Всемирная женевская конвенция об авторском праве

Конвенция была принята в 1952 году в Женеве под эгидой ЮНЕСКО и вступила в силу в 1955 году, пересмотрена в Париже в 1971 году. Основной задачей учредителей Конвенции было объединение стран, не участвующих в Бернской конвенции. В числе этих стран был и Советский Союз, который присоединился к Женевской конвенции в 1973 году (в ред. 1952 года). Вступление в Конвенцию потребовало внесения в советское законодательство целого ряда новелл, направленных на его демократизацию. В частности, за автором было признано право на перевод его произведения, удлинен срок действия авторского права с 15 до 25 лет после смерти автора, изменен порядок передачи права на использование произведения за рубежом.

Основным положением Конвенции является закрепление принципа национального режима для произведений авторов из стран — участниц Конвенции (как выпущенных, так и не выпущенных в свет) и для авторов — граждан других стран, произведения которых были впервые выпущены в свет в стране-участнице. В соответствии с Конвенцией под выпуском в свет» понимается воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия.

Всемирная конвенция ориентирована в основном на внутреннее законодательство и содержит незначительное число унифицированных материальных норм. К ним относятся нормы о минимальном сроке действия авторско-правовой охраны. Этот срок не может быть короче всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Далее предусматривается исключительное право автора на перевод его произведения, выпуск в свет переводов, выдачу разрешений на перевод и выпуск в свет произведений, охраняемых на основании Конвенции, что и потребовало внесения соответствующих корректив в действующее тогда советское законодательство. Заметим, что при вступлении в Бернскую конвенцию такая проблема не возникала, поскольку Закон об авторском праве и смежных правах уже основывался на унифицированных нормах этой Конвенции.

В отличие от Бернской конвенции Всемирная (Женевская) конвенция не обладает обратной силой. Согласно ст. 7 она не распространяется на произведения, охрана которых окончательно прекратилась к моменту вступления ее в силу в государстве, где испрашивается охрана. Можно сказать, что действие Всемирной конвенции «определяется моментом возникновения права на произведение». Тогда как действие Бернской конвенции — «моментом прекращения права» — через 50 лет после смерти автора .

См.: Дозорцев В.А. Обратная сила закона об авторском праве // Российское право. 1997. N 8. С. 44.

V. Международные договоры России в сфере охраны смежных прав. Россия участвует в трех международных договорах: в Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция), в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

1. Основной целью Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм является объединение усилий стран-учредителей для борьбы с пиратством — незаконным (без согласия производителя) производством и распространением копий фонограмм, включая ввоз таких копий с целью их распространения (ст. 2). Конвенция полностью опирается на внутренние нормы. За государствами-участниками сохраняется право определения юридических мер, посредством которых должно быть обеспечено применение Конвенции на территории государства (ст. 3). Для иностранных правообладателей она действует в каждой стране с момента ее вступления в силу в этой стране — в России с 13 марта 1995 года.

2. Римская конвенция направлена на согласование интересов обладателей охраняемых смежных прав, которые сталкиваются при создании определенных произведений: исполнителей («лиц, которые. участвуют в исполнении литературных и художественных произведений»), производителей фонограмм, вещательных организаций. Объекты охраны: исполнение, фонограммы, передачи в эфир.

Как и большинство международных конвенций в области охраны интеллектуальной собственности, Конвенция в принципе исходит из предоставления зарубежным обладателям смежных прав национального режима той страны, где испрашивается охрана. Государство-участник обязано также обеспечить на территории своей страны минимальный уровень охраны смежных прав, предусмотренный Конвенцией.

Для каждой категории смежных прав определены критерии предоставления охраны. Например, каждое государство-участник обязано предоставить охрану зарубежным артистам-исполнителям при соблюдении одного из следующих условий:

— исполнение имело место в другом договаривающемся государстве;

— исполнение записано на фонограмме, охраняемой в соответствии с Конвенцией;

— исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой в соответствии с Конвенцией.

Предоставляемый артистам-исполнителям минимальный объем исключительных прав, установленных Конвенцией, включает право запрещать или разрешать:

— передачу их исполнения в эфир или публичное сообщение, за исключением тех случаев, когда используемое исполнение уже было передано в эфир;

— осуществление записи исполнения, которое не было предметом записи;

— воспроизведение записи исполнения за установленными исключениями.

Условия охраны и объем охраны определены также для зарубежных производителей фонограмм и организаций вещания.

Минимальный срок действия охраны, установленный Конвенцией, — 20 лет. Этот срок исчисляется с конца года, в котором была осуществлена запись исполнения, включенного в фонограмму, или исполнялось произведение, не записанное на фонограмму, или прозвучала передача в эфире.

3. Российское законодательство об охране смежных прав формировалось с учетом уровня охраны, установленного Конвенцией, и с этой точки зрения не было препятствий для вступления России в Конвенцию.

После распада СССР отношения между бывшими республиками в сфере охраны авторских и смежных прав строятся на общих принципах и нормах межгосударственного сотрудничества. Решению этих задач, в частности, призвано служить Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, которое было заключено в Москве одиннадцатью странами СНГ 24 сентября 1993 года. В него вошли Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина. Позднее — 10 февраля 1995 года присоединилась Грузия. Соглашение открыто для подписания другими странами, ранее входившими в СССР.

Учитывая, что СССР участвовал во Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 года, все страны подтвердили, что они считают себя связанными ее положениями. Причем вытекающие из Конвенции обязательства признаются действующими на территории договаривающихся государств с 27 мая 1973 года, то есть с даты вступления ее в силу для СССР. Вместе с тем предусмотрено, что во взаимных отношениях договаривающихся государств положения Конвенции будут применяться также к произведениям, «охранявшимся по законодательству стран-участниц до этой даты на условиях предоставления национального режима» (то есть с обратной силой).

В отношении сроков охраны Соглашение исходит из того, что может быть применен принцип материальной взаимности, то есть государство, где испрашивается охрана, не обязано предоставлять охрану на более продолжительный срок, чем срок охраны, установленный в стране происхождения. Предусматривается, кроме того, «совместная работа по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав», принятие мер по созданию и функционированию национальных авторско-правовых организаций, решение вопросов о двойном налогообложении авторского вознаграждения, определении порядка взаимных расчетов и принятии мер для своевременного их осуществления.

Авторские и смежные права являются объектами различных международных соглашений. Связь между ними выражается главным образом в том, что процесс распоряжения смежными правами нередко включает использование чужого произведения и, соответственно, возникает необходимость получить согласие автора. Для возникновения смежных прав не требуется какой-либо регистрации или соблюдения иных формальностей (так же как для авторских прав), но необходимо, чтобы их объект был зафиксирован (то есть объективирован) с помощью тех или иных технических средств.

Субъектами смежных прав признаются: исполнитель — автор исполнения, изготовитель фонограмм (звуковой записи), организация эфирного и кабельного вещания. За всеми обладателями смежных прав закрепляется исключительное право на принадлежащий им объект смежных прав. Интеллектуальные права изготовителя фонограммы включают право на указание имени (наименования) на материальных носителях фонограмм (их упаковке), право на защиту записи от искажения и право на опубликование фонограммы, выпуск в обращение.

Это интересно:  Автор определяет право как социальный институт

Интеллектуальные права исполнителя включают также личные неимущественные права (в отличие от других субъектов смежных прав): право авторства, право на имя и право на защиту исполнения от внесения в запись или передачу исполнения каких-либо изменений, которые искажают целостность восприятия исполнения.

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение либо его запись либо передача в эфир или по кабелю. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (либо обнародована фонограмма). Эти сроки отвечают нормам о минимальных сроках на исполнение и фонограммы, предусмотренным Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 14).

Четвертая часть ГК РФ расширила сферу смежных прав, включив в нее дополнительно права изготовителя базы данных и права публикатора на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные публикатором после их перехода в общественное достояние. Права изготовителя базы данных не следует смешивать с авторскими правами на базы данных, которые охраняются как составные произведения, созданные в результате творческого труда составителя. Основным условием охраны прав изготовителя базы служит вложение «существенных» материальных и организационных ресурсов. Право изготовителя базы данных действует 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.

Всемирная (женевская) конвенция об авторском праве

С.П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИГУМО.

Статья посвящена важному международному соглашению в области охраны авторских прав — Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве. Ее значение состоит в том, что она была первым многосторонним соглашением в области охраны авторских прав, заключенным СССР, что, в свою очередь, способствовало повышению уровня охраны прав авторов внутри страны.

В статье исследуется история заключения Конвенции, анализируются положения ее статей.

В отношении произведений как результатов интеллектуальной деятельности действует принцип, согласно которому произведения, созданные на территории одной страны, охраняются авторским правом на территории другой страны по общему правилу при наличии соответствующего международного соглашения. Первыми международными соглашениями в области авторского права были двусторонние соглашения между отдельными странами, однако постепенно стала очевидной необходимость заключения многосторонних соглашений (конвенций). Первым же многосторонним соглашением в области авторского права, членом которого стала Россия как правопреемница СССР, была Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. Ее текст неоднократно изменялся на международных конференциях, а в 1971 г. в нее был внесен ряд дополнений.

Таким образом, Россия стала членом этой Конвенции в редакции 1952 г. с 27 мая 1973 г. и в ред. 1971 г. с 9 марта 1995 г. Участниками Конвенции являются 90 государств. Участие в Конвенции не оказывает влияния на двусторонние соглашения, заключенные ее участниками. Всемирная конвенция открыта для всех стран, которые пожелали бы стать ее членами. Следует также учитывать, что Россия присоединилась к Протоколам N 1 и 2 названной Конвенции.

Дополнительный Протокол N 1 был подписан в Париже 24 июля 1971 г. и касался применения рассматриваемой Конвенции к произведениям лиц без гражданства и беженцев.

В соответствии с данным Протоколом действует правило, согласно которому лица без гражданства и беженцы, постоянно проживающие в государстве, подписавшем настоящий Протокол, приравниваются для целей Конвенции 1971 г. к гражданам этого государства.

Дополнительный протокол N 2 касался применения указанной Конвенции к произведениям, издаваемым различными международными организациями. В частности, согласно данному Протоколу охрана распространяется на произведения, впервые выпущенные в свет Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и Организацией американских государств.

Принятие этой Конвенции было обусловлено причинами чисто прагматического характера. Дело в том, что ведущая мировая держава — США не была в то время членом основного международного соглашения в области охраны авторских прав — Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., поскольку уровень правовой охраны внутри США не соответствовал нормам Бернской конвенции. В то же время американский книжный рынок являлся самым крупным в то время. Однако, экспортируя свою печатную продукцию в другие страны, американские книгопромышленники и торговцы терпели значительные убытки в связи с тем, что произведения, впервые опубликованные в США, не пользовались охраной за их пределами из-за отсутствия соответствующих международных соглашений. Таким образом, инициаторами разработки и принятия нового и более демократичного международного договора в этой области стали издательские организации США.

Кроме того, был еще целый ряд стран, которые хотели бы участвовать в международно-правовой охране авторских прав, однако их законодательство также не соответствовало нормам Бернской конвенции. К ним относились развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также молодые независимые государства, становление которых только начиналось. Среди стран, уровень правовой охраны которых не соответствовал положениям Бернской конвенции, был и Советский Союз.

Таким образом, вместо того, чтобы менять внутреннее законодательство целого ряда стран, было принято решение подписать новую конвенцию в области авторского права с более легкими требованиями к национальному законодательству стран-участниц.

Всемирная конвенция об авторском праве была принята на состоявшейся в Женеве в сентябре 1952 года межправительственной конференции с участием представителей 50 стран. Конвенция вступила в силу в сентябре 1955 года. Депозитарием Всемирной конвенции является международная организация ЮНЕСКО.

Вступление Советского Союза в эту Конвенцию было важным шагом в развитии сотрудничества между странами в области культуры, а также оказало влияние на повышение уровня охраны авторских прав в СССР. Именно с момента вступления во Всемирную конвенцию права советских (в первую очередь российских) авторов получили полноправную охрану за рубежом, а права иностранных авторов и иных правообладателей — в СССР. До этого произведения иностранных авторов могли свободно использоваться в СССР, а произведения советских авторов — за рубежом (исключение составляли несколько стран, с которыми у СССР были заключены двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав).

Для осуществления функций, связанных с присоединением СССР к Всемирной конвенции в 1973 году, в стране была создана специальная организация — Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). Агентство было учреждено творческими союзами, объединяющими авторов, другими организациями, представляющими интересы авторов, — такими, например, как Академия наук СССР, и организациями, объединяющими пользователей произведений. По поручению этих организаций ВААП представляло права и интересы всех советских авторов и иных советских правообладателей, а также права зарубежных авторов и других зарубежных правообладателей при использовании их произведений в СССР.

Всемирная (Женевская) конвенция открывается преамбулой, не содержащей положений нормативного характера. Она примечательна, однако, тем, что содержит общую декларацию о стремлении стран — участниц Конвенции создать международно-правовой инструмент, приемлемый для как можно более широкого круга различных стран и направленный на облегчение распространения продуктов интеллектуального труда в целях лучшего международного взаимопонимания. В преамбуле подчеркивалось, что Всемирная конвенция создается в дополнение к уже существующим международным соглашениям об авторском праве и не имеет целью ни заменить, ни нарушить их. Очевидно, имеется в виду, что положения Всемирной конвенции не распространяются на Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений.

В соответствии со ст. I Конвенции каждое Договаривающееся Государство обязуется принять необходимые меры для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других носителей авторского права на литературные, научные и художественные произведения. Причем Конвенция не расшифровывает, что понимается под терминами «достаточной и эффективной» охраны, имея в виду, что она будет осуществляться по законам той страны, где предъявляется требование о предоставлении охраны.

Это интересно:  Авторское право кондитерские рецепты

Определяя конкретные виды подлежащих охране литературных, научных и художественных произведений, Всемирная конвенция ограничивается лишь примерным перечнем. В нем предусмотрены произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, скульптуры и графики.

В понятие «письменные произведения» входят: письменные литературные и научные произведения вне зависимости от форм их выражения, ценности или назначения, в том числе рукописи, личные письма, мемуары, книги, памфлеты, газеты, различные периодические издания, сборники, антологии.

Нельзя не обратить внимания на то, что научные произведения не покрываются понятием литературных произведений, а указываются отдельно. Таким образом, в Конвенции различают научные произведения и литературные произведения. Не все юристы разделяют это мнение. Так, А. Богш считает, что научный характер произведения не имеет значения с точки зрения авторско-правовой охраны. Медицинские книги и статистические таблицы должны охраняться как таковые, а не потому, что мы имеем дело с медицинской наукой или статистикой .

Международные конвенции об авторском праве: Комментарий. М., 1982. С. 180.

Указание не только на авторов, но и на других носителей авторского права как субъектов охраны обусловлено следующим. Во-первых, само понятие автора может различаться в различных странах. В частности, в некоторых странах в качестве авторов могут признаваться не только физические, но и юридические лица. Так, по законодательству США в случаях произведений, созданных по найму, в качестве автора признается наймодатель. Кроме того, в случае создания аудиовизуальных произведений (например, фильмов) в качестве авторов во многих случаях признаются юридические лица — киностудии.

Следует также учитывать, что исключительные права, изначально принадлежавшие автору, могут переходить другим лицам, права которых должны быть защищены.

Для Всемирной конвенции установлен принцип национального режима, который заключается в том, что на иностранных авторов и иных правообладателей распространяются те же правила, что и на авторов — граждан страны, в которой испрашивается охрана. Так, согласно п. 1 ст. II Конвенции произведения, выпущенные в свет гражданами любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом Договаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предоставляемая этим государством произведениям его граждан, впервые выпущенным в свет на его территории, а также охраной, специально предоставляемой настоящей Конвенцией.

Аналогичные правила действуют и в отношении не выпущенных в свет произведений. При этом термин «граждане» толкуется достаточно широко и включает в себя также лиц, которые постоянно проживают в данной стране.

В Конвенции много отсылок к национальному авторскому праву и немного материальных норм. Поэтому странам, присоединившимся к Всемирной конвенции, не приходится вносить значительные изменения в свое законодательство, они могут оставлять в неприкосновенности свои особые системы авторского права при условии соблюдения немногочисленных императивных норм.

Особое внимание в Конвенции уделено так называемым формальностям как условию предоставления охраны авторским правом. Специалисты, комментирующие авторско-правовые законодательства различных стран, выделяют в качестве условий, необходимых для законодательного предоставления охраны авторских прав, внутренние и внешние условия.

А. Богш к внутренним условиям относит: а) наличие произведения, обладающего совокупностью признаков, необходимых для получения охраны авторским правом; б) наличие субъектов авторских правоотношений — автора или его законного правопреемника; в) неистечение срока охраны произведения, установленного законодательством .

Международные конвенции об авторском праве: Комментарий. М., 1982. С. 207.

Под внешними условиями он понимает так называемые формальности, требуемые законом для предоставления охраны произведений авторским правом. По его определению, формальности представляют собой «административную процедуру, установленную национальным законодательством, неисполнение которой ведет к утрате авторского права».

Следует заметить, что не существует твердо установленного перечня этих формальностей, поскольку законодательство каждой страны устанавливает свои административные правила, связанные с предоставлением произведениям охраны авторским правом.

На основе обобщения законодательства отдельных стран п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве дает примерный перечень наиболее типичных формальностей. В перечне указаны депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства.

Согласно указанному пункту условие о формальностях будет считаться выполненным в отношении всех произведений, пользующихся охраной по настоящей Конвенции и впервые выпущенных вне территории этого Государства и авторы которых не являются его гражданами, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, выпущенные с разрешения автора или другого лица, обладающего авторским правом, будут иметь знак (C) с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска; знак, имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются. Этот знак часто называют конвенционным знаком охраны авторского права.

Об этом знаке говорится и в ст. 1271 ГК, согласно которой правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы «C» в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения.

Как уже было отмечено, законодательство некоторых стран может предусматривать и другие формальности.

В ст. IV Конвенции установлен минимальный срок охраны, который равен жизни автора и 25 годам после его смерти. Конвенция предоставляет странам-участницам право увеличения срока охраны авторских прав по сравнению со сроками, установленными положениями настоящей Конвенции. В связи с этим следует отметить, что практически не осталось стран, которые предоставляли бы столь короткие сроки охраны авторских прав на произведения. Так, в РФ этот срок составляет жизнь автора и 70 лет после его смерти начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Вместе с тем внутреннее законодательство может использовать и другие точки отсчета исчисления срока охраны. Так, согласно п. 2 ст. IV Конвенции он может исчисляться с момента первого опубликования или с момента регистрации произведения, предшествовавшей выпуску в свет.

Возможны ситуации, когда произведение одновременно (или с небольшим промежутком) выпускается в нескольких странах — участницах Конвенции. В таких случаях возникает вопрос о том, с какого момента начинает течь минимальный срок охраны. Согласно п. 6 ст. IV Всемирной конвенции в случае одновременного выхода в свет в двух и более Договаривающихся Государствах произведение рассматривается впервые выпущенным в свет в Государстве, предоставляющем более короткий срок охраны; выпущенным одновременно в Договаривающихся Государствах считается любое произведение, вышедшее в двух или более указанных Договаривающихся Государствах в течение тридцати дней после первого выпуска в свет.

Характерной особенностью Всемирной конвенции является отсутствие обратной силы, т.е. нормы Конвенции не распространяются на произведения, которые были выпущены в свет в других странах — участницах до момента присоединения данной страны к Всемирной конвенции. В связи с этим сначала в советском Союзе, а затем и в России большими тиражами издавались произведения Агаты Кристи, которые все были впервые опубликованы до 27 мая 1973 г.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве

В настоящее время в конвенции участвуют более 80 государств. Эта конвенция не развивает и не заменяет Бернскую конвенцию, но она больше, чем Бернская, отдает предпочтение принципу национального режима, что и позволило ей объединить государства с различным авторско-правовыми системами и подходами. Согласно конвенции срок охраны авторского права охватывает период жизни автора и 25 лет после его смерти.

Это интересно:  Обман в интернете куда обращаться

После присоединения в 1973 г. СССР к Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.) в гражданское законодательство СССР об авторском праве были внесены существенные изменения в отношении права автора на перевод (ранее действовал принцип свободы перевода, т.е. без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения) и срока действия авторского права (он был продлен с 15 до 25 лет после смерти автора).

Эта конвенция не имеет обратной силы, т.е. ее правила не применяются в отношении произведений или прав на произведения, охрана которых ко времени вступления в силу конвенции в договаривающемся государстве прекратилась или никогда не существовала. Книга Международные конвенции по авторскому праву — Ю.Г. Матвеев.,2013г.

Для граждан СССР это означало, что их произведения, впервые опубликованные в СССР до 27 мая 1973 г., не подлежали охране в странах — участницах конвенции, точно так же как и произведения их граждан, впервые опубликованные до 27 мая 1973 г. за пределами СССР, не пользовались охраной в СССР. Реферат: Копирайт и копилефт (электронный ресурс)http://www.roman.by/r-9525.html

Всемирная конвенция предусматривает соблюдение определенных формальностей в отношении охраняемых произведении, заключающихся в том, что все экземпляры произведения должны иметь следующие указания: знак © (первая буква С слова «copyright», заключенная в круг), имя обладателя авторских прав и год первой публикации произведения. Эти указания должны быть ясно видны (при публикации книг у нас в стране, указания обычно располагаются на обороте титульного листа).

Однако в целом Всемирная конвенция не повысила уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией, но в какой-то мере позволила расширить обмен культурными ценностями и научными достижениями.

Различия принципиального характера, касающиеся сфер применения конвенций, а также требования развивающихся стран, поддержанные рядом бывших социалистических стран, привели к решению об одновременном пересмотре Бернской и Женевской конвенций. Соответствующая конференция состоялась в Париже в 1971 г.

Редакции Бернской и Всемирной конвенций 1971 г. предусматривают универсальное действие принципа гражданства автора, а в случае, если автором произведения является гражданин страны, участвующей в обеих конвенциях, охрана предоставляется по правилам Бернской конвенции.

Несомненно, институты авторского права зарубежных стран и международные отношения в этой области оказывали влияние на институт авторского права в СССР. Поэтому, чтобы контурно обрисовать авторское право, существовавшее в СССР, рассмотрим некоторые положения, которые действовали до принятия Российской Федерацией самостоятельного закона.

Так, в качестве источников права, действовали Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.) и Гражданский кодекс РСФСР (1964 г.), регулировавшие вопросы авторского права на произведения творчества, включая нормы, относящиеся к объектам и субъектам авторского права, к защите авторских прав.

Сфера действия авторского права распространялась на «произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения». Это произведения, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Для возникновения авторского права не требовалось выполнения каких-либо формальностей. Субъектами авторского права являлись авторы произведений — отдельные граждане, их наследники и иные правопреемники, юридические лица, как носители авторского права, и государство.

В зависимости от гражданства автора произведения могли считаться и не охраняемыми в СССР. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.Само авторское право как правовой институт объединяет совокупность правомочий. Авторские правомочия делятся на личные неимущественные (моральные) и имущественные, т.е. те, которые имеют экономическое значение и несут выгоду. К личным неимущественным правомочиям относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения. К имущественным правомочиям относятся права на использование произведения. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Патентное право. Регистрация прав (электронный носитель)[http://www.copyright.ru]

Под использованием понимались воспроизведение, распространение, публичное исполнение или показ, радио — и телевизионная трансляция.

Порядок пользования этим правом в общем случае был основан на разрешении владельца — договоре, в котором оговариваются соответствующий вид использования и другие условия. Особо следует упомянуть случаи использования произведений без согласия автора, и в частности без выплаты ему вознаграждения. Эти случаи бездоговорного использования, установленные законом, относились: к воспроизведению в научных и критических работах, учебных изданиях изданных произведений науки, литературы и искусства или отрывков из них; к воспроизведению в газетах, выпущенных в свет произведений в оригинале или переводе, к репродуцированию печатных произведений в научных, учебных и просветительских целях без получения прибыли; к воспроизведению в кино, по радио и телевидению опубликованных произведений и др. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.

С выплатой автору вознаграждения закон предусматривал такие случаи, как публичное исполнение выпущенных в свет произведений, запись в целях публичного воспроизведения или распространения (тиражирования) выпущенных и свет произведений. Правда, вознаграждение независимо от тиража было установлено незначительное. А в целом, несмотря на то, что в законодательстве номинально существовали нормы об экономических правах авторов и понятие авторского и лицензионного договоров, политика и практика их применения не могла существенно поощрять ни творческих работников, ни тех, кто способствовал распространению их труда. Интеллектуальная собственность .Авторское право и смежные права .Патентное право Регистрация прав. (электронный носитель)[http://www.copyright.ru]

Одним из способов защиты авторского права является размещение информации об авторстве — с помощью знака «копирайт» — ©.

Этот знак (от английского «copyright» — право на копирование) — особый формат оповещения о вашем авторском праве на любое произведение, где вы поставили ©, свое имя или наименование правообладателя, а также год первой публикации. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 12.03.2014) Ст.1271

Значок «копирайта» нигде регистрировать не надо. Право на его использование вы получаете, как только создали любой объект, на который распространяется авторское право.

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве в 1952 году и в российском законодательстве закреплен в Гражданском кодексе.

Сам по себе знак «копирайт» не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами, но помогает установить правообладателя. Значок «копирайта» — это своего рода предупреждение всем: у произведения есть хозяин, коммерческое использование без разрешения правообладателя запрещено!

Знак копирайта важен тогда, когда вам нужна защита от копирования и нелегального распространения вашего произведения. Знак копирайта следует разместить нужно ставить там, где для вас важно показать ваше авторство — в конце оригинальной статьи, на своем сайте, в конце какого-то важного поста на форуме, блоге и т.л. Реферат: Копирайт и копилефт (электронный ресурс)http://www.roman.by/r-9525.html

Закон не обязывает вас проставлять оповещение об авторском праве или соблюдать указанный формат. Можно придумать какой-то свой вариант предупреждающей записи.

Произведения, защищенные «копирайтом», можно использовать для цитирования сообщения в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и с использованием не более нескольких абзацев авторского текста.

Чтобы набрать знак копирайта на компьютере, надо нажать и удержать клавишу «Альт» и на цифровой панели справа набрать 0169 (на верхних цифровых клавишах знак копирайта набрать не получится). На ноутбуках эта клавиатура «впечатана» справа в общем строю клавиш.

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector