Неверно что объектами авторских прав являются

К числу объек­тов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произ­ведения науки, литературы и искусства. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т. п. при условии, что со­ставителем не применена оригинальная схема изложения справоч­ных данных.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы гос. органов и органов мест. самоуправления, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международ. организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются создатели произведе­нийнауки, литературы и искусства, их правопреемники или рабо­тодатели и другие лица,приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. Субъектами авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без гражданства, их наследники.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица.К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других состав­ных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений. Однако авторами произведений признаются только физические лица. Юр. лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства -— на основании закона или дого­вора.

Основными субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами признаются лица, творческим трудом ко­торых создано произведение. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и со­стояния дееспособности. За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществля­ют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоя­тельно.

Произведения иностранных авторов и лиц без гражданства ох­раняются при условии, что они:

а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;

б) либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ.

Помимо авторов субъектами авторского права могут выступать

· авторы производных произведений,

· правопреемники и иные лица.

Соавторство – создание произведения со­вместным творческим трудом двух и более лиц. Авторское право принадлежит со­авторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение.

Возникновение соавторства связано с рядом условий:

►1. В результате совместных творческих уси­лий нескольких лиц должно быть создано единое коллективное произведение. Т.е., изъятие или измене­ние какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невоз­можность использования произведения как единого целого.

►2. Совместный творческий труд нескольких лиц. При этом под совместным характером труда по­нимается не совместный процесс труда, а совместно до­стигнутый результат.

►3. Вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий харак­тер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т. п. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т. е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.

►4. Наличие соглашения о возникновении со­авторства. При этом под соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и на любой стадии работы над произведением.

►5. Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Ес­ли соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор пере­дается на разрешение суда.

Выделяют два вида соавторства:

1) нераздельное соавторство — произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения (Напр., творчество писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»). Они не выделяют свои части коллективных произведе­ний).

2) раздельное — коллек­тивное произведение является единым, однако оно состоит из ча­стей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части. Напр., кол­лективный учебник для юридических вузов, главы которого, напи­санные отдельными соавторами, четко разграничены и могут ис­пользоваться самостоятельно.

Если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения. При нераздельном соавторстве, когда произведение об­разует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование про­изведения.

Составители(т.е. авторы составных произведений)

Автору сборника, базы данных или другого составного произве­дения, именуемому составителем,принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов. Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или фак­ты не являются объектами авторского права. Составитель пользуется авторс­ким правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каж­дого из произведений, включаемых в составное произведение. Необходимо письменное согласие этих авторов.

Это интересно:  Принцип исчерпания смежных прав

На отдельные составные произведения авторское право при­надлежит издателям.Исключитель­ные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за авторами произведений, включае­мых в такие издания. Однако исключительное право на использо­вание подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо. Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики, аран­жировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществля­ющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, по­вестей или рассказов. Так как авторы производных произведе­ний всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переработке.

Служебные произведения.

Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обя­занностей или служебного задания работодателя. Круг служебных обя­занностей работника определяется должностными инструкциями. Служебным обычно является конкретное за­дание работнику, исходящее от работодателя в лице его органов и зафиксированное в документации, с которой работник был озна­комлен до создания произведения. Основные особенности правового режима служебных произве­дений заключаются в следующем.

· авторское право на него принадлежит его автору. Именно за самим автором признаются все личные неимущественные права на произведение.

· исключительное право на использование произве­дения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых от­ношениях, т.е. работодателю, если только договором не предусмотрено иное.

· если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору.

· Если работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

· отношения между ав­тором и работодателем должны регулироваться прежде всего за­ключенным между ними договором — либо трудовым договором, либо специальным соглашением об условиях ис­пользования служебных произведений.

ВОПРОС 125

ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

Объектами авторских прав в силу статьи 1259 ГК РФ являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также способа его выражения:

ü литературные произведения;

ü драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

ü хореографические произведения;

ü произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

ü произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

ü произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

ü фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

ü географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

ü другие произведения

кроме того, к объектам авторских прав относятся:

ü производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Это может быть перевод, обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка (данный перечень не носит закрытого характера);

ü составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Почему же эти произведения защищаются авторским правом наравне с самостоятельными? Закон охранят форму, а не содержание, и в данном случае труд автора является творческим, а произведение – оригинальным. Однако переработчику и составителю не следует забывать указывать источники своего «вдохновения».

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

В то же время авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав и:

ü официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

ü государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

ü произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

ü сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторские права распространяются на часть произведения, его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным статьей 1259 ГК РФ.

Для телевизионных СМИ актуально понятие аудиовизуального произведения – произведения, состоящего из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенного для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают в себя кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Это интересно:  Быстрый интернет заработок без вложений и обмана

Авторами аудиовизуального произведения являются:

· композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

При публичном исполнении или сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения.

Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей ГК РФ. В частности, указано, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования казанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.»

Продюсер вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Объектами авторских правявляются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме — письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Авторское право возникает на основании самого факта создания произведения.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве1952 г. на всех советских и российских печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т.п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов:

• латинской буквы «С» в окружности — ©;

• имени обладателя исключительных авторских прав;

• года первого опубликования произведения.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая представляет собой результат творческой деятельности и может быть использована самостоятельно.

Для возникновения и осуществления смежных прав действующее российское законодательство не предъявляет каких-либо формальных требований. Права изготовителя фонограммы порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Для оповещения третьих лиц о своих правах правообладатель вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре носителя фонограммы. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охра­ны, состоящий из трех элементов (ст. 1305 ГК РФ):

• латинской буквы «R» в окружности — ®;

• имени (наименования) правообладателя исключительных смежных прав;

• года первого опубликования фонограммы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Что не относится к объектам авторского права.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объекты авторского права.

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 N 431-ФЗ с 1 января 2017 года в абзаце одиннадцатом пункта 1 статьи 1259 слово , топографии» будет исключено.

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

(в ред. ФЗ от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами, статьи 1262, настоящего Кодекса.

Это интересно:  Какие права получает автор

1. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

(в ред. ФЗ от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

2. Сроки действия авторского права.

Срок охраны исключительного права на произведение, предусмотренный статьей 1281, применяется в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года (ФЗ от 18.12.2006 N 231-ФЗ).

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

2. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного п.1 настоящей статьи.

3. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

4. Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения.

5. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

Что не относится к объектам авторского права.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Что не является объектом авторского права

Как известно, объектами авторского права (далее — АП) являются результаты интеллектуального творческого труда физического лица — человека. Однако далеко не все то, что создают люди, может охраняться соответствующими законами. Так что же не является объектом АП и почему?

1. Информационные сообщения о событиях, которые происходят в мире (новости).

По сути, без новостей не обходится ни один наш день. О них мы узнаем из всевозможных средств массовой информации: газет, журналов, телевидения и, конечно же, интернета. В чем же здесь соль? Вне всяких сомнений, одну и ту же новость разные журналисты, корреспонденты могут преподнести совершенно по-разному, в своем неповторимом стиле. Но сами по себе новости не отвечают одному из самых главных требований к объектам АП. Они не являются уникальными. Ведь одну и ту же растиражированную новость (информационное сообщение) мы легко можем найти в совершенно разных СМИ. Вот, пожалуй, все.

2. Народное творчество (фольклор).

Здесь все очень просто. Создателем произведений фольклора является сам народ. А народ (нация) — это, понятное дело, не один человек, а целая общность людей. Поэтому определить автора таких произведений не представляется возможным.

3. Документы, выданные органами государственной власти.

В качестве примера можно привести законы. Конечно, тот или иной законопроект может быть разработан конкретным народным депутатом. Однако сами нормативно-правовые акты всегда принимаются коллегиально органом законодательной власти после прохождения всех необходимых этапов согласования. Аналогично происходит процесс принятия документов в органах местного самоуправления, в центральных и местных органах исполнительной власти. В общем, авторов здесь искать также бессмысленно.

4. Государственные символы и награды, символика вооруженных сил государства (других воинских формирований), территориальных общин, знаки организаций.

Упомянутые выше символы, конечно, могут отвечать требованиям оригинальности. Теоретически каждый человек может нарисовать, к примеру, эмблему предприятия. Но данные символы, так же, как и законы, не могут быть приняты единолично конкретным человеком и также требуют коллегиального одобрения и утверждения.

5. Денежные знаки (банкноты и монеты).

Как известно, эмитентом денежных знаков является государство. А не конкретный человек.

6. Расписания движения транспорта, теле- и радиопередач, телефонные справочники, другие базы данных, которые не отвечают критериям оригинальности.

С этими объектами также все понятно. Они слишком стандартны и чтобы их составить, особой умственной активности не надо.

Отсюда вывод один: творцом объекта авторского права может быть только один человек. А не группа людей. Вот и все.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, megapredmet.ru, www.ropot-partners.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector