Международное авторское право характеристика и источники

Особое место в регулировании авторского права занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Конституция РФ закрепляет принцип приоритета международных договоров по отношению к российскому законодательству. В числе важнейших международных договоров в области авторского права, участником которых в настоящее время является Россия, необходимо выделить следующие: Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г., Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г., Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.[41]

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. является правовой основой Бернского союза, созданного для охраны прав авторов. Административно-секретариатские функции Союза возложены на ВОИС. В Союзе участвует около 130 государств. В рамках Бернского союза создано, по существу, общее правовое поле защиты авторских прав на литературные и художественные произведения. Граждане стран-членов Союза пользуются на условиях взаимности как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971 г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану (включая судебную защиту) для собственных граждан, плюс защитой в соответствии с дополнительными правами, предоставляемыми авторам в силу Бернской конвенции. Охрана предоставляется и гражданам стран — нечленов Союза в отношении произведений, опубликованных впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране Союза и в стране — нечлене Союза. Таким образом, на пространстве Союза применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.

Российская Федерация является также участником ряда двухсторонних межправительственных соглашений, затрагивающих различные аспекты интеллектуальной собственности, (например, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и др.)[42]. В рамках Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. и Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (сокращенное наименование — ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS)[43].

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории РФ для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным[44]. Как указывает Э.П. Гаврилов, иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (и тогда говорится о предоставлении «национального режима»), либо только некоторые из этих прав. Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским владельцам, охраняемым по российскому национальному законодательству[45].

Значительную роль в регулировании авторского права и смежных прав играет судебная практика по соответствующим вопросам.

С точки зрения правоприменения наиболее важными являются постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку содержащиеся в них положения являются обязательными для нижестоящих судов. Тем не менее, указанными высшими органами судебной власти до настоящего времени не принято специальных постановлений пленумов по вопросам обобщения судебной практики по делам, вытекающим из авторских правоотношений, хотя в настоящее время определенная работа в данном направлении ведется. В этой связи суды общей юрисдикции продолжают применять в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений»[46].

Широкое использование результатов творческой деятельности в силу различных причин сопровождается негативными последствиями, представляющими серьезную угрозу для общества в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов[47]. В связи с этим возникла объективная потребность в обобщении судебной практики и подготовке руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по этим вопросам. В первом полугодии 2004 г. Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения гражданских дел в сфере защиты интеллектуальной собственности[48].

Арбитражные суды, в свою очередь, до сих пор руководствуются информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»[49].

Кроме того, следует назвать и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак»[50].

§ 1. Общая характеристика и источники

Авторское право (copyright law, droit d’auteur, Urheberrecht) представляет собой правовой институт, который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.

Особенность авторского права, которая признается всеми зарубежными правовыми системами, — нематериальный характер его объектов, являющихся результатом интеллектуального творчества. Понимание необходимости разработать особый режим для таких произведений также является общим для всех без исключения национальных правовых систем. Однако в подходах к решению этой задачи между правовыми семьями наблюдается существенное расхождение. На практике оно выливается в наделение автора различным набором субъективных правомочий, а также в признание различного соотношения между двумя группами этих правомочий — имущественными и неимущественными правами.

Страны, относящиеся к романо-германской (континентальной) правовой семье, придерживаются в этом отношении концепции естественных прав. Эта концепция, возникшая в конце XVIII века во Франции, рассматривает авторское право как «прирожденное, естественное и священное» право человека па результаты его творческой деятельности. По этой причине (и лишь постольку, поскольку за ним признаны так называемые «моральные», личные неимущественные права) субъект авторского права наделяется исключительным правом использовать свое произведение и извлекать выгоды из такого использования. Страны же англо-американского права традиционно противопоставляют такому «идеализму», акцентированию приоритета «моральных» прав прагматичную трактовку авторского права как разновидности права собственности. Так называемая проприетарная концепция авторского права сходится с естественно-правовой концепцией в том, что за автором признается монополия на использование своего произведения (а на всех прочих лиц, соответственно, возлагается обязанность воздерживаться от нарушения такого монопольного права). Различие между ними состоит в том, что суть авторского права изначально сводится в англо-американской системе к имущественным правомочиям. «Моральные» права либо игнорировались вовсе, либо (в лучшем случае) их существование ставилось в зависимость от наличия у данного лица имущественных прав на про-изведение (и тем самым по отношению к имущественным правам играло вспомогательную роль).

Это интересно:  Дайте определение авторскому праву

Но даже в рамках проприетарной конструкции за авторским правом признаются такие характеристики, которые существенно отличают его от права собственности в классическом понимании. Авторское право (во всяком случае, составляющие его имущественные права) ограничено во времени. Кроме того, авторское право имеет территориально ограниченную сферу действия (в отличие от права собственности, признаваемого и за пределами государства, в котором оно возникло).

На развитие авторского права оказывают влияние не только указанные выше исходные позиции регулирования, но также и иные обстоятельства. Первое нз них — постоянный конфликт законных интересов различных субъектов (авторов, с одной стороны, и продюсеров, издателей, торговых организаций, индивидуальных пользователей, наконец, всего общества, с друг ой стороны) и связанный с этим обстоятельством поиск тщательно сбалансированных правовых решений. Второе обстоятельство — «демократизм» авторского права, предоставляющего охрану произведениям вне зависимости от их художественной ценности, назначения и научно-технических характеристик (например, объективной новизны, пусть и не мирового уровня). За счет этого авторское право пополняется не свойственными ему объектами, нарушающими цельность его теоретического обоснования (компьютерными программами и др.). Третье обстоятельство — научно- технический прогресс, вызывающий необходимость в признании за автором новых правомочий и в применении новых способов их защиты.

Действующие источники авторского права в изучаемых странах свидетельствуют о пройденной им значительной систематизации. Возникнув в виде единичных, индивидуально предоставляемых королевских привилегий, авторское право затем стало выражаться в специальных законах, посвященных отдельным объектам (литературным, драматическим произведениям и т.д.). Первым из этих законов стал английский Статут королевы Анны 1710 года (Акт о поощрении образования путем наделения авторов или приобретателей правами в отношении экземпляров печатных книг на указанный в нем период). Целая серия законов была принята во Франции как следствие буржуазной революции.

В настоящее время система источников авторского права не только обновлена (за счет расширения круга охраняемых произведений и перечня авторских правомочий), но и в значительной степени централизована. Она зиждется на выделении одного ключевого закона, положения которого используются по отношению к более специальным правовым актам (регулирующим особые объекты или особые виды их использования) восполнительно и по аналогии. Такая централизация не доходит, однако, до кодификации основных положений авторского права. Даже акт, носящий название «кодекс», — Кодекс интеллектуальной собственности (принятый во Франции в 1992 г.) — по существу представляет собой специальный авторско-правовой закон, механически объединивший разрозненные нормативные акты разного уровня без заметного изменения их содержания.

О подлинной унификации авторского нрава можно говорить лишь в связи с разработкой региональных или универсальных многосторонних соглашений, значительно повлиявших на внутреннее законодательство данных стран.

Наиболее высокий уровень материально-правовой унификации достигнут в старейшей универсальной конвенции — Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 года (последняя редакция которой принята в 1971 г.). Более скромной по результатам материально- правовой унификации, но сыгравшей важную роль при объединении стран, придерживающихся диаметрально противоположных концепций регулирования, была Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года (последняя редакция того же года).

Самая заметная региональная унификация авторского права осуществлялась в рамках Европейского Союза. Принятые здесь в 90-х годах XX века директивы о компьютерных программах, базах данных, спутниковой связи, сдаче в прокат, гармонизации срока охраны авторского права, а также Директива 2001 года о защите размещенных в Интернете музыкальных, литературных произведений и кинофильмов (Директива о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе) призваны значительно сблизить внутреннее законодательство стран — участниц ЕС.

Особенность последнего периода международно-договорной унификации авторского права состоит в попытках найти надлежащие способы регулирования отношений, связанных с развитием цифровых технологий, эффективные средства защиты имущественных прав. Эту задачу соответственно решают принятый в развитие положений Бернской конвенции так называемый Интернет-договор ВОИС (Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г.) и Соглашение о торговых аспектах интеллектуальной собственности, включая торговлю контрафактными товарами, 1994 года (сокращенно ТРИПС, от английской аббревиатуры названия), объединяющее государства — участники Всемирной торговой организации.

Во Франции в качестве основного авторско-правового закона выступает Кодекс интеллектуальной собственности 1992 года. Судебная практика играет в этой стране особую роль в развитии авторского права. Многие правовые решения сложились здесь вначале на правоприменительном уровне и лишь затем были закреплены в нормативных актах.

В ФРГ действует Закон об авторских и смежных правах 1965 года, с последующими изменениями и дополнениями (в частности, 1985 г.), а также Закон об авторских обществах 1965 года. Закон об издательских правах 1901 года (с учетом изменений 1965 г.).

Главный нормативный акт, действующий в данной сфере в Швейцарии, — Федеральный закон об авторском праве и смежных правах 1992 года (с

изменениями 1994, 1997 и 2000 гг.). В его развитие в 1993 году издан одноименный Ордонанс Федерального совета Швейцарской Конфедерации.

Основной источник авторского права Нидерландов — Закон об авторском праве 1912 года (измененный и дополненный в 1972 и 1985 гг.). Кроме того, здесь действует специальный Закон об охране баз данных 1999 года, разработанный в связи с принятием в 1996 году в рамках ЕС одноименной директивы.

Специфика института авторского права в странах англо-американской системы заключается в нехарактерном для этих стран отнесении основного объема регулирования на уровень не прецедента, а закона. В рассматриваемой сфере отношений судебной практике отводится в Англии и США роль скорее толкователя закона. Исключение составляет узко специальная область авторского права, связанная с появлением новых технологий и, в связи с этим, новых способов использования произведений (в первую очередь, в цифровой среде). Здесь суды фактически занимаются правотворчеством — но и в этом случае развитие правового регулирования в конечном счете завершается разработкой новых статутов. Эта особенность авторского права в англо­американской системе связана с тем обстоятельством, что «трансграннчность» подобных технологий наталкивается на строго территориальный принцип охраны авторских прав и объективно требует урегулирования на международном уровне. Международно- договорная унификация, в свою очередь, влечет за собой необходимость изменения внутреннего законодательства стран, участвующих в том или ином международном соглашении.

В Англии в 1988 году принят Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах (действует с учетом изменений, в частности внесенных в 1995 и 1996 гг.). В 1992 году было принято Постановление об авторских правах (Компьютерные программы), имплементирующее Директиву ЕС о компьютерных программах 1991 года.

Это интересно:  Исполнения как объект смежных прав

В США авторское право как одно из немногих исключений в рамках гражданского права прямо отнесено к сфере федерального регулирования. Первым из таких федеральных статутов стал Закон 1790 года. Ныне действует Закон об авторском праве 1976 года (титул 17 «Авторское право» Свода законов США), с последующими изменениями, наиболее существенные из которых были внесены в 1989, 1990, 1992, 1997 и 1998 годах (далее — Закон США). Принятый в 1990 году в связи с присоединением США к Бернской конвенции Закон о правах авторов произведений изобразительного искусства носил революционный характер: впервые в американское авторское право было введено (хотя и в отношении ограниченного круга объектов) понятие «моральные права» автора. Еще один законодательный акт — Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии (DMCA — от Digital Millenium Copyright Act) 1998 года— первый и пока единственный закон, в котором предпринята достаточно успешная попытка разрешить на внутригосударственном уровне (основываясь на положениях последних международных соглашений, принятых в этой связи) проблемы, возникшие с появлением цифровых технологий.

Источники международного права, их общая характеристика и соотношение

Источники международного права понимаются в двух значениях: в материальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выражение нормы права). Источники международного права представляют собой признанные государствами формы воплощения результатов согласования государственной воли, формы фиксации международно-правовых норм.

Все источники международного права разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.

К основным относятся:

1. международные договоры, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Международные договоры бывают:

ª общие, в которых могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества;

ª специальные договоры с ограниченным числом участников;

2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Международный обычай — такое правило поведения субъектов международного права, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение международного органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой. Договорные нормы активно признаются государством путем подписания, обычные же нормы документально не подтверждены и поэтому для установления обычая как правовой нормы прибегают к вспомогательным средствам.

Между договором и обычаем существует тесное взаимодействие. Обычная норма может превратиться в договорную путем закрепления ее в международном договоре. Договорная норма может стать обычной для участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее признание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права; поэтому между этими источниками международного права не может быть какой-то жесткой границы.

К международному правотворчеству в качестве вспомогательного источника привлекается внутригосударственное право. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т. д.), которые, не являясь источником международного права (не создают норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.

Судебные решения в качестве самостоятельного источника международного права признаются в англоязычных государствах. Однако как вспомогательный источник права решения Международного суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обычных норм. Особое место в международно-правовой системе принадлежит доктринам международного права. Большое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, Институт международного права и т. д. Тем не менее доктрина согласно российской теории права — только вспомогательное средство для определения норм.

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право.

Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит:

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Таким образом, источниками международного права являются:

Основные (первичные):

ª международный договор

ª международно-правовой обычай

ª общие принципы права

Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой — нормы договоров действуют только в отношении государств—участников, в то время как международно-правовой обычай обязателен для всех субъектов международного права.

Вспомогательные (вторичные):

ª судебные решения

ª правовая доктрина

Источники международного права — это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

В науке и практике международного права, согласно «Словарю международного права», под источниками международного права понимаются «Формы, в которых существуют нормы международного права, созданные в результате согласования волеизъявлений его субъектов».

Нормы не выступают ни внешней, ни внутренней формой международного права, а являются его сущностью, т.е. обеспечивают главные его характеристики: нормативность, определенность, обязательность, всеобщность (для тех, кого эти нормы касаются), устойчивость и прочность. Первоначальный структурный ряд понятий, относящихся к категории «источник права», в общей теории права образует такие понятия как «нормативно-правовой акт», «международно-правовойдоговор», «обычай» и «прецедент».

Специфика источников международного права:

1) нормы международного права устанавливаются субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласование и, следовательно, общую волю;

2) субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектовмеждународного права.

Исходя из этого, источники международного права можно рассматривать как:

источники субъективных прав;

источники субъективных обязательств субъектов международных правоотношений.

Источники международного права можно разделить на:

Основные источники международного права

Международный договор — письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения.

Международные договоры или правообразующие международные договоры создают общие нормы для будущего поведения сторон, выраженные в форме правовых положений и обязательств, одинаковых для всех сторон. Парижская Декларация 1856г. (о нейтралитете в морской войне), Гаагские Конвенции 1899 и 1907 гг. (о праве войны и нейтралитета) Женевский Протокол 1925г. (о запрещении использования химического и бактериологического оружия), Генеральный Договор об отказе от войны 1928г. и Конвенция о геноциде 1948г. служат примерами такого рода документов.

Это интересно:  Женевская конвенция об авторском праве 1952

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства, и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего международного сообщества, то есть нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международный обычай — правила поведения субъектов международного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.

Международный обычай представляет собой длительно повторяемое в аналогичных условиях правило поведения, которое молчаливо соблюдается и признается субъектами международного права. Согласно Статуту Международного суда ООН обычай есть «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» (ст. 38). Обычная правовая норма, основанная на принципах суверенитета и равенства государства и обуславливающая иммунитет государства, должна рассматриваться в качестве общепризнанного императивного правила поведения. От такой нормы невозможно отступить, даже если в собственной практике у соответствующего государства не было возможности подтвердить его признание и соблюдение.

Традиционные элементы, составляющие международный обычай: длительность существования правила поведения; устойчивость практики его соблюдения несколькими субъектами международного права;
молчаливое признание государствами этого правила поведения в качестве обязательной нормы.

Однако продолжительность практики для формирования обычая не имеет решающего значения. Обстоятельства, влияющие на формирование обычая, могут оказаться настолько чрезвычайными, что обычай может сложиться на основании одного единственного прецедента.

В функции ГА ООН входит содействие прогрессивному развитию кодификации МП (ст. 13 Устава ООН)

Прогрессивное развитие — подготовка международных договоров по вопросам, которые еще не урегулированы международным правом, или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.

Кодификация международного права — более точное формулирование и систематизация норм международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.

Это производится с помощью Комиссии международного права (ст. 15 Положения о Комиссии международного права).

Вспомогательные источники международного права

Вспомогательными источниками международного права являются:

решения международных судебных органов;

доктрина международного права;

резолюции — рекомендации международных организаций;

национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовойпозиции государства.

Хотя международное право не предписывает, каким образом государство осуществит реализацию взятого на себя международного правового обязательства, так как это целиком лежит в плоскости осуществления государственного суверенитета, но и не игнорирует этот вопрос. Механизм согласования, увязкимеждународного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями. В Конституции РФ 1993 г. воля государства в вопросе соотношения международного и национального права выражена следующим образом: «Общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15). Конституция РФ один раз и на все случаи (общим образом) конституционно решила вопрос о юридической силе международных договоров в правовой системе России.

Общее и особенное международного договора и международного обычая как источника международного права

образуются в результате взаимных действий и имеют идентичную природу — согласование воли субъектов международного права;

носят обязательный характер;

несоблюдение или нарушение ведет к одинаковым правовым последствиям: прекращение действия, требование удовлетворить претензии;

единство механизмов обеспечения.

различные способы создания договорной и обычной нормы;

договор представляет собой четко выраженный во времени процесс (создание, действие, прекращение) — у обычая это проследить сложно;

договорная норма подтверждается ссылкой на текст документа, обычная — это практика государств;

договор подлежит толкованию, тогда как обычай этого института не знает;

обычай идет вслед за практикой, международный договор не только фиксирует практику, но и создает ее;

только с договорной нормой связан такой прогрессивный институт МП как кодификация.

В8. Понятие и виды источников международного права. Краткая характеристика основных источников международного права

Источники международного права – это формы существования международных правовых норм.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН.

Статья Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья написана по материалам сайтов: all-sci.net, helpiks.org, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector