Конституция рф авторские права

Текст Ст. 44 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Комментарий к Ст. 44 Конституции Российской Федерации

1. Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Слово «каждый» подразумевает граждан России, иностранных граждан или лиц без гражданства. Однако и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут быть субъектами данных правоотношений. Авторское право юридических лиц в законодательстве Российской Федерации отсутствует с 1992 г.

В действующем законодательстве не дается понятия «творчество». С точки зрения анализа содержания конституционного права оно может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открытие и созидание чего-то нового, оригинального, неповторимого по своей индивидуальности. Творение есть процесс и результат духовно-волевой и разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее потребности.

Творчество непосредственно связано со способностями. В статье 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г.*(214) определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещает цензуру, гарантируя тем самым не только свободу массовой информации, но и свободу другого вида творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на такой вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление этой свободой. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения этой свободы.

2. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности в сфере культуры. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней. Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью.

Предоставляемое Конституцией РФ право на участие в культурной жизни предполагает возникновение соответствующих обязанностей у субъектов, обеспечивающих приобщение к культуре. Участие в культурной жизни поэтому заключается не только в осуществлении творческого элемента этой жизни, но и в том, что каждый может быть пользователем культурных ценностей: читателем, зрителем, критиком, посетителем институтов и учреждений культуры, хранителем материальных культурных ценностей. В статье 3 Основ законодательства РФ о культуре дан перечень культурных ценностей: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Доступ к культурным ценностям и пользование учреждениями культуры в ст. 12 Основ определяются как право на приобщение к культурным ценностям. Ограничения такого доступа возможны по соображениям секретности или особого режима пользования ими и устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Понятие «памятники истории и культуры» впервые было раскрыто в ст. 1 и 6 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»*(215). Понятие культурного наследия было дано в ст. 3 Основ законодательства о культуре.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в пределах данных, содержащихся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.

Перечень информационных услуг, предоставляемых бесплатно или за плату, не возмещающую в полном объеме расходов на оказание информационных услуг, определяется Положением о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 26 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации»).

3. Государство и общество, отдельные организации и учреждения должны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Отношения в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ, Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» и другими федеральными законами, а в пределах компетенции субъектов РФ — законами субъектов РФ.

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Это интересно:  Авторские и смежные права кратко

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится ко всем субъектам правоотношений. Она распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 июля 1999 г. «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»*(216) указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате второй мировой войны, относятся только те, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской Армии и распоряжениями других компетентных органов.

В статье 62 Основ законодательства о культуре предусматривается возможность установления гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности за нарушения законодательства о культуре. Так, в ст. 240 ГК РФ говорится об изъятии у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным и охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Уголовный кодекс РФ за умышленное уничтожение, разрушение или порчу памятников истории и культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, исправительных работ на тот же срок или штрафа.

Конституция рф авторские права

Библиографическая ссылка на статью:
Рузлев А.И. Влияние конституции РФ на становление и развитие авторского права // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/37791 (дата обращения: 26.03.2019).

Конституция Российской Федерации уже пятая в истории отечества, однако, защита результатов творческой деятельности существовала отнюдь не с первых лет конституционализма. С течением лет, это отразилось на развитии всего института интеллектуальной собственности. Во-первых, сам институт у нас зародился позднее чем в странах Западной Европы, а во-вторых, становление данного правового феномена происходило в условиях политической нестабильности, непривычного ни народу, ни власти нового политического режима.

Конституции 1918 и 1925 РСФСР никоим образом не гарантировали интеллектуальную собственность, и, наверное, это было вызвано политической обстановкой, которая вынуждала власть вообще принимать Конституцию. Единственным косвенным указанием на такое право было признание в ст. 14 Конституции РСФСР 1918 г. и ст. 5 Конституции 1925 г. права «свободы выражения своих мнений посредством уничтожения зависимости печати от капитала и предоставления в руки рабочего класса и крестьянской бедноты (крестьянства – в Конституции 1925[1]) всех технических и материальных средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечения их свободного распространения по всей стране [2]». Статья 129 Основного закона РСФСР 1937 [3] лишь конкретизировало данное право, обозначив его в п. «а» как «свобода слова».

Относительно права на интеллектуальную собственность, наибольший вес имеет четвертая Конституция Республики [4]. В абз. 2 ст. 45 впервые указано, на то, что «права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством» [4], помимо этого ст. 27 Закона прописывала, что «государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В РСФСР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества» [4]. Статьёй 44 регламентировалось право на пользование достижениями культуры, ст. 48 гарантировалась свобода слова, печати, ст. 26 допускала возможность внедрения результатов научных исследований в народное хозяйство в другие сферы жизни. Однако все это было подчинено советской идеологии и не позволяло в полной мере говорить о возможности осуществления данных прав в жизни. Эта, как и три предыдущие Конституции были фиктивными – они гарантировали права на бумаге, но на деле все подчинялось другим правилам и нормам.

Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года [5] стала первой демократической конституцией страны. Она существенным образом предопределила развитие отраслевого законодательства, направленного на реализацию основных прав и свобод человека и гражданина, претворяя в жизнь главные правовые заветы, названные в Основном законе государства.

Закрепив в ст. 13, 29 и ч. 1 ст. 44 конституционные гарантии свободы творчества и преподавания, свободы слова и мысли, недопустимости цензуры и идеологического многообразия, Конституция предрекла развитие законодательства в области защиты интеллектуальной собственности. Все эти гарантии тесно взаимосвязаны и подлежат анализу в совокупности. Так, гарантируя свободу творчества (литературного, научного, художественного, технического, другого) статьей 44 Конституции следует помнить о праве на свободу слова и мысли, признанных ст. 29. Свобода слова и мысли была бы невозможна без конституционного положения о плюрализме (ч. 1 ст. 13 Конституции).

Вообще, под свободой творчества понимается «возможность каждого заниматься любыми видами творческой деятельности по своему выбору» [6]. Мишин Ю. Д. называет следующие формы проявления данной свободы – запрет давления на волю и сознание творца со стороны третьих лиц, возможность выбора направления творческой деятельности (профессиональное и любительское; техническое, литературное, художественное и иные), кроме того, свобода творчества заключается в праве граждан создавать различные творческие объединения. «Свобода творчества напрямую связана со свободой мысли и слова, которую можно рассматривать как конституционную основу авторского права. Автор должен быть свободен не только в выборе вида творческой деятельности, но и в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых им понятий или художественных образов, а также творец должен самостоятельно решать вопрос о выпуске в свет своего произведения, приданию произведению окончательной формы и т.д.» [6].

Закрепление в важнейшем правовом акте страны предопределяющих развитие авторского права зачинов было правильным шагом, пусть и вынужденным для парламента страны, поскольку ранее наличествовала тесная связь с цензурным законодательством, имевшим место в период царизма, в Советский период. Новая Конституция стала отправной точкой для изменения прежней нормативно-правовой базы отрасли права и для создания нового, актуального, соответствующего новому политическому режиму механизма правового регулирования творческих правоотношений.

Это интересно:  Ограничение трудового права от смежных отраслей

Кроме того, теперь требовалось законодательно разрешить, что понимать под «интеллектуальной собственностью», «авторским правом», под качественными характеристиками данных понятий, их содержанием, назначением, требовалось и конкретизировать объекты данной собственности, растолковать их, защитить законом. Ошибочно думать, что ранее в истории страны данные вопросы не поднимались, однако правильным будет сказать о том, что до 1993 года деятельность органов власти по разрешению этих вопросов не базировалась на положениях закона, имеющего высшую юридическую силу. Новый правовой инструментарий со временем был сформирован, но применять его, как показала практика, было проблематично, так как существовало более полусотни законов и подзаконных актов, которыми охранялись исключительные права. Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» [7] в статье 2 выделил перечень из 54 названий нормативных актов, подлежащих отмене. К их числу относились Гражданский кодекс РСФСР, Патентный закон, законы о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, о правовой охране топологий интегральных микросхем, об авторском праве и смежных правах, о селекционных достижениях и многие другие. Можно констатировать, что законодатель, обозначив в Конституции данные гарантии, действительно взял под свою охрану и защиту результаты творческой деятельности.

В настоящее время, регулирование авторского права осуществляется, прежде всего, частью IV Гражданского Кодекса, вступившей в силу 1 января 2008 года. Данный нормативно-правовой акт включил в себя положения ранее действующего «интеллектуального» законодательства, раскрыл многие понятия, явления. В частности понятие «интеллектуальной собственности», впервые легитимированное 24 декабря 1990 г. Законом РСФСР «О собственности РСФСР» [8], определено в ст. 1225 ГК РФ [9] как результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Легальное толкование дано и понятию авторства, неразрывно связанного с интеллектуальной собственностью. Согласно ст. 1228 ГК автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Высшим актом представительного органа государственной власти разрешены и другие вопросы авторского права.

Подводя итог, хочется отметить, что провозглашение и признание в современной России интеллектуальной собственности на конституционном уровне открыло принципиально новые возможности для развития личности. Закрепляя на конституционном уровне свободу творчества, государство признает естественное право каждого индивида на возможность проявить себя в любом виде творчества. Государство тем самым обязуется гарантировать и обеспечивать реализацию данных прав, предусматривая на законодательном уровне ответственность за нарушение таковых, указывая на возможные средства защиты авторских прав.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»

Конституция РФ гарантирует каждому свободу «литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества , Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ст. 44). По Конституции вопросы регулирования интеллектуальной собственности находятся в исключительном ведении федерации.

Среди законов, охраняющих интеллектуальную собственность, важное место занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве, ЗоАП), принятый в 1993 году. Тот факт, что он принят относительно недавно, не означает, что ранее в нашей стране не было защиты авторов и системы авторского права. Авторское право всегда являлось частью Гражданского кодекса, ряд статей которого фиксировал основные положения вопросов защиты результатов интеллектуального труда.

Сфера действия ЗоАП распространяется на произведения науки, литературы и искусства как обнародованные, так и необнародованные, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от их назначения и достоинства, а также способа выражения.

Главный принцип закона заключается в том, что если создано новое произведение, то оно должно защищаться авторским правом. Главный признак произведения, которое защищается авторским правом, – это его оригинальность. Есть оригинальность – есть защита авторского права, нет оригинальности – нет защиты. В романе «Золотой телёнок» Остап Бендер, влюбившись в Зосю Синицкую, приобрел маниакальное стремление сочинять стихи. Ночью он сочинил строки «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты», а на рассвете вспомнил, что до него этот стих уже написал А.С. Пушкин. В данном случае оригинальности не было. Если бы была оригинальность, авторство принадлежало бы О. Бендеру.

Второй важный элемент, необходимый для того, чтобы была признана защита произведения авторским правом, – это материальный носитель.

Из этого принципа следует, что, например, идеи сами по себе авторским правом не защищаются. Они витают в воздухе и никому не принадлежат. Если вы сегодня придумали гениальный сценарий, пересказали его своему лучшему другу, а он назавтра записал его на бумаге и передал издателю, директору телекомпании и т.п., то вы никаких прав на сценарий не имеете и иметь не будете. По сути, тому, кто первый изложил результат интеллектуальной деятельности на материальном носителе, и принадлежит авторское право. Итак, на идеи, а также концепции, принципы и т.п. авторское право не распространяется.

Авторское право возникает с момента создания произведения, т.е. с момента обретения им материальной формы. По российскому закону регистрации авторского права не требуется, она не является обязательной. Автор может регистрировать его, но может и не делать этого. Он вправе ставить кружок с латинской буквой С (©, англ. copyright – авторское право) на обложке своей книги, но может и не ставить. В некоторых странах регистрация авторского права обязательна, в США, например, её осуществляет Управление по авторским правам при библиотеке Конгресса.

Это интересно:  Что понимается под смежным правом

Нарушение авторских и смежных прав.

Под интеллектуальной собственностью понимаются охраняе­мые законом результаты творческой деятельности человека в любой сфере, независимо от назначения и достоинства произ­ведения. В законе это называется объектами авторского права, которое распространяется как на обнародованные произведе­ния, так и необнародованные, но существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- и видеозаписи, объемно-пространственной (скульптура, модель, макет и т. д.).

Объектом уголовно-правовой охраны по ст. 146 УК РФ яв­ляются:

— охраняемые законом права авторов на результаты их творческой деятельности;

— охраняемые законом права других творческих работни­ков, которые на законных основаниях (договорах) используют научные, литературные, музыкальные произведения (доводят их до широких кругов слушателей, зрителей, научной общест­венности) в форме аудио- и видеозаписи, изготовление и вос­произведение фонограммы и т. п.

Предметом преступления являются объекты авторских и смежных с ним прав, т. е. чужое научное, художественное, музы­кальное или литературное произведение либо озвученные арти­стом (исполнителем) музыкальные, литературные произведе­ния; кинофильмы, видеозаписи, аудиокассеты популярных ар­тистов с записями произведений авторов: композиторов, поэтов, писателей и т. п.

Потерпевшим согласно ст. 146 УК РФ является физическое лицо, автор того или иного объекта авторского права. Потер­певшими при нарушении смежных прав могут быть кроме ар­тистов-исполнителей, организаторы программ по телевидению и радио, организаторы звукозаписи и другие лица.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении ав­торских и смежных с ними прав.

Диспозиция ст. 146 УК РФ — бланкетная, поэтому для пра­вильного понимания сущности этого преступления следует об­ращаться к нормативным правовым актам других отраслей права. В частности, отношения, возникающие по поводу за­конности авторства, создания и использования объектов ин­теллектуальной собственности регулируются нормами граждан­ского и международного права.

Под нарушением авторских и смежных прав следует пони­мать:

— незаконное использование объектов авторского права или смежных прав;

Незаконное означает использование объектов авторского права или смежных прав вопреки воле автора и существующим нормам права. Например, выставка картины автора без его ве­дома и согласия; опубликование литературного произведения с внесенными в него изменениями, сокращениями без согласия автора, незаконное переиздание произведения автора или тира­жирование аудиокассет и т. п.

Присвоение авторства — это выпуск чужого научного, худо­жественного, литературного, музыкального произведения под своим именем (плагиат). Плагиат может быть полным, т. е. ли­цо присваивает себе авторство на все произведение или науч­ное исследование как часть собственной работы без ссылок на авторство другого лица. Кроме того, разновидностью плагиата следует считать и издание (опубликование), переиздание про­изведения, созданного коллективом (группой) авторов, только под своим именем. Так, каждый автор произведения, во­шедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, (оператор-постановщик, художник-постановщик, сценарист, композитор и др.), пользуется авторским правом на свое произ­ведение.

Состав ст. 146 УК РФ — материальный. Преступление (ч. 1) считается оконченным с момента наступления последствий — крупного ущерба и установления причинной связи между нару­шением авторских (смежных прав) и наступившими последст­виями.

Понятие крупного ущерба дано в примечании к ст. 146 УК РФ. Деяния, предусмотренные данной статьей, признаются совер­шенными в крупном размере, если стоимость экземпляров про­изведений или фонограмм либо стоимость прав на использова­ние объектов авторского права и смежных прав превышает 50 тыс. руб., а в особо крупном размере — 250 тыс. руб.

Субъективная сторона преступления выражается в умышлен­ной форме вины <прямом либо косвенном умысле).

Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, до­стигшее на момент совершения преступления возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 146 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав. Термин «незаконное» означает, что лица, зани­мающиеся не соответствующей закону деятельностью, не име­ют права на использование объектов авторского права (матери­альных, художественных, научных и других произведений, ра­бот). При этом речь идет не о заблуждении лица, ошибочно считающего, что он имеет право на использование объектов ав­торского права, а об осознанной — волевой деятельности субъ­екта преступления, желающего совершить намеченные дейст­вия. Мотивами их может быть корысть — желание получить де­нежное вознаграждение. Вместе с тем это может быть и жажда славы, если это преступление сопряжено с плагиатом, и т. д. Мотивация действий виновного подлежит влиянию, раз уста­новлено и учет при индивидуализации наказания. Кроме того, по этой же части ст. 146 УК РФ наказываются такие действия, ущемляющие интересы авторов, как приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фо­нограмм в целях сбыта. Уголовная ответственность за такие действия наступает в тех случаях, когда они совершаются в крупном размере, понятие которого дано в примечании к ст. 146 УК РФ.

Часть 3 ст. 146 УК РФ является квалифицированным соста­вом только для ч. 2 статьи. В ней предусмотрены три признака, отягчающих ответственность лиц, незаконно использующих объект авторского права. Таковыми являются: совершение пре­ступления группой лиц по предварительному сговору или органи­зованной группой лиц; деяние, совершенное в особо крупном размере (см. примечание к ст. 146 УК РФ); лицом с использова­нием своего служебного положения. При квалификации действий по последнему квалифицирующему признаку надо иметь в ви­ду, что лицо, использующие свое служебное положение, высту­пает исполнителем тех преступлений, которые зафиксированы в ч. 2 ст. 146 УК РФ, либо соисполнителем в группе, организо­ванной группе, указанных в п. «а» ч. 3 ст. 146 УК РФ. Во всех случаях виновный для выполнения объективной стороны со­става преступления использует свое служебное положение как в государственных учреждениях, так и в учреждениях коммерче­ских объединений, связанных с использованием объектов ав­торского права или смежных прав, а равно приобретением, хра­нением, перевозкой контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. Действия виновных полностью охватывается ч. 3 ст. 146 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 201 или 285 УК РФ.

Статья написана по материалам сайтов: web.snauka.ru, lawbook.online, all-sci.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector