Всемирная и бернская конвенции об авторском праве

Второй по значению в сфере охраны авторских прав является Всемирная конвенция. На конференции, проходившей в 1948 г. в Брюсселе, Бернская конвенция была подвергнута существенным изменениям, направленным на достижение наиболее полной унификации национальных законодательств стран-участниц, а также на приведение ее в соответствие с современным уровнем развития науки, культуры и техники. США отказывались присоединиться к Бернской конвенции, ссылаясь на ее более высокий правовой уровень по сравнению с национальным законодательством. Между тем книжный рынок в США и тогда уже был очень широк, и экспорт продукции за рубеж причинял огромный ущерб интересам авторов и издателей, поскольку американские произведения не пользовались в других странах соответствующей охраной. Кроме США существовал еще ряд стран, которые были недовольны высоким уровнем правового режима Бернской конвенции.

В 1928 г. Лига Наций предложила унифицировать законодательство об авторском праве в различных странах, поручив разработку предложений Институту интеллектуального сотрудничества, правопреемником которого после второй мировой войны стала ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию об авторском праве, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г.

Конвенция установила следующие основные принципы охраны:

· принцип национального режима — опубликованные произведения граждан любого государства пользуются в другом государстве охраной, которую оно предоставляет произведениям своих граждан;

· принцип государственной охраны прав авторов — каждое государство обязано принять меры для обеспечения эффективной охраны прав авторов на научные, литературные и художественные произведения;

· принцип соблюдения формальностей — произведение охраняется авторским правом, если на нем указаны конвенционный знак © , имя автора и год первого опубликования произведения.

Учитывая потребности развивающихся стран в доступе к произведениям науки, литературы и искусства, созданных в других странах, Конвенция признала право на перевод, но ограничила его некоторыми условиями. Например, если зарубежное произведение в течение семи лет не было издано в переводе на одном из национальных языков, то это произведение могло быть переведено на национальный язык с выполнением упрощенной процедуры получения лицензии на перевод и его опубликование.

Всемирная конвенция не затрагивала ранее заключенные соглашения; ее целью являлось расширение числа стран, осуществляющих охрану авторских прав на достаточно высоком международном уровне. Депозитарием Всемирной конвенции является международная организация ЮНЕСКО.

Как и Бернская, Всемирная конвенция основана на принципе национального режима и содержит нормы, позволяющие обеспечивать необходимый минимальный уровень охраны прав авторов в странах — участницах, а также такой способ ограничения прав авторов, как выдача при определенных условиях так называемой принудительной лицензии.

Основным отличием Всемирной конвенции от Бернской является отсутствие обратной силы, т.е. нормы конвенции не распространяются на произведения, которые были выпущены в свет в других странах — участницах до момента присоединения данной страны к Всемирной конвенции.

В 1971 г. в Париже на заседании Международной конференции государств-членов ЮНЕСКО принята новая редакция Конвенции, которая вступила в силу в 1974 г.

Советский Союз стал членом Всемирной конвенции об авторском праве 27 мая 1973 г. 26 декабря 1991 г. Генеральному директору ЮНЕСКО была передана вербальная нота Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствии с которой членство СССР во всех заключенных в рамках ЮНЕСКО или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах продолжается Российской Федерацией’. Таким образом, Российская Федерация связана Всемирной конвенцией об авторском праве в редакции 1952 года с 27 мая 1973 г. С 9 декабря 1994 г. Российская Федерация является членом Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г.

В настоящее время около 100 стран являются членами Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. и более 60 стран — в редакции 1971 г.

Срок действия авторского права составляет период жизни автора и 25 лет после его смерти.

«Считается, что Всемирная конвенция об авторском праве уступает по уровню предоставляемой охраны Бернской конвенции»[17]. Однако Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции, будучи более «мягкими».

Также необходимо упомянуть еще два международных договора, которые не затрагивают непосредственно авторское право, но регулируют такой институт, как Смежные права, который часто рассматривается вместе с авторским.

3.3 Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция).

Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), принятая на Дипломатической конференции 26 октября 1961 г., в настоящее время остается одним из основополагающих международных договоров, обеспечивающих охрану смежных прав на международном уровне[18].

Во время Римской конференции 1928 г. по пересмотру положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений предложение о предоставлении авторско-правовой охраны артистам-исполнителям было отклонено. В дальнейшем различные международные организации (в том числе Международная организация труда (МОТ), Секретариат Бернского союза, ЮНЕСКО и др.) неоднократно предпринимали попытки подготовки различных проектов дополнений к Бернской конвенции и проектов новых международных соглашений, однако только в 1960 г. специальный Комитет государственных экспертов, включающий представителей Секретариата Бернского союза, ЮНЕСКО и МОТ в Гааге, подготовил Проект конвенции, который был принят за основу для рассмотрения на Дипломатической конференции в Риме, на которой был согласован окончательный текст Римской конвенции 26 октября 1961 г., которая вступила в силу 18 мая 1964 г.

В отличие от большинства международных соглашений в области интеллектуальной собственности, которые, как правило, исходят из обобщения уже существующих национальных законов, принятие Римской конвенции представляло собой попытку закрепления на международном уровне норм, которые отсутствовали в национальных законодательствах большинства стран. С этим связан ряд недостатков, характерных для Римской конвенции. В то же время является несомненным фактом, что именно принятие Римской конвенции способствовало распространению охраны смежных прав в большинстве стран мира.

Присоединение Российской Федерации к Римской конвенции было осуществлено на основании постановления Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908, в соответствии с п. 2 которого Министерству иностранных дел РФ было поручено оформить присоединение Российской Федерации к Римской конвенции. Присоединение к Римской конвенции сопровождалось уведомлением Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о том, что Российская Федерация намерена воспользоваться рядом допускаемых Римской конвенцией оговорок, указанных в Приложении к постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908, в соответствии с которыми Российская Федерация:

1) в соответствии с п. 3 ст. 5 Римской конвенции не будет применять критерий записи, предусмотренный подп. (b) п. 1 ст. 5 Римской конвенции;

2) в соответствии с п. 2 ст. 6 Римской конвенции будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве — участнике Римской конвенции и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в том же государстве;

3) в соответствии с подп. (а) п. 1 ст. 16 Римской конвенции:

— не будет применять ст. 12 Римской конвенции в отношении фонограмм, изготовитель которых не является гражданином или юридическим лицом другого государства — участника Римской конвенции;

— ограничит предоставляемую в соответствии со ст. 12 Римской конвенции охрану в отношении фонограмм, изготовитель которых является гражданином или юридическим лицом другого государства — участника Римской конвенции, в объеме и на условиях, предоставляемых этим государством фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.

Более подробно сделанные Российской Федерацией оговорки освещаются при рассмотрении ст. 5, 6, 12 и 16 Римской конвенции.

3.4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская фонограммная конвенция»).

Специальная Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, часто именуемая также Женевской фонограммной конвенцией[19], позволила расширить охрану фонограмм и добиться предоставления по крайней мере частичной их охраны в странах, которые в течение длительного времени не присоединялись по каким-либо причинам к Римской конвенции.

В отличие от Римской конвенции 1961 г., регулирующей на международном уровне вопросы охраны трех групп обладателей смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания), Женевская конвенция посвящена только вопросам предоставления охраны производителям фонограмм от определенных нарушающих их интересы действий.

С точки зрения Римской конвенции Женевская конвенция может рассматриваться как одно из специальных соглашений, возможность заключения которых предусмотрена ст. 22 Римской конвенции, согласно которой государства — участники Римской конвенции вправе заключать между собой специальные соглашения, если такие соглашения предусматривают предоставление исполнителям, производителям фонограмм или вещательным организациям более широких прав, чем предусмотрено Римской конвенцией, или содержат другие положения, не противоречащие Римской конвенции.

Можно отметить следующие основные отличия подхода, принятого в Женевской конвенции, от принципиальных положений Римской конвенции:

Это интересно:  Быстрый заработок в интернете без обмана

1) Женевская конвенция не предписывает обязательности предоставления производителям фонограмм для целей борьбы с «пиратством» каких-либо специальных прав в отношении их фонограмм, в том числе каких-либо правомочий разрешать или запрещать воспроизведение фонограмм, как это предусматривается Римской конвенцией; Женевская конвенция оставляет целиком на усмотрение каждого государства-члена выбор юридических средств, с помощью которых должен быть достигнут предписанный Женевской конвенцией результат — эффективная борьба с изготовлением и распространением «пиратских» экземпляров фонограмм;

2) в отличие от Римской конвенции, базирующейся на принципе национального режима и требующей предоставления иностранным правообладателям не только минимально гарантированного Римской конвенцией уровня охраны, но и всех тех прав, которыми пользуются исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания соответствующего государства-участника, Женевская конвенция не содержит упоминания о национальном режиме, а только устанавливает перечень противоправных действий, для борьбы с которыми государства-участники обязаны предусмотреть эффективные юридические меры; вместе с тем Женевская конвенция, разумеется, никоим образом не ограничивает возможности предоставления более широкой охраны иностранным производителям фонограмм на основании положений национального законодательства или других международных соглашений.

Следует отметить тот факт, что, несмотря на относительную жесткость требований, устанавливаемых Женевской конвенцией, в частности значительное ограничение возможностей предоставления принудительных лицензий на воспроизведение фонограмм, почти половина из присоединившихся к Женевской конвенции государств являются развивающимися. Этот факт обычно объясняют важностью той роли, которую играет охрана смежных прав в современном мире, а также тем, что обеспечивая охрану прав производителей фонограмм Женевская конвенция способствует «возникновению, в особенности в развивающихся странах, новой отрасли промышленности, уже продемонстрировавшей свою динамичность. Содействуя распространению национальной культуры как в самом государстве, так и за рубежом, эта индустрия также может явиться источником значительных доходов для национального бюджета, а в тех случаях, если такого рода деятельность пересекает национальные границы, обеспечить приток иностранной валюты. Международная охрана производителей фонограмм также способствует охране фольклорных произведений на фонограммах против незаконного воспроизведения за границей»[20].

В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав»[21] началась подготовка к присоединению Российской Федерации к Женевской конвенции, которое было осуществлено одновременно с присоединением к важнейшим международным соглашениям в области авторского права на основании постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм»[22].

В соответствии с правилами ст. 11 Женевской конвенции она вступила в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г. В связи с отсутствием «ретроохраны» по правилам Женевской конвенции на территории Российской Федерации охраняются фонограммы, записанные после 13 марта 1995 г.

С 26 мая 2003 г. Российская Федерация является также полноправным участником другого важного международного договора в области охраны смежных прав — Международной (Римской) конвенции об охране прав, исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., ст. 10 которой предусматривает, в частности, что производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм.

3.5. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция).

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция), представляет собой особый вид международного соглашения, нехарактерный для сферы авторского права и смежных прав[23].

Использование спутников связи в международном масштабе, начавшееся приблизительно в 1965 г.[24], вызвало к жизни новую проблему в отношении охраны прав организаций эфирного вещания, поскольку при передаче через спутник передающий орган (организация эфирного вещания) не в состоянии контролировать все территории, на которых может осуществляться использование передаваемых им через спутник программ, особенно в тех случаях, когда зона вещания охватывает территории разных стран.

Это приводит, во-первых, к возможности несанкционированного распространения программ вещательных организаций без их согласия третьими лицами, в том числе на территориях, для которых такие программы не предназначались, а во-вторых, к дополнительным трудностям в отношении соблюдения прав на произведения, исполнения и иные объекты смежных прав, включенные в передачу вещательной организации.

Следует учитывать, что в период подготовки Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, уровень техники не позволял осуществлять вещание программ с помощью спутников для приема их значительным кругом лиц («публикой»), поскольку несущие программу сигналы, передаваемые с помощью спутника, не могли приниматься непосредственными индивидуальными принимающими устройствами, доступными для широкой публики. Такие сигналы сначала могли приниматься только специальными наземными станциями, преобразующими их в форму, доступную для приема публикой.

Ситуация существенно изменилась после появления спутников прямого вещания, которые позволили передавать сигналы непосредственно на установки, обслуживающие небольшие населенные пункты, с последующей ретрансляцией на обычные радиоприемники и телевизоры, а также непосредственно на индивидуальные приемные устройства (в частности, спутниковые антенны индивидуального пользования).

Уже в 1960-е гг. вопросы охраны прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций в условиях развития космических средств связи обсуждались на ряде международных совещаний, организуемых ЮНЕСКО и ВОИС в целях выработки общих принципов и рассмотрения основных направлений обеспечения охраны интересов обладателей авторских и смежных прав при передаче программ организаций эфирного вещания через спутники.

В результате работы Международной конференции 21 мая 1974 г. был подписан окончательный текст Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (далее — Брюссельская конвенция), которая вступила в силу 25 августа 1979 г. в соответствии с положениями п. 1 ст. 10 Брюссельской конвенции.

По состоянию на 15 октября 2003 года к Брюссельской конвенции присоединились 24 государства.

Брюссельская конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г.[25] В соответствии с п. 2 ст. 10 Брюссельской конвенции СССР стал ее участником с 20 января 1989 г.[26] Российская Федерация продолжает членство СССР в Брюссельской конвенции.

В Преамбуле Брюссельской конвенции отмечается, что ее целью является создание международной системы, позволяющей предотвращать несанкционированное распространение несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, а также подчеркивается важность обеспечения охраны интересов авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в условиях развития средств спутниковой связи.

Кроме того, в Преамбуле Брюссельской конвенции отмечается, что стремление обеспечить охрану несущих программы сигналов ни в коей мере не должно ограничивать действие или самое широкое распространение Международной конвенции электросвязи и прилагаемых к ней Регламентов радиосвязи, а также Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

3.6. Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав.

Российская Федерация является также участником ряда двухсторонних межправительственных соглашений, затрагивающих различные аспекты интеллектуальной собственности, (например, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и др.)[27]. В рамках Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. и Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (сокращенное наименование — ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS)[28].

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории РФ для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным[29]. Как указывает Э.П. Гаврилов, иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (и тогда говорится о предоставлении «национального режима»), либо только некоторые из этих прав. Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским владельцам, охраняемым по российскому национальному законодательству[30].

Значительную роль в регулировании авторского права и смежных прав играет судебная практика по соответствующим вопросам.

С точки зрения правоприменения наиболее важными являются постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку содержащиеся в них положения являются обязательными для нижестоящих судов. Тем не менее, указанными высшими органами судебной власти до настоящего времени не принято специальных постановлений пленумов по вопросам обобщения судебной практики по делам, вытекающим из авторских правоотношений, хотя в настоящее время определенная работа в данном направлении ведется. В этой связи суды общей юрисдикции продолжают применять в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений»[31].

Это интересно:  Работа в интернете без обмана и вложений

Широкое использование результатов творческой деятельности в силу различных причин сопровождается негативными последствиями, представляющими серьезную угрозу для общества в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов[32]. В связи с этим возникла объективная потребность в обобщении судебной практики и подготовке руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по этим вопросам. В первом полугодии 2004 г. Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения гражданских дел в сфере защиты интеллектуальной собственности[33].

Арбитражные суды, в свою очередь, до сих пор руководствуются информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»[34].

Кроме того, следует назвать и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак»[35].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности». Авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей).

Помимо Гражданского кодекса правовые авторские отношения регулируются:

— Законом «Об авторском и смежных правах»,

— Законом «О правовой охране программ электронно-вычислительных машин»,

— Законом «О средствах массовой информации»

— Законом «Об архитектурной деятельности в РФ»,

— соответствующими указами Президента и постановлениями Правительства,

— актами федеральных органов исполнительной власти.

Среди международных договоров, как источники авторского права, следует отметить Бернскую конвенцию по охране художественных и литературных произведений (1886 год), которая для РФ вступила в силу в марте 1995 года, Женевскую конвенцию 1952 года об авторском праве, Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (14.08.1967 года) и Конвенцию, подписанную в Брюсселе, о распространении программ, несущих сигналы, передаваемые через спутники. В Конвенции, учредившей ВОИС, указывалось, что интеллектуальная собственность включает права, которые относятся к исполнительной деятельности артистов, телерадиовещанию, звукозаписи, художественным и научным произведениям, научным открытиям, товарным знакам и коммерческим обозначениям, изобретениям в любой области человеческой деятельности, промышленным образцам и защите от недобросовестной конкуренции.

В авторско-правовых отношениях действует общий принцип, по которому, в случае, когда международный договор устанавливает правила, отличные от предусмотренных в гражданском законодательстве, используются нормы международного договора, которые являются источниками авторского права.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS).

Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция является одним из двух крупнейших международных договоров в области интеллектуальной собственности, не находящихся под юрисдикцией ВОИС. Она принята по инициативе ЮНЕСКО — преемницы Лиги Наций, которая начала работу над конвенцией в 1928 году. Потребовалось 24 года для принятия этого документа, который так и не оправдал возлагавшихся на него надежд, так как нормы Всемирной конвенции слабее соответствующих положений Бернской конвенции.

Женевский акт конвенции включает 21 статью и декларацию о взаимосвязи Бернской и Всемирной конвенций [12].

Согласно Конвенции «Каждое Договаривающееся Государство обязуется принять все меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры» (статья I). Конвенция использует принцип национального режима: «Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его территории» (статья II 1.). Для предоставления охраны произведениям на территории Договаривающегося Государства достаточно «…если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого правообладателя его прав, будут носить знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет…» (статья III 1.). «Срок охраны произведений, на которые распространяется действие настоящей Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти» (статья IV 2.).

Конвенция признает право на перевод: «Авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений, охраняемых на основе настоящей Конвенции» (статья V 1.), однако разрешает ограничение этого права. «Если по истечении семи лет со времени первого выпуска в свет какого-либо письменного произведения его перевод… не был выпущен в свет обладателем права перевода…, то любой гражданин этого Договаривающегося государства может получить… неисключительную лицензию на перевод и выпуск в свет переведенного таким образом произведения на национальном языке…» (статья V 2.).

Статья XVII и декларация к ней устанавливают положение о взаимосвязи Бернской и Всемирной конвенций таким образом, что если участник Бернской конвенции выходит из неё, он лишается также членства во Всемирной конвенции.

3.6.2. Международная конвенция об охране прав ис­полнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция)

Международное законодательство в области смежных прав создавалось с отставанием от законодательства по авторскому праву в связи с более поздним развитием средств звукозаписи по сравнению с книгопечатанием. Первоначально охрана грамзаписей осуществлялась национальными законодательствами в рамках законов об авторском праве, и только в 1928 году на Дипломатической конференции в Риме была принята резолюция о необходимости принятия мер по защите интересов исполнителей. Однако лишь в 1960 году совместными усилиями экспертов ВОИС, ЮНЕСКО и МОТ был подготовлен проект конвенции, принятой год спустя на римской Дипломатической конференции.

Поскольку фонограмма чаще всего представляет собой результат творческих усилий нескольких авторов – поэта, композитора, певца и других исполнителей, существенно важен вопрос о взаимосвязи Римской конвенции с Бернской, а также другими международными договорами в области авторского права. Поэтому первая статья Конвенции предоставляет гарантии охраны авторского права: «Охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не затрагивает и не наносит никакого ущерба охране авторских прав на литературные и художественные произведения. Соответственно, ни одно из положений настоящей Конвенции не может быть истолковано как наносящее ущерб такой охране» [25].

Национальный режим предоставляется внутренним законодательством Договаривающегося государства следующим субъектам: «…исполнителям, являющимся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир или первой записи; производителям фонограмм, являющимся его гражданами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории; вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории…» (статья 2 1.).

Минимальный уровень охраны прав исполнителей, который Конвенцияпредоставляет исполнителям, включает возможность для них не допускать:

«(а) осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения за исключением случаев, когда используемое для передачи в эфир или для всеобщего сведения исполнение уже передано в эфир или осуществляется с использованием записи;

(b) осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было записано;

(c) воспроизведение без их согласия записи их исполнения:

(i) если сама первоначальная запись была осуществлена без их согласия;

(ii) если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнители дали свое согласие;

(iii) если первоначальная запись осуществлена в соответствии с положениями Статьи 15, а воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, которые указаны в этих положениях…» (статья 7).

«Производители фонограмм имеют право разрешать или запрещать прямое или косвенной воспроизведение своих фонограмм» (Статья 10).

«Вещательные организации имеют право разрешать или запрещать:

(a) ретрансляцию своих передач в эфир;

(b) запись своих передач;

(i) записей своих передач в эфир, изготовленных без их согласия;

(ii) записей своих передач в эфир, изготовленных в соответствии с положениями статьи 15, если воспроизведение было осуществлено в иных целях, чем те, которые указаны в этих положениях;

Это интересно:  Распоряжение авторским правом

(d) передачу для всеобщего сведения своих телевизионных передач, если такая передача осуществляется в местах, доступных для публики за входную плату; определение условий, на которых она может осуществляться, регулируется внутренним законодательством государства, в котором испрашивается охрана этого права» (статья 13).

«Продолжительность срока охраны, предоставляемой в соответствии с настоящей Конвенцией, составляет не менее 20 лет, считая с конца года, в котором: (a) была осуществлена запись фонограмм и включенных в них исполнений; (b) имели место не включенные в фонограммы исполнения; (c) имела место передача в эфир» (статья 14).

«…Любое Договаривающееся государство может предусматривать в своем внутреннем законодательстве и правилах исключения из гарантируемой настоящей Конвенцией охраны в отношении: (a) использования в личных целях; (b) использования кратких отрывков с целью сообщения о текущих событиях; (c) кратковременной звуковой записи, осуществляемой вещательной организацией на своем оборудовании и для своих передач; (d) использования исключительно в учебных или научно исследовательских целях…» (статья 15 1.).

Всемирная конвенция об авторском праве

Вместе с тем осознание необходимости охраны прав авторов в более глобальном масштабе становилось общепризнанным. Новые независимые развивающиеся государства стали сталкиваться с реальными проблемами в деле получения более широкого и упрощенного доступа к произведениям, охраняемым нормами Бернской Конвенции. Возникла серьезная проблема обеспечения развивающихся стран педагогической, научной, образовательной литературой.

Для решения этих и других задач 6 сентября 1952 г. была заключена Всемирная конвенция об авторском праве. В.Н.Сидоров Международное частное право./Учебное пособие.-2004г.

Статья 1 Всемирной конвенции расширяет перечень объектов охраны авторского права, в качестве которых теперь признаются литературные, научные и художественные произведения — письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, живописи, графики и скульптуры. Устанавливается и минимальный срок действия авторского права: после смерти автора в 25 лет (ст. 4).Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права./ «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 12

Конвенция установила следующие основные принципы охраны:

  • — принцип национального режима — опубликованные произведения граждан любого государства пользуются в другом государстве охраной, которую оно предоставляет произведениям своих граждан;
  • — принцип государственной охраны прав авторов — каждое государство обязано принять меры для обеспечения эффективной охраны прав авторов на научные, литературные и художественные произведения;
  • — принцип соблюдения формальностей — произведение охраняется авторским правом, если на нем указаны конвенционный знак c, имя автора и год первого опубликования произведения.

Учитывая потребности развивающихся стран в доступе к произведениям науки, литературы и искусства, созданных в других странах, Конвенция признала право на перевод, но ограничила его некоторыми условиями. Например, если зарубежное произведение в течение семи лет не было издано в переводе на одном из национальных языков, то это произведение могло быть переведено на национальный язык с выполнением упрощенной процедуры получения лицензии на перевод и его опубликование. Судариков С.А. Авторское право.-«Проспект»,2010

Считается, что Всемирная конвенция об авторском праве уступает по уровню предоставляемой охраны Бернской конвенции. Однако Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции. Там же

Принятие этой многосторонней международной конвенции, охраняющей авторские права, было обусловлено в первую очередь невозможностью для многих стран обеспечить высокий уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией. Казалось бы, принятие Всемирной конвенции должно было ослабить позиции Бернской. Однако некоторые ее нормы направлены именно на укрепление положений Бернской конвенции.

В преамбуле к Всемирной конвенции договаривающиеся государства декларируют, что конвенция является дополнением уже действующих международных систем охраны и не затрагивает их. В первую очередь это заявление касается Бернского союза.

Согласно дополнительной Декларации Всемирной конвенции, относящейся к ст. 17, если страна выйдет после 1 января 1951 г. из состава Бернского союза, то не будет пользоваться в странах этого союза охраной, предоставляемой Всемирной конвенцией. Данное правило было введено во избежание выхода стран-членов из Бернского союза ради более низкого уровня охраны, предоставляемой Всемирной конвенцией. На укрепление положения Бернского союза направлено и второе правило данной Декларации, согласно которому Всемирная конвенция не применяется к охране произведений в отношении стран, связанных Бернской конвенцией. Помимо укреплений положения Бернской конвенции по охране авторских прав положительное значение данных правил и в том, что они не допустили ослабления общего уровня международной охраны. С течением времени многие страны, бывшие членами только Всемирной конвенции в редакции 1952 или 1971 г., стали присоединяться к Бернской конвенции, предоставляющей более высокий уровень охраны, и отношения между ними регулируются уже в соответствии с ее нормами.

Это не означает денонсации Всемирной конвенции сейчас или в ближайшем будущем, но значение ее медленно, но неуклонно снижается. Всемирная конвенция вовлекла в систему международной охраны авторских прав новые страны и теперь во все меньшей степени по сравнению с Бернской конвенцией регулирует охрану прав авторов. А.В.Еремин. Изменение роли Бернской конвенции в международной охране авторских прав./ «Гражданин и право», N 7, июль 2006 г.

Всемирная конвенция об авторском праве

Как и Бернская конвенция, Всемирная конвенция об авторском праве представляет собой важный элемент в международной системе защиты авторских прав.

Работы над текстом конвенции были начаты в 1948 г. В результате проект был рассмотрен в 1952 г. в Женеве на конференции по авторскому праву с участием более чем пятидесяти представителей различных государств, впоследствии ратифицировавших ее.

Сегодня Россия с формальной точки зрения — участница Всемирной конвенции об авторском праве, так как она является правопреемницей СССР.

Принципы

Среди основных положений, на которых базируется конвенция, выделяют следующие принципы:

  • государственной охраны авторских прав;
  • национального режима;
  • соблюдения минимальных формальностей.

Первый принцип обозначает, что каждое государство-участник обязано в соответствии с национальными законами принимать все возможные меры для защиты прав авторов произведений от незаконных посягательств со стороны других лиц.

Второй принцип обозначает, что любые произведения авторов, созданные и опубликованные в одной из стран участниц, пользуются аналогичными средствами защиты во всех других странах-участниках конвенции так же, как и в своей собственной стране.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Согласно третьему принципу, если необходимым условием для охраны произведения признается строгое следование каким-либо формальностям (удостоверение нотариусом, оплата обязательных сборов и взносов, регистрация автора в специальной базе, иные нормативные процедуры), то в отношении любого произведения, созданного гражданином любой страны- участницы конвенции, эти требования считаются выполненными, если произведение содержит знак «копирайт» с указанием имени автора и года первого издания.

Сроки

По общему правилу срок защиты авторского права составляет срок жизни автора и двадцать пять лет после его смерти. Из этого правила существуют некоторые исключения. Так, например, защита может отсутствовать в отношении фотографических произведений или произведений декоративного творчества. В случае, если такая защита все таки предоставляется, то ее срок в любом случае не может быть менее десяти лет.

Кроме того, если произведение, подлежащее защите, перестает охраняться в связи с истечением срока охраны права в родной стране автора, то и остальные участники конвенции не обязаны обеспечивать ему соответствующую защиту.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Особенности

Особенностью конвенции является отсутствие сложных нормативных положений, закрепляющих содержание авторских прав, и процедуру предоставления им защиты. По этой причине она была ратифицирована многими странами, так как ее содержание по сути представляет собой компромисс между множеством национальных средств защиты авторских прав. Всемирная конвенция об авторском праве стала основой для будущих редакций Бернской конвенции (1967 и 1971 годы). Именно Бернская конвенция является наиболее часто используемым документом в области международной защиты авторского права.

Важное значение в конвенции придается понятию «выпуск в свет». Для того, чтобы подпадать под нормы конвенции новое произведение создано гражданином страны-участника или же опубликовано в одной из таких стран.

Понятие «выпуск в свет» определено в ст. 4: «Под «выпуском в свет» для целей настоящей Конвенции следует понимать воспроизведение в материальной форме и распространение среди публики экземпляров произведения, которое можно прочесть или зрительно воспринять иным образом».

Таким образом, чтобы произведение было признано «выпущенным в свет» следует соблюсти ряд условий:

  • произведение имеет материальный носитель;
  • произведение было распространено;
  • содержание произведения доступно для прочтения (прослушивания и т.д).

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, vuzlit.ru, spravochnick.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector