходимость закрепления в законодательстве прав на интеллектуальную собственность, а именно: право авторства, право на имя, право на воспроизведение результатов интеллектуальной деятельности, право на их охрану и защиту. Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Авторское право вызывает большой интерес, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Содержание авторского права представляет собой сложное сочетание имущественных и личных неимущественных интересов правообладателя. Указанные интересы или права находятся в тесной взаимосвязи хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Разделение на группу личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Авторское право — один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение.

В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Такой подход основывался во многом на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат.

До принятия четвертой части Гражданского кодекса РФ было несколько Федеральных законов, раздельно регулировавших отношения, касающихся интеллектуальных продуктов промышленного и непромышленного назначения, а также средств индивидуализации участников гражданского оборота и продуктов их деятельности.

С 1 января 2008 года документом, призванным регулировать основания возникновения и порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности, является четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), объединившая в себе правовые нормы, посвященные не только авторским и смежных с ними правам, но и патентным правам, правам на селекционное достижение, на топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а так же правам использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

При этом, как следует из Закона о введении в действие IV части ГК РФ, положения IV части ГК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. В том числе это условие относится и к нормам о порядке заключения и форме договоров, а так же об их государственной регистрации. Что касается правоотношений, возникших до ее введения в действие, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

На практике довольно часто приходиться сталкиваться с нарушением авторских прав. Поэтому в своей работе мне хотелось бы рассмотреть нормы российского законодательства, регулирующие авторские и смежные права, практику их применения, вопросы эффективности этих норм, целесообразности. Это касается не только содержания указанных норм, но также и законодательной техники их изложения. Особенно это актуально в сфере информационных технологий, так как с момента, когда интернет стал общедоступным инструментом распространения информации, проблема охраны авторских прав в этой сети стала насущной проблемой.

Объектом исследования — правовые отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты.

Предметом исследования— правовые нормы, регулирующие авторское право в Российской Федерации.

Цель исследования — исследование современной правовой базы и проведение сравнительного анализа законодательства в области авторского права. авторское право ответственность законодательство

Задачами исследования являются:

1. Анализ системы и классификации авторских прав, в том числе детальное рассмотрение личных неимущественных и имущественных авторских прав.

2. Исследование возможности реализации исключительного авторского права через договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор.

3. Рассмотрение особенностей гражданско-правовых способов защиты авторских прав.

4. Изучение проблем, связанных с ответственностью за нарушение авторского законодательства.

Глава I. История становления института авторского права в Российской Федерации

1.1 История возникновения института авторского права

История российского законодательства об интеллектуальной собственности насчитывает около 300 лет, а вот нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авторских и смежных прав, за этот период в нашей стране было принято небольшое количество. Процесс становления, развития и охраны авторского права в разных странах шел по-разному. Преимущественно в законодательстве выделялось два подхода: континентальный (развитие происходило в направлении охраны прав авторов) и англо-американский (усиливалась охрана экономических прав издателей). Российское же авторское право в целом принадлежит семейству европейского, континентального права. Однако история развития российского авторского права отличается от истории авторского права других стран своими особенностями государственного характера и своим запоздалым появлением, это обусловлено особенностями общественно-политического устройства нашего государства и своеобразием её исторического развития.Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в.. Важной особенностью при этом являлась тесная связь с цензурным законодательством , которое родилось в нашей стране значительно раньше. Первый относительно полноценный закон об авторском праве в России также в рамках законодательства о цензуре.

В дальнейшем развитие авторского права в XIX веке идет по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 г. принимаются нормы, которые регламентируют авторские права композиторов, в 1846 г. — авторские права художников и архитекторов. Цензурный устав обретает самостоятельность в т.XIVв издании Свода законов 1857 года. Права сочинителей составляют в нем параграфы с 282 по 312, они включают в себя нормы о литературной (художественной) и музыкальной собственности.

В 1886г. Правительствами европейских стран Германии, Франции, Бельгии, Англии, Испании, Италии, Швейцарии была подписана Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Россия остается в стороне, прежде всего потому, что авторам предоставлялось право запрещать внесение изменений в их книги, а это ущемляло права государственной цензуры. Экономические интересы Правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь могли бы защищать экономические интересы русских авторов, также были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли решить этот вопрос и обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей.

Первый специальный закон, который стал самостоятельным нормативным правовым актом в истории России, был принят 20 марта 1911г. Это был закон об авторском праве и назывался он «Положение об авторском праве». Он был составлен на основе западноевропейского законодательства и международных соглашений в области авторского права того времени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав. В нем «раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты и т.п., а отдельные главы посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Законодатель отказался от конструкции «литературная и художественная собственность», заменив её понятием «исключительные права» и т.д.»

После революции в 1917 г. гражданское законодательство , действовавшее на территории бывшей Российской империи, включая Закон об авторском праве 1911г., было отменено. 29 декабря 1917 г. был Декрет «О государственном издательстве». Он стал первым советским нормативным правовым актом в сфере регулирования авторского права. Была сделана попытка упразднить интеллектуальную собственность вообще, так специальной комиссии предоставлялось право объявлять государственную монополию сроком на пять лет на произведения, подлежащие изданию, мотивируя это тем, что сочинения переходят при этом «из области частной собственности в область общественную». Декрет Совета народных комиссаров от 26 ноября 1918г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» продолжает ту же линию. Авторское право периода «военного коммунизма» характеризуется коренной ломкой прежнего законодательства Российской империи и попытками внедрить в рассматриваемую сферу нормы, согласующиеся лишь с большевистскими взглядами.

Ситуация меняется с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925г. «Об основах авторского права», п. 4 которого предусматривал некоторые случаи свободного использования авторских прав и, который во многом воспроизвел положения Закона об авторском праве 1911г. Во исполнение Постановления ЦИК и СНК СССР от 1925г., ВЦИК и СНК РСФСР 11 октября 1926 г. приняли Декрет «Об авторском праве», который устанавливает исключительное право автора на издание и распространение своего произведения, допускается возможность литературного заказа.

16 мая 1928 г. ЦИК и СНК СССР утверждают «Основы авторского права», которые расширяют количество случаев свободного использования, и конкретизирует некоторые из них. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалась использование произведений только по договору с автором.

С 1 октября 1964г на территории России вступает в действие Гражданский кодекс РСФСР, предусматривающий достаточно подробное правовое регулирование вопросов авторских прав.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964г. Как различные правовые категории рассматривались «права автора» (ст.479) и «авторские права юридических лиц» (ст.484). Согласно ст.479 ГК РСФСР 1964г. За автором признавалось право на опубликование, воспроизведение, распространение и иное использование своего произведения «всеми дозволенными законом способами», право на неприкосновенность произведения и на получение вознаграждения за его использование другими лицами. В соответствии со ст.484 ГК РСФСР 1964г. за юридическими лицами авторское право признавалось «в случаях и пределах, установленных законодательством». Согласно абзацу первому ст. 486 ГК РСФСР 1964г. у предприятий, осуществлявших съемку фильма, возникало авторское право на такой фильм: «Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежат предприятию, осуществившему его киносъемку». При этом в абзаце третьем той же ст. 486 ГК РСФСР 1964г. специально оговаривалось, что авторские права на произведения, вошедшие в фильм, остаются за авторами таких произведений: «Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение».

Авторам гарантировалась неприкосновенность их произведений, при использовании которых воспрещалось без согласия автора вносить в них какие-либо изменения (ст.480 ГК РСФСР 1964г.). Так же не предусматривалась передача исключительных прав, автор вообще не мог быть ограничен в дальнейшем распоряжении своими правами, за исключение случаев, предусмотренных ст.509 ГК РСФСР 1964г., согласно которой типовыми договорами мог предусматриваться не более чем трехлетний срок «со дня одобрения произведения организацией», в течение которого автор не должен был передавать произведение для использования третьим лицам. В соответствии со ст.483 ГК РСФСР 1964г. авторское право на произведения, создаваемые в порядке выполнения служебного задания, признавались принадлежащими автору такого произведения, а порядок использования организацией такого произведения должен был устанавливаться «законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР». Таким образом, переход к юридическим лицам каких-либо исключительных прав на произведения не предусматривался.

Проанализировав путь развития института авторского права в России, его динамику и изменения, можно сказать, что и был проделана большая работа, по урегулированию норм о свободном использовании объектов авторских и смежных прав, но законодательств было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Так же следует отметить значительное отставание законодательства об интеллектуальной собственности в России на протяжении всей истории его развития, вплоть до 90-х гг. XX века, от основных международных соглашений, принятых в области охраны и защиты интеллектуальной собственности.

1.2 Современное законодательство об исключительных авторских правах

Постепенная смена законодательства в Российской Федерации начинается к началу 90-х гг. ХХ века. С 3 августа 1992 г. на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991г. Раздел IV Основ («Авторское право») предусматривал новую регламентацию авторских прав, а так же вводил правовую охрану смежных прав, был увеличен срок действия авторского права до 50 лет, были исключены, содержащиеся в предыдущем законодательстве, многие случаи использования произведений без согласия автора (правообладателей) и без выплаты им авторского вознаграждения. Таким образом, количество случаев свободного использования в Основах гражданского законодательства 1991 г. сократилось по сравнению с действовавшими ранее Основами 1964г., но при этом было приведено в соответствие с уровнем развития научно-технического прогресса и предусмотрено положение о свободном использовании программ для ЭВМ. Основы гражданского законодательства вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период поведения экономической реформы».

Это интересно:  Как защитить контент авторским правом

После принятия Федерального Закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» , изменяется содержание ст.19 ЗоАП. В неё добавлен п.2, в соответствии с которым, добавляется свободное использование: предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. Однако при этом, экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могли предоставляться во временное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Формальная работа над проектом четвертой части ГК РФ была начата в июне 2005г. Четвертая часть ГК РФ должна была объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной и средства индивидуализации. Была принята четвертая часть ГК РФ 24 ноября 2006, однако вступила в силу только с 1 января 2008 г. и действует на территории России и по настоящее время. После вступления в силу части четвертой ГК РФ, ранее действовавшие законодательные акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, утратили свою силу. Глава 69 ГК РФ объединяет общие положения, посвященные охране объектов интеллектуальной собственности. Вопросам охраны авторского и смежных прав посвящены соответственно главы 70 и 71 ГК РФ. Так же, отдельные положения, связанные с охраной авторских и смежных прав, оказались включенными в иные главы части четвертой ГК РФ.

Проанализировав изменения, произошедшие в законодательстве Российской Федерации с 1991г, можно сказать, что принятие части четвертой ГК РФ стало существенным шагом в развитии законодательства в области авторского права. Появились новые права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальные права), ранее не предусматриваемые законодательством России, право публикатора и право изготовителя базы данных. Так же законодательно введен новый вид результата интеллектуальной деятельности — ноу-хау, определены особенности использования сложных объектов и т.д. Конечно же, законодатели попытались учесть многие аспекты в принятии четвертой части ГК РФ, но, как показала практика, осталось довольно много нерешенных проблем в этой области.

1.3 Основные проблемы действующего законодательства об авторских правах

Уже к моменту принятия части четвертой ГК РФ стали очевидны некоторые недостатки и противоречия в правовом регулировании интеллектуальных прав, которые по разным причинам не могли быть устранены в процессе кодификации законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Многие из таких проблем стали особенно заметны после того, как часть четвертая ГК РФ заняла свое место в системе гражданско-правовых норм. Следует согласиться с Е.А. Павловой, которая считает, что весьма остро встали вопросы о соотношении вещных и исключительных прав. Прежде всего, в отношении принадлежности прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, созданные в рамках учреждений и унитарных предприятий, вопросы о залоге исключительных прав, о внесении их в уставный капитал организаций, о долях в исключительном праве и др.

Профессор Ю.К. Толстой в своей статье «О части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», пишет, что «выделение понятия исключительного права и отнесение его к лишь одному из интеллектуальных прав — имущественному, вызывает сомнения. Можно даже сказать, что именно неотчуждаемость и неперадаваемость личного неимущественного права, которое срослось с личностью того, кому оно принадлежит, делает свойство исключительности присущим личным неимущественным правам даже в большей степени, чем правам имущественным». А.П. Сергеев считает, что введение понятия «интеллектуальные права» является удвоением терминологии, а понятие «исключительное право», которое придает им редакция ГК РФ, следует вообще исключить. Вместо указанных категорий он предлагает использовать в Кодексе только одну — «интеллектуальную собственность» и, так же как и Ю.К. Толстой, высказывает сомнение по отождествлению исключительного права только с имуществом.

После введения части четвертой ГК РФ, появляются научные публикации, в которых поднимается вопрос, о том, что права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации вполне могут получить полноценную охрану в рамках института права собственности. Также возникает определенная тенденция применять к исключительным правам по аналогии нормы ГК РФ, предназначенные для регулирования вещных прав (например, в отношении определения долей при наследовании имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо, напротив, положения ГК РФ об обязательствах (в частности, о перемене лиц в обязательстве). Другой, немаловажный круг вопросов, который не был решен в период разработки и принятия части четвертой ГК РФ — это проблемы, связанные с техническим прогрессом, стремительным процессом информатизации общества, развитием телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет). Характерными особенностями Интернета являются его экстерриториальность, универсальность используемого им цифрового формата закрепления информации, скорость передачи данных. Все это создает специфические проблемы использования в нем охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Новые цифровые формы использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и сообщения их в телекоммуникационных сетях ставят под угрозу саму возможность дальнейшего применения классических средств правовой защиты таких объектов. Это неизбежно приводит к серьезным потерям для правообладателей, и прежде всего для тех, кто осуществляет изготовление фонограмм, аудиовизуальных произведений, разработку программных продуктов, издательскую деятельность. Все международное сообщество занимается поисками разумных путей решения данной проблемы. Соответствующие изменения в законодательство об интеллектуальной собственности уже приняты в большинстве развитых стран. Однако в действующем российском законодательстве специфика использования результатов интеллектуальной деятельности в телекоммуникационных сетях практически не отражена, что создает ситуацию определенного правового вакуума. Также неприменимо к сети Интернет понятие тираж и количество экземпляров, т.к. невозможно установить количество распространенных произведений (один пользователь может перекопировать произведения десяти другим пользователям).

Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Следует отметить, что в гл.69 и 70 ГК РФ были внесены изменения, направленные на регулирование использования результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях (прежде всего в сети Интернет). Конечно же, предложенные изменения не решают всех проблем, возникающих в этой сфере, но главное, что уже сделаны первые шаги в этом направлении. В частности, в проект включена новая ст.1253.1 ГК РФ, которая предусматривает общие принципы ответственности информационных посредников (интернет-провайдеров). Информационные посредники, в целом ряде случаев, своими собственными действиями не нарушают интеллектуальные права, но такие нарушения происходят в связи с оказываемыми ими услугами (например, при незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности их клиентами). Отсутствие правовой определенности в данном вопросе вызывает недовольство как со стороны интернет-провайдеров, так и со стороны правообладателей, чьи права нарушаются при незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности в Интернете. Обе стороны хотели бы получить четкие правила, которыми они могли бы руководствоваться в спорных ситуациях, только проблема в том, что их интересы диаметрально противоположны. Правообладатели предпочли бы в случае нарушения их прав иметь дело именно с организациями- информационными посредниками, а не с их клиентами, в то же время сами организации-посредники стремятся максимально оградить себя от претензий правообладателей. Ст.1253.1 ГК РФ предусматривает, что информационные посредники должны нести ответственность за нарушение интеллектуальных прав на общих основаниях, предусмотренных ГК РФ, при наличии вины. Однако при соблюдении определенных условий, перечисленных в данной статье, они могут быть освобождены от ответственности за нарушения, происшедшие в связи с осуществляемой ими деятельностью. В то же время, формулировка данной статьи содержит общий принцип ограничения ответственности интернет-провайдеров. В ряде стран, которые уже предусмотрели регулирование ответственности за нарушение интеллектуальных прав в сети Интернет и других мультимедийных сетях, данные нормы введены путем принятия специальных актов. Ст.1233 ГК РФ дополнена п.6, в котором предусматривается право правообладателя публично в одностороннем порядке распорядиться своим исключительным правом, ограничить его по своему усмотрению в интересах общества. Таким образом, предложен механизм, аналогичный по своему действию так называемым свободным или открытым лицензиям, получившим широкое распространение в сети Интернет. Юридическое определение интернет-сайта дает ст.1260 ГК РФ — это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет. Таким образом, интернет-сайт отнесен к числу составных произведений (как и база данных).

Имущественные права на интернет-сайты уже активно участвуют в гражданском обороте, однако этот объект ещё недостаточно изучен в теории. Многие исследователи обращают внимание на его сильное сходство с базами данных. Вместе с тем имеются и определенные различия, вызванные существованием сайта в информационно-телекоммуникационной среде. Эти различия были учтены в проекте, и интернет-сайт назван в нем отдельно от базы данных. В то же время определение интернет-сайта помещено в п.2 ст.1260 ГК РФ следом за определением базы данных и в значительной мере его повторяет, что подчеркивает их сходство. Отсутствие в определении привязки к собственно размещению сайта в сети Интернет обосновывается тем, что он может быть предметом сделки еще до размещения в Интернете. Это важный момент, так как в настоящее время многие организации заказывают изготовление сайтов, а не производят сами. Интернет-сайт и база данных также включены в число сложных объектов, названных в ст.1240 ГК РФ. Это включение призвано упростить решение вопросов, связанных с оборотом прав на эти объекты в целом. Существенные изменения внесены в ст.1274, 1275 и 1276 ГК РФ, которые посвящены свободному использованию произведений. Их положения дополнены с учетом необходимости распространения ограничений исключительного права на некоторые случаи использования произведений в информационно-телекоммуникационных сетях, а также на их воспроизведение в электронно-цифровой форме.

В ряде стран допускается удаленный доступ к произведениям через информационно-телекоммуникационные сети без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения за такое использование. Сбор и распределение вознаграждения осуществляется организациями по коллективному управлению правами, но так как, в Российской Федерации ситуация с коллективным управлением имущественными правами до конца не урегулирована, то в части четвертой ГК РФ пока остается запрет использования оцифрованных копий охраняемых произведений и объектов смежных прав в сети Интернет и других информационно-телекоммуникационных сетях без заключения соответствующих договоров с правообладателями.

Как мы видим, при введении в действие части четвертой ГК РФ не было отражено довольно много спорных моментов, касающихся охраны результатов интеллектуальной деятельности. И несмотря на то, что в Проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» было довольно много предложений по совершенствованию законодательства в области правового регулирования охраны результатов интеллектуальной деятельности, однако многие поправки до настоящего момента не были приняты. Это касается и области использования охраны результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях.

Глава II. Исключительное имущественное право как право автора или иного правообладателя на использование созданного автором произведения

2.1 Исключительные права

Исключительные права рассматриваются в качестве основной группы прав автора, обеспечивающей ему или его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведений и получать доходы от такого использования.

Часть четвертая ГК РФ исходит из концепции существования особого единого и неделимого исключительного права на произведение.

Согласно ст. 1266 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Право на произведение является имущественным и позволяет его обладателю использовать произведение по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом (ст. 1229 и п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Правообладатель может также по своему усмотрению распоряжаться исключительным правом, например, передать его иному лицу по договору об отчуждении исключительного права или предоставить другому лицу права использования произведения по лицензионному договору в установленных таким договором пределах. «Право на использование произведения есть ничто иное, как возможность авторов самим решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и с их использованием».

Однако переходить такое исключительное право может только в полном объеме. Даже в случае предоставления автором иным лицам исключительной лицензии на использование произведения, несмотря на то что фактически дальнейшее распоряжение исключительным правом на период действия выданной исключительной лицензии, разумеется, ограничивается, формально считается, что никакого перехода исключительного права или какой-либо его части при этом не происходит (п. 1 ст. 1233 ГК РФ), оно по-прежнему остается принадлежащим в полном объеме своему обладателю. В настоящее время рассматривается проект о внесении изменений в ГК РФ, так статья 1233 ГК РФ дополнена п.6, который предусматривает право правообладателя публично в одностороннем порядке распорядиться своим исключительным правом, а именно, ограничить его по своему усмотрению в интересах общества. Таким образом, сделана попытка предложить механизм, аналогичный по своему действию так называемым свободным или открытым лицензиям, получившим широкое распространение в сети Интернет.

Это интересно:  Можно ли продать авторское право

Автор произведения может использовать сам права на использование своего произведения, но может предать их и другим лицам. Например, если способ использования произведения требует особых технических средств, то автор, как правило, заключает авторский договор со специализированными организациями: издательствами, киностудиями, театрами и т. д. После смерти автора, данные права переходят к наследникам, которые по своему усмотрению осуществляют допуск к произведению всех остальных лиц. В случае использования коллективных произведений, необходимо согласие всех авторов. При невозможности достижения согласия вопрос решается судом по иску любого из соавторов. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Исключительные права автора на использование произведения, согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ, означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение) — изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного или более экземпляров трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

Законодательно закреплены случаи, когда допускается возможность без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1) воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3) воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ;

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275 ГК РФ) книг (полностью) и нотных текстов;

5) видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

6) воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях (ГК РФ).

Право на распространение непосредственно связано с правом на воспроизведение, однако это самостоятельные правомочия и передача права на воспроизведение не означает передачи прав на распространение. Среди основных способов распространения законодатель называет: продажу и др. К «другим» (не перечисленным законодателем) способам распространения можно отнести: дарение, мену. Для отдельных способов распространения законодатель дает легальные определения.

В законодательстве непосредственно говорится о распространении именно экземпляров произведения. Под экземпляром произведения понимается — «копия произведения, изготовленная в любой материальной форме». При этом следует учитывать то, что произведение может существовать и в единственном экземпляре.

— публично показывать произведение (право на публичный показ) — это любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно, либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (пп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ);

— импортировать оригинал или экземпляры произведения в целях распространения (право на импорт). Право на импорт является своего рода продолжением права на распространение. Право на импорт — право осуществлять контроль и разрешать ввозить произведения из-за границы в целях распространения. Необходимо, однако, учитывать ряд моментов: во-первых, право на импорт распространяется на экземпляры произведения; во-вторых, именно в целях распространения.

— прокат оригинала или экземпляра произведения. Сдача в прокат (внаем) определено как предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

— публично исполнять произведение. Публичное исполнение определяется законодательно, как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

— сообщать произведение для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник, под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

— осуществлять сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

— осуществлять перевод или другую переработку произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

— возможность практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

Автор принятого архитектурного проекта, вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Несмотря на то, что законодательно, вроде бы закреплены основные положения, но например, в интернете территориальная локализация отношений в сфере авторского и смежных прав весьма затруднительна. Например, размещение текста книги в «сетевой библиотеке» без согласия автора. Даже если русский текст размещен на русскоязычном сайте , но автор -иностранный гражданин, то при размещении текста будут нарушены права и автора, и переводчика (не исключено, тоже иностранца). При этом электронная копия находиться, например, на сервере, физически расположенном за пределами России. Нахождение копии произведения на сервере за пределами страны (что на практике встречается довольно часто) приведет к тому, что исполнение решения национального суда об удалении с сервера контрафактной копии произведения будет практически невозможным, если конечно, с этим государством не заключен договор о взаимном признании и исполнении судебных решений.

Так же существенные изменения внесены в ст.1274, 1275 и 1276 ГК РФ, посвященные свободному использованию произведений. Их положения дополнены с учетом необходимости распространения ограничений исключительного права на некоторые случаи использования произведений в информационно-телекоммуникационных сетях, а так же на их воспроизведение в электронно-цифровой форме. Это связано с тем, чтобы установить некие разумные пределы свободного использования в неурегулированных ране областях, для того чтобы за рамками таких ограничений имелась возможность жестко требовать соблюдения интеллектуальных прав. Наиболее существенные из предлагаемых изменений касаются прав общедоступных библиотек и архивов по созданию электронных копий произведений (ст.1275 ГК РФ).

Так же остро стоят вопросы о соотношении вещных и исключительных прав, прежде всего в отношении принадлежности прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, созданные в рамках учреждений и унитарных предприятий, вопросе о залоге исключительных прав, о внесении их в уставный капитал коммерческих организаций, о долях в исключительном праве и др. Поднимается вопрос о том, что права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации вполне могут получить полноценную охрану в рамках института права собственности. Так же возникла определенная тенденция пытаться применить к исключительным правам по аналогии нормы ГК РФ, предназначенные для регулирования вещных прав (например, в отношении определения долей при наследовании имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо, напротив, положения ГК РФ об обязательствах ( в частности, о перемене лиц в обязательстве).

Исключительное право рассматривается в части четвертой ГК РФ как единое право, которое хотя и состоит из ряда правомочий, может быть отчуждено только в полном объеме ( п.3 ст.1228, п.1-3 ст.1299, п.1 ст.1234 ГК РФ). В тех случаях, когда оно принадлежит не одному, а нескольким правообладателям ( например, соавторам, нескольким наследникам одного автора, нескольким юридическим лицам, совместно приобретшим исключительное право по договору), распоряжение этим правом в соответствии с п.3 ст.1299 ГК РФ должно осуществляться правообладателями по общему правилу совместно. Вместе с тем, на практике, зачастую возникают ситуации, когда один из обладателей исключительного права хочет отказаться от него или передать свою долю в праве другому лицу. В связи с тем, что к интеллектуальным правам неприменимы положения о вещных правах, представляется невозможным применение к ним по аналогии положений об общей собственности и выделении долей (гл.16 ГК РФ). Таким образом, данный вопрос остался неурегулированным и потребовал своего решения. Проект предусматривает возможность выделения долей в исключительном праве и передачу своей доли каждым правообладателем (возмездно или безвозмездно) всем лицам, совместно с ним обладающим этим правом, в равных долях. С целью защитить интересы авторов, было предложено максимально ограничить распоряжение долями в исключительном праве, осуществляемое соавторами. Поэтому отчуждение своей доли автором-правообладателем третьему лицу по общему правилу не допускается (хотя она может быть им завещана). Интересы правообладателей — юридических лиц при этом не нарушаются, так как доля в исключительном праве, принадлежащая не самому автору, может быть отчуждена третьему лицу с согласия всех остальных правообладателей.

2.2 Личные неимущественные права

Личные неимущественные права — это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору, независимо от имущественных прав, то есть связаны с духовной личностью автора. «Духовная близость и связь, которые существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора и делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора». Личные неимущественные права независимы от имущественных прав.

К личным неимущественным правам автора можно отнести следующие права:

Право авторства — право признаваться автором произведения) и Право на авторское имя — право признаваться автором произведения и право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. Характерная особенность данного права заключается в том, что оно не связано с опубликованием произведения, а возникает оно из самого факта создания произведения автором. Данное право является абсолютным и является неотделимым от личности автора и действует в течение всей его жизни. Право авторства нельзя передать даже с согласия автора. Сложность содержания права авторства состоит в том, что оно подразумевает не только декларативную норму, но и ряд реальных возможностей, а, значит, носит характер правомочия, причем очень важного, поскольку все права, предоставляемые авторам, являются производными от права авторства.

В п.2 ст. 1265ГК РФ говориться, что при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не составляет сомнения в его личности) издатель (п.1 ст.1287 ГК РФ), имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Право на авторское имя возникает из самого факта создания произведения, но пока произведение не обнародовано, рассматриваемое право существует «лишь потенциально».

Однако в определенных случаях данное право может быть ограничено или представлять предмет соглашения между автором и издательством. В практике известны соглашения, когда автор в течении определенного времени обязуется не раскрывать своего истинного имени, так же под псевдонимом могут работать и несколько авторов. Право на авторское имя действует на протяжении всей жизни автора, а после его смерти охраняется его наследниками, авторско-правовыми организациями или государством как общественно значимый интерес.

Статья написана по материалам сайтов: revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector