Незаконное копирование авторских прав

Любое использование произведений может осуществляться только на основании лицензионного соглашения с правообладателем или с организацией, представляющей правообладателя.
Исключение составляют случаи, специально предусмотренные законодательством.
За незаконное использование произведений или их частей виновные лица несут ответственность , предусмотренную действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

Порядок копирования авторских произведений организациями

БИБЛИОТЕКИ

Вправе осуществлять без согласия авторов и иных правообладателей:

  1. Выдачу читателям во временное пользование правомерно приобретенных экземпляров произведений для чтения в помещениях библиотеки или за ее пределами (кроме экземпляров произведений в цифровой форме);
  2. Выдачу читателям во временное пользование правомерно приобретенных экземпляров произведений в цифровой форме (на электронных носителях) для ознакомления с их содержанием исключительно в помещениях библиотеки и с исключением возможности их копирования;
  3. Ксерокопирование экземпляра книги, журнала или иной единицы хранения в единственном экземпляре для замены ранее утраченного экземпляра (не применяется в отношении экземпляров в электронной форме);
  4. Ксерокопирование коротких отрывков из произведений или отдельных малообъемных произведений по заказам физических лиц при одновременном соблюдении следующей совокупности условий (статья 1275 ГК РФ):
  • отсутствие дохода и извлечения прибыли (в каждом периоде расходы на осуществление данной деятельности должны быть равны либо превышать получаемые доходы);
  • только при наличии действительных учебных или научных целей;
  • только в интересах заказчиков — физических лиц;
  • только в единственном экземпляре;
  • только в отношении небольших отрывков или малообъемных произведений;
  • с обязательным указанием имени автора или источника заимствования;
  • с выполнением всех операций по ксерокопированию самой библиотекой и на собственной ксерокопировальной технике.

При этом не должны создаваться никакие копии произведений в цифровой форме, за исключением так называемых временных копий», обусловленных исключительно особенностями используемого оборудования, составляющих «неотъемлемую часть технологического процесса» и недоступных ни для какого иного использования (см. подпункт 1 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).

Не допускается без лицензионного соглашения с правообладателем (автором и издателем) или представляющих их интересы организации по коллективному управлению правами:

  • распечатка произведений или их частей на принтере,
  • ксерокопирование произведений (книг и изданий) за пределами установленных исключений,
  • запись файлов произведений на диск компьютера,
  • запись произведения на цифровые носители (CD и т.д.),
  • передача файлов с произведениями по цифровым сетям (закрытым или через Интернет)
  • размещение произведений на Интернет-сайтах и в базах данных
  • сканирование,
  • любое иное использование произведений.

КОПИРОВАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Не допускается без лицензионного соглашения с правообладателем (автором и издателем) или представляющей их интересы организации по коллективному управлению правами:

  • ксерокопирование,
  • распечатка произведения на принтере,
  • запись файлов произведений на диск компьютера,
  • передача файлов с произведениями по цифровым сетям (закрытым или через Интернет)
  • сканирование произведений,
  • запись произведения на CD или иной электронный носитель,
  • выпуск брошюр, листовок и т.д.,
  • любое иное использование произведений.

КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ:

Не допускается без лицензионного соглашения с правообладателем (автором и издателем) или представляющей их интересы организации по коллективному управлению правами:

  • ксерокопирование,
  • распечатка произведения на принтере,
  • запись файлов произведений на диск компьютера,
  • запись произведения на цифровые носители (CD и т.д.),
  • передача файлов с произведениями по цифровым сетям (закрытым или через Интернет)
  • размещение произведений на Интернет-сайтах и в базах данных
  • показ файлов произведения на мониторе компьютера,
  • сканирование,
  • выпуск брошюр, листовок и т.д.,
  • любое иное использование произведений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Вправе без согласия авторов и иных правообладателей создавать ксерокопии произведений для аудиторных занятий при одновременном соблюдении следующей совокупности условий (статья 1275 ГК РФ):

  • создание копии в единственном экземпляре, т.е. только одну копию;
  • для использования исключительно в ходе аудиторных занятий (с исключением возможности иного использования за пределами аудитории);
  • отсутствие дохода и извлечения прибыли (в каждом периоде расходы на осуществление данной деятельности должны быть равны либо превышать получаемые доходы);
  • только в отношении небольших отрывков или малообъемных произведений;
  • с обязательным указанием имени автора или источника заимствования;
  • с выполнением всех операций по ксерокопированию самим образовательным учреждением и на собственной технике.

Не допускается без лицензионного соглашения с правообладателем (автором и издателем) или представляющих их интересы организации по коллективному управлению правами:

  • распечатка произведений или их частей на принтере,
  • ксерокопирование книг и изданий за пределами установленных исключений,
  • запись файлов произведений на диск компьютера,
  • запись произведения на цифровые носители (CD и т.д.),
  • передача файлов с произведениями по цифровым сетям (закрытым или через Интернет)
  • размещение произведений на Интернет-сайтах и в базах данных
  • показ произведения на мониторе компьютера,
  • сканирование,
  • выпуск брошюр, листовок, сборников учебных материалов и т.д.,
  • любое иное использование произведений.

КОММЕРЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ

Не допускается без лицензионного соглашения с правообладателем (автором и издателем) или представляющей их интересы организации по коллективному управлению правами:

  • изготовление раздаточных материалов, включая учебные,
  • ксерокопирование любых произведений и материалов,
  • запись файлов произведений на диск компьютера,
  • запись произведения на цифровые носители (CD и т.д.),
  • передача файлов с произведениями по цифровым сетям (закрытым или через Интернет)
  • размещение произведений на Интернет-сайтах и в базах данных
  • показ произведения на мониторе компьютера,
  • сканирование,
  • выпуск брошюр, листовок, сборников учебных материалов и т.д.,
  • любое иное использование произведений.

РЕКЛАМНЫЕ И PR АГЕНТСТВА

Не допускается без лицензионного соглашения с правообладателем (автором и издателем) или представляющей их интересы организации по коллективному управлению правами:

  • ксерокопирование,
  • тиражирование,
  • распечатка произведения на принтере,
  • сканирование,
  • запись файлов произведений на диск компьютера,
  • запись произведения на цифровые носители (CD и т.д.),
  • передача файлов с произведениями по цифровым сетям (закрытым или через Интернет)
  • размещение произведений на Интернет-сайтах и в базах данных
  • показ произведения на мониторе компьютера,
  • выпуск и тиражирование брошюр, листовок, аналитических материалов и т.д.,
  • изготовление рекламной продукции,
  • любое иное использование произведений.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За незаконное использование произведений или их частей виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим гражданским, административным и уголовным законодательством, в частности, в отношении них могут быть применены:
— меры уголовного воздействия (до 6 лет лишения свободы в соответствии со статьей 146 УК РФ );
— взыскание компенсации за нарушение авторских прав в размере до 5 миллионов рублей за каждое допущенное нарушение (статья 1301 ГК РФ );
— ликвидация юридического лица за неоднократные нарушения авторских прав (статья 1253 ГК РФ );
— конфискация оборудования и любых устройств и материалов, используемых для нарушений авторских прав (пункт 5 статьи 1252 ГК РФ ).

Незаконное копирование авторских прав

авторский право нарушение смежный

Способы незаконного использования таких объектов авторских прав, как аудиовизуальные произведения, программы для ЭВМ и базы данных, имеют свои особенности.

Наиболее распространены следующие способы незаконного использования аудиовизуальных произведений:

1) воспроизведение кино- и видеофильмов, мультфильмов, концертов и других аудиовизуальных произведений путем изготовления контрафактных экземпляров этих произведений на видеокассетах в формате VHS, оптических носителях (в форматах DVD и др.) и т. д.;

2) распространение путем оптовой и розничной продажи экземпляров кино- и видеофильмов и иной аудиовизуальной продукции, изготовленных с нарушением авторских прав (контрафактных экземпляров);

3) сдача в прокат и/или продажа воспроизведенных на различных носителях (видеокассеты, DVD, CD, CD-Rom и т. д.) экземпляров произведений, предназначенных для использования в других целях;

4) публичный показ без согласия правообладателей кино- и видеофильмов в кинотеатрах, видеосалонах, сообщение их для всеобщего сведения по кабельным сетям, путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир;

5) несанкционированный правообладателем перевод кино- и видеофильмов, передач эфирного и кабельного вещания. Еременко В.И. Изменения в законодательстве РФ об авторском праве и смежных правах // «Адвокат», 2005, № 1

Контрафактная видеопродукция делится на две основные группы:

· копии кинофильмов или иных аудиовизуальных произведений, которые до этого легально не выпускались на территории Российской Федерации либо выпускались легально, но в другом видеоформате (на другом носителе);

· копии ранее выпущенной в законном порядке на территории Российской Федерации кино- и видеопродукции в тех же форматах (на тех же носителях) с приданием им вида легального продукта (при этом подделывается полиграфическая упаковка, защитные голограммы и т. д.) либо без такового. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» // «Российская газета» от 3 августа 1993 г

Это интересно:  На какие произведения распространяется авторское право

Под незаконным использованием объектов исключительных прав производителей фонограмм понимаются следующие действия без разрешения производителя фонограммы:

· воспроизведение фонограммы (т. е. изготовление контрафактных экземпляров фонограммы);

· переделывание или переработка фонограммы любым способом;

· распространение экземпляров фонограммы путем продажи, сдачи в прокат и т. д.;

· импорт экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения ее производителя в третьей стране, импортируемые в Россию без согласия обладателя исключительных прав на территории России ;

· сообщение фонограммы для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Незаконное копирование фонограмм может осуществляться следующими способами:

1. Фальсификация (подделка под идентичность) — нелегальное изготовление экземпляров фонограмм и элементов оформления полиграфических вкладышей, которые имеют внешнее сходство с оригинальными.

2. Нелегальный монтаж (компиляция) — изготовление фонограмм в виде сборников с различных оригинальных альбомов одного или нескольких правообладателей. Оригинальной аудиопродукции с таким наименованием и содержанием фонограмм не выпускается.

3. Нелегальное воспроизведение фонограмм на компакт-дисках в ином, отличном от оригинала, формате (CD-ROM, CD-R, CD-RW).

Уголовный закон (ч. 2 ст. 146 УК РФ) предусматривает также ответственность за деяния, связанные с приобретением, хранением и перевозкой контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Ответственность наступает, если такие деяния совершаются с целью сбыта контрафактной продукции.

Уголовная ответственность за все виды деяний, предусмотренные диспозицией ч. 2 ст. 146 УК РФ, наступает только в случае их совершения в крупном размере, а они признаются таковыми, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 50 тыс. руб.

При установлении данного обязательного признака рассматриваемого состава преступления необходимо учитывать следующее.

По смыслу уголовного закона в расчет должна приниматься стоимость легальных, но ни в коем случае не контрафактных, экземпляров произведений или фонограмм.

Определение размера деяния в зависимости от стоимости экземпляров произведений или фонограмм должно осуществляться в том случае, когда нарушаются права на объекты авторского или смежных прав, воспроизведенные на материальном носителе (аудиовидеокассете, CD, DVD-диске и т. д.). Такая стоимость определяется суммарно по всем изъятым у нарушителя экземплярам произведений фонограмм (со всех торговых точек), исходя из сложившейся среднерозничной цены легального экземпляра. При этом подсчитывается общая стоимость выявленных у нарушителя экземпляров произведений или фонограмм независимо от субъекта или характера нарушенных прав (авторские или смежные).

Следует учитывать, что стоимость экземпляров аудиовизуальных произведений, предназначенных для сдачи в прокат, как правило, выше стоимости экземпляров для домашнего просмотра.

По сути, расчет стоимости прав на использование объектов авторских и смежных прав представляет собой расчет упущенной выгоды правообладателя в каждом конкретном случае, которая подлежит доказыванию.

При невозможности однозначного обоснования стоимости прав применительно к конкретному нарушению представляется целесообразным при ее подсчете взять за основу минимальные ставки авторского вознаграждения для соответствующего случая, установленные постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства». При этом необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах правообладателю причитается вознаграждение за каждый вид использования объектов авторского или смежных прав. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 (с изм. от 18.06.2012) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»

Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 146 УК РФ, следует считать оконченными с момента причинения крупного ущерба автору, а преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 146 УК РФ, — с момента достижения деянием крупного размера.

Субъективные признаки преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ

С субъективной стороны преступления, предусмотренные ст. 146 УК РФ, характеризуются умыслом, как прямым, так и косвенным.

При установлении умысла необходимо доказать, что все имеющие юридическое значение обстоятельства, относящиеся к характеристике объекта и предмета преступления, объективной стороны преступления, осознавались виновным. Необходимо установить, что лицо сознавало общественную опасность своего деяния, понимая, что нарушает чужие охраняемые законом права, т. е. совершает незаконное деяние.

В этом смысле тот факт, что виновный ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение будет означать наличие в его действиях умысла, так как он уже осознает противоправность (незаконность) своего деяния Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. № 256.

Аналогичным образом на наличие умысла в действиях виновного будет указывать и тот факт, что ранее он предупреждался (возможно, неоднократно) о том, что его действия нарушают права других лиц на соответствующие произведения, фонограммы и т. д.

Мотивы нарушений авторских и смежных прав не влияют на квалификацию соответствующих деяний. Чаще всего ими являются корыстолюбие, тщеславие и др.

Цель сбыта контрафактной продукции является обязательным признаком субъективной стороны только составов преступлений, связанных с приобретением, хранением, импортом и перевозкой контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, и подлежит доказыванию.

Присваивая авторство, виновный преследует цель — выдать чужое произведение за свое.

При совершении незаконного использования объектов авторских и смежных прав целине имеют значения. Как правило, ими могут быть: извлечение и максимизация прибыли, достижение преимуществ в конкуренции с другими хозяйствующими субъектами и т.д. Костькова О.В. Постатейный комментарий к ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». — М.: Новая правовая культура, 2005.

С учетом общих правил субъектом преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста 16 лет. Им может быть как российский, так и иностранный гражданин, а также лицо без гражданства.

Незаконное копирование авторских прав

Использование термина «пиратство» (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году [3] , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин используется также и в правовых актах. Так, в английском переводе Бернской конвенции 1886 года присутствует текст «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection» [4] (в русском переводе — «контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной», ст. 16 Конвенции).

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается [5] , однако он употребляется в локальных нормативных актах [6] , документах судов [7] и специальной юридической литературе [8] .

Некоторые источники [уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к игнорированию традиционных методов лицензирования ПО для создания ложного убеждения, что это «очень плохо». По его мнению, создаётся подсознательная аналогия с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. [9]

Окончательное закрепление нового значения термина «пиратство» произшло в Швеции в 2009 году, когда там была создана и получила несколько мест в парламенте «Партия пиратов».

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает несанкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

В сложившейся судебной, правоприменительной и правоохранительной практике нарушение прав правообладателей как правило экспертно оценивается самими правообладателями. Соответственно нарушением прав правообладателей судом и следствием могут быть признаны любые действия, не нравящиеся самим правообладателям и грозящие ему по его же собственному мнению недополучением сверхприбыли.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые как правило не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).
Это интересно:  Настоящая работа в интернете без обмана

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями.

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений [10] типов несанкционированных [уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях.

Обмен музыкальными композициями в интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. «to crack» — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы (англ. keygen , «кейген») для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные с встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют стандартные программы разработчиков программ, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение собственнической программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс сказал, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно его программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in). [11]

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями.

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучки), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см. Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Среди наиболее известных сборников — «Classic Fond», «Crazy Collection».

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретенного CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также высказывания Джэка Валенти (англ. ).

Литературные произведения

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно идут навстречу авторам и убирают произведения из открытого доступа по их просьбе, в некоторых случаях всё-таки доходит до судебных исков.

Любопытно, что ни авторы, ни издатели не рассматривают как пиратство повсеместное предоставление услуги ксерокопирования библиотеками.

Нарушение авторского права

Нарушение авторского права (также контрафакция [1] , от лат. contrafactio — подделка; или — в случае имущественных АП — «пиратство») — это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений [2] . К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат.

Содержание

Термин «пиратство» [ править ]

Использование термина «пиратство» (англ. piracy ) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году [3] , позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated» ).

Этот термин использовался также и в правовых актах. Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection» [4] (в русском переводе — «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной» [5] ). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства [5] .

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается [6] , однако он употребляется в локальных нормативных актах [7] , документах судов [8] и специальной юридической литературе [9] .

Некоторые источники [уточнить] указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к несанкционированному копированию в целях пропаганды, для создания подсознательной аналогии с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие, как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество» [10] .

В положительном смысле термин используют «Пиратские партии», одна из которых была создана в Швеции и в 2009 году получила несколько мест в парламенте [11] .

Общая характеристика нарушения авторских прав [ править ]

Нарушение авторских прав подразумевает не санкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого, как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

Распространённость нарушений авторских прав [ править ]

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые, как правило, не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями (например, если фильм или компьютерная игра официально не выпускаются правообладателем в той или иной стране).

Это интересно:  Как удалить авторские права из mp3 файла

Примеры нарушений авторского права [ править ]

Видеопиратство [ править ]

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной [уточнить] у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений [12] типов несанкционированных [уточнить] копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство [ править ]

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Также пиратские радиостанции.

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение [ править ]

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. to crack — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс, а в 2007 году Джеф Райкс (англ.) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in) [13] [14] .

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями (приобретение лицензий на уже используемое ПО, либо переход на другое ПО, включая свободное, с приобретением лицензий на него). По данным BSA и >[15] .

Компьютерные и видеоигры [ править ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или DVD). Для преодоления ограничений применяются как взломанные версии файлов, так и специальные эмуляторы CD/DVD-приводов. Часто незаконные распространители (особенно коммерческие) выполняют дополнительно локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучивания), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см.: Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются/сжимаются не жизненно важные части игры, например, видеоролики и озвучка персонажей. Кроме того, пиратская версия игры может быть сжата сильнее лицензионной — это позволяет уменьшить размер файлов, однако увеличивает время распаковки при инсталляции (см. Repack). Например, такая практика имеет место при записи на однослойные DVD игр, распространяемых легальным издателем на более дорогих двухслойных дисках, или при их размещении для свободного скачивания через Интернет.

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными» или «прошитыми».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD, противоречит [когда?] законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретённого CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило, сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также: q:en:Jack Valenti (высказывания Джека Валенти, президента Американской ассоциации кинокомпаний, направленные против резервного копирования DVD). [16]

Литературные произведения [ править ]

Явление нелегального (подпольного) воспроизведения литературных произведений (в том числе и пиратство) было широко распространено в СССР и носило наименование «самиздат». Люди тиражировали и распространяли литературные произведения, не имея разрешения от авторов и издателей, тем самым нарушая законы [какие?] [17] .

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно обещают идти навстречу авторам и убирать произведения из открытого доступа по их просьбе, в действительности добиться этого бывает очень сложно. В некоторых случаях даже доходит до судебных исков.

Способы защиты авторских прав [ править ]

Говоря о способах защиты авторских прав, необходимо выделить два независимых аспекта этой проблемы: способы защиты авторских прав в целях пресечения незаконного использования объекта авторских прав или в целях защиты от непризнания или оспаривания авторства.

Защита от непризнания или оспаривания авторства [ править ]

В соответствии со ст.1257 ГК РФ «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.» Законодательства других стран, подписавших Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, имеют аналогичные нормы. Таким образом вводится понятие презумпции авторства и устанавливается заявительный характер авторского права.

Отсюда проистекают два основных вопроса, требующих доказательства в деле об установлении авторства: чьим творческим трудом создавалось произведение и вопрос о времени его создания или времени доведения до всеобщего сведения в объективной форме. Если произведение имеет материальную форму (например, произведение живописи), то в большинстве случаев установить автора и подтвердить его творческое участие в создании произведения не сложно. В других случаях основным фактором, влияющим на признание или непризнание авторства, будет доказанный приоритет права.

Фактом, подтверждающим авторские права, приоритет авторства и существование произведения в объективной форме, может являться любой документ, надежно удостоверяющий факт существования произведения на определенную дату. Таким образом существуют следующие основные способы формирования таких доказательств:

  • Отправка произведение самому себе по почте с сохранением нераспечатанного конверта с почтовым штемпелем до судебного разбирательства;
  • Публикация произведения в открытых, общеизвестных источниках (например, публикация стихотворения в газете);
  • Депонирование в авторском обществе или юридической компании (использование депозитариев);
  • Нотариальное удостоверение даты и времени произведения (если произведение может быть представлено в печатной и понятной нотариусу форме);
  • Использование Интернет-сервисов по защите авторских прав (для произведений в электронной форме, при условии, что сервис представлен юридическим лицом, выдающим соответствующие документы).

Пресечение незаконного использования объектов авторских прав [ править ]

Существует три основных способа защиты авторских прав в интернете:

  • Отправление писем и претензий собственнику сайта или хостинг-провайдеру
  • Судебный спор
  • Взаимодействие с поисковыми сервисами для удаления страниц из результатов поиска

В странах СНГ уже сформировалась обширная практика по защите авторских прав в интернете, при этом наиболее сложными моментами все еще остаются:

  1. Определение виновного в нарушении лица;
  2. Определения размера ущерба, который нанесен правообладателю, а также его обоснование.

При этом практически не используется крайне популярный в США инструмент: удаление сайта-нарушителя из поисковых результатов, с помощью инструментов, определенных Законом США «Об авторском праве в цифровую эпоху» [18] .

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, dic.academic.ru, wp.wiki-wiki.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector