Коллективное управление авторскими и смежными правами

В соответствии с п. 1 ст. 1242 ГК РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, по с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами па коллективной основе).

Такие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и иным законодательством РФ, а также уставом организации [1] .

Организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права в соответствии с целями деятельности организации, предусмотренными уставом организации, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Основной целью организации является достижение коллективных интересов и общественных благ в области формирования эффективной системы правовой защиты авторских и смежных прав путем осуществления деятельности по управлению правами па коллективной основе.

Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.

Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме.

Указанный договор может быть заключен с правообладателями, являющимися членами такой организации, и с правообладателями, не являющимися ее членами. Основанием полномочий организации по управлению правами на коллективной основе может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе. Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.

Статья 1244 ГК РФ предусматривает, что организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:

  • 1) управление исключительными нравами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (поди. 6—8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ);
  • 2) осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ);
  • 3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (ст. 1293 ГК РФ);
  • 4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК РФ);
  • 5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК РФ);
  • 6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (ст. 1326 ГК РФ).

Государственная аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. Порядок государственной аккредитации предусмотрен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами».

Аккредитация проводится по каждой из сфер, предусмотренных п. 1 ст. 1244 ГК РФ, отдельно.

Рассмотрение заявления на получение аккредитации осуществляется на заседании аккредитационной комиссии с участием представителей организации, подавшей заявление на аккредитацию (далее — заявитель).

Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются уполномоченным органом [2] .

Комиссия формируется из представителей уполномоченного органа и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере авторского права и смежных прав. С учетом мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, в состав комиссии могут включаться представители иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, пользователей объектов авторского права и смежных прав, правообладателей, а также заинтересованных организаций (количество указанных представителей не должно быть более одной трети общего числа членов комиссии).

По отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления.

Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора » передаче полномочий по управлению правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов.

По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет.

Контроль за аккредитованными организациями осуществляется непосредственно Минкультуры России [3] . В случае необходимости, но решению Минкультуры России к исполнению государственной функции могут привлекаться должностные лица территориальных органов Минкультуры России.

ГЛАВА 8 Коллективное управление авторскими и смежными правами

8.1.2.2. Юридическая природа представительства, осуществляемого организацией коллективного управления. 8.1.2.3. Количество организаций, обеспечивающих в каждой стране коллективное управление различными правами. 8.1.2.4. Единая организация управления каждой категорией прав или несколько организаций? 8.1.3. Функции, свойственные коллективному управлению авторскими правами. 8.1.3.1. Разрешение на использование. 8.1.3.2. Вознаграждение . 8.1.3.3. Сбор платежей. 8.1.3.4. Распределение полученных средств. 8.1.4. Меры социального обеспечения. 8.1.5- Культурные мероприятия. 8.1.6. СИЗАК
8.2.Другие организации, занимающиеся сбором авторского вознаграждения
8.2.1. Коллективное управление правами на репрографическое воспроизведение. 8.2.2. Коллективное управление правами в области воспроизведения (в домашних условиях) звукозаписей и аудиовизуальных произведений для личного использования. 8.2.3. Коллективное управление правом следования
8J, Коллективное управление правами артистов-исполнителей и производителей фонограмм 8.3.1. Принудительные лицензии при вторичном использовании. 8.3.2. Вознаграждение. 8.3.3. Взимание сборов. 8.3.4. Распределение вознаграждения
Под коллективным управлением авторскими и смежными правами подразумевается система управления, в соответствии с которой обладатели упомянутых прав передают созданным для этого организациям право ведения переговоров об условиях, в соответствии с которыми их произведения, выступления или творчество, имеющее промышленное применение, будут эксплуатироваться различными пользователями; предоставление разрешений, а также контроль за их использованием, сбор соответствующего вознаграждения и его распределение между правообладателями.
Объем функций, выполняемых органами коллективного управления, зависит от категории и вида прав, которыми они управляют; однако даже в условиях системы принудительных лицензий’ деятельность по коллективному управлению включает по крайней мере два фундаментальных аспекта: сбор вознаграждения и его распределение.
См. гл. 4, разд. 4.4.2.

Коллективное управление авторскими и смежными правами351
В большинстве своих проявлений исключительные права, которые законы и международные конвенции устанавливают в пользу автора, остались бы мертвой буквой в случае, если бы он сам должен был обеспечивать и управление ими, и их охрану2.
Мир представляет собой огромный рынок произведений и продукции культурного характера. При их использовании нередко применяются следующие способы: публичное исполнение музыкальных произведений на танцплощадках, в дискотеках, ресторанах, чайных салонах, барах, кафе, отелях и т. д. либо с целью создания соответствующей атмосферы в магазинах, бюро, средствах передвижения, в кабинетах врачей, студиях, ателье и т. д.; благодаря представлению живьем (live) либо путем использования звукозаписей, эфирных передач или кабельного вещания; показ или представление кинематографических произведений либо видеозаписи этих произведений, а также других аудиовизуальных произведений; прокат видеокассет; репрографическое воспроизведение печатных произведений, копирование звукозаписей и видеопроизведений в домашних условиях для личного использования.
У автора нет никакой возможности узнать, когда и как используются его произведения, так как их использование часто происходит одновременно во многих странах. Одни и те же песни слушают в Буэнос-Айресе и Токио, в Мехико и Алжире, в Мельбурне, Лондоне и т. д.. в столицах и провинции, крупных и маленьких городах самых разных и отдаленных стран мира. Как известно, музыка и искусство не знают границ. Для тех, кто выступает первичным пользователем произведения, бывает практически невозможно установить прямой контакт с авторами, композиторами или издателями национальных либо зарубежных музыкальных произведений с целью получения необходимых разрешений на использование их произведений и договориться о ставках и других условиях использования множества произведений, которые распространяются ими ежедневно3.
Следует отметить, что в случае, когда речь идет о музыкальных произведениях, в отношении которых обычно действует несколько прав (права композитора, автора слов, переводчика, аранжировщика, издателя
: В предыдущих работах мы показали, что АП (это относится к значительной части произведений и к их использованию), так же. как и право артиста-исполнителя, является индивидуальным правом, осуществляемым на совместной основе (см.: Villalba, Lipszyc 1976:’ll, 25; Villalba, Lipszyc 1979: 11. 25; Lipszyc, Delia Costa 1978:№3: 131).
3 Например, Тьерри Десюрмон отмечает, что хорошие дискотеки, которые обычно работают по пять часов каждый вечер, используют примерно пятнадцать названий музыкальных произведений в час, т. е. примерно семьдесят пять названий за вечер. Диск-жокеи сами выбирают музыкальные произведения в зависимости от их популярности (которая обычно длится очень недолго), вкусов публики, своих собственных пристрастий, заботясь о том, чтобы эти произведения никогда не надоедали посетителям (Desurmont 1989: 127).

Это интересно:  Закон об авторском праве и смежных правах

Авторское право и смежные права

и его субподрядчика) и которые становятся объектом многочисленных, одновременных, эфемерных и не связанных между собой видов использования, эффективное соблюдение прав, признаваемых законом за авторами, не может быть обеспечено иначе, как в рамках системы коллективного управления правами, которая выгодна как автору, так и пользователю. Такая система полезна для автора, у которого нет реальной возможности управлять своими правами индивидуально даже с минимальной эффективностью, так как это повлекло бы за собой огромные расходы и при этом он не смог бы достигнуть искомых результатов в условиях разброса использования своих произведений во времени и пространстве. Упомянутые результаты могут быть достигнуты только благодаря системе коллективного управления и системе соглашений о взаимном представительстве, заключаемых между обществами по коллективному управлению АП различных стран. Коллективное управление выгодно пользователю, потому что оно позволяет ему получать на легальных основаниях доступ к огромному и увеличивающемуся с каждым днем количеству различных произведений, как национальных, так и зарубежных, и вести переговоры об условиях использования этих произведений с минимальным числом лиц на основе единообразных ставок, платя соответствующее вознаграждение, в полной уверенности, что тем самым он выполнил свои обязательства4.

Коллективное управление правами, связанными с публичным исполнением музыкальных недраматических произведений, а также правами, связанными с одновременной ретрансляцией (без изменения) радиопрограмм, представляется единственно возможным решением, если мы не хотим, чтобы АП свелось лишь к альтруистическим и неэффективным пожеланиям или к простому праву на вознаграждение. В про-
4 В ходе Международного форума ВОИС, посвященного вопросам коллективного управления авторскими и смежными правами, проходившего в Женеве в 1986 г., Вернер Румфорст, делегат, представлявший Европейский союз радиовещания (ЕСР), подчеркнул значение, которое приобретают органы коллективного управления для деятельности вещательных организаций: «В самом деле, вещательные организации не могут нормально функционировать без участия организаций или объединений, в частности в области музыки, Вещательная организация, будучи пользователем музыкальных произведений и звукозаписей, должна рассчитывать на помощь организации по охране АП, которая, благодаря системе соглашений о взаимном представительстве способна получить необходимые разрешения в отношении всех затрагиваемых прав, касающихся как национального, так и зарубежного репертуара. Вещательная организация не имеет абсолютно никакой возможности получить в каждом отдельном случае все необходимые разрешения, учитывая большое число используемых ею произведений. Кроме того, роль организаций, занимающихся сборами соответствующих гонораров или поступлений, заключается в том, чтобы следить за тем, чтобы правообладатели получали справедливое вознаграждение за разные виды использования их произведений или выступлений, поскольку сами правообладатели не имеют материальной возможности сделать это» (Rumphorst 1987: 112).

___________Коллективное управление авторскими и смежными правами_____353
тивном случае правительственные инстанции могут перед лицом трудностей, связанных с индивидуальным осуществлением АП прийти к выводу о том, что единственно возможным способом его охраны будет система принудительных лицензий, которая не позволит пользователям постоянно нарушать закон, используя произведения без разрешения их авторов5.
Коллективное управление также чрезвычайно полезно при других способах использования произведений: механическом воспроизведении, сообщении для всеобщего сведения драматических, музыкально-драматических произведений, создании аудиовизуальных произведений, издании литературных произведений, воспроизведении художественных произведений и т. д. Самим авторам крайне редко удается обсудить условия договора или следить за их выполнением, в силу чего их имущественные и неимущественные права могут быть ущемлены.
Совершенно справедливым является замечание, что «обладатель исключительного права может им воспользоваться в полной мере лишь в том случае, если он может осуществлять его сам. В этом случае он контролирует распространение произведения и может лично принимать все решения, связанные с финансовыми условиями его использования, непосредственно следя, таким образом, за соблюдением своих моральных и имущественных прав. Нельзя отрицать того факта, что, используя форму коллективного управления, правообладатели осуществляют лишь косвенный контроль в отношении отдельных аспектов соблюдения своих прав, однако, если система коллективного управления функционирует нормально, исключительный характер этих прав сохраняется, и при нынешнем положении вещей они могут соблюдаться в полном объеме, несмотря на то что это осуществляется коллективным путем»6.
Коллективное управление осуществляется ежедневно и регулярно на всех пяти континентах планеты во всем, что касается самых разнообразных прав, различающихся по своей природе и содержанию, произведений и иных объектов охраны, независимо от способов их использования. Последовательно проанализируем различные возникающие при этом ситуации, изучив;
4 Даже при введении системы принудительных лицензий, обязательных в силу права или договора в случаях, предусмотренных в Бернской конвенции, а именно лицензий в области механического воспроизведения музыкальных недраматических произведений, радиотрансляций и передач по кабельной сети радиопрограмм, а также массовом и неконтролируемом использовании типа репрографического воспроизведения и частных копий, сбор и распределение соответствующих вознаграждений могут быть обеспечены лишь организациями ко:псктивного управления.
6 Ficsor 1991: par. 3, 9: 5—6. Этот великолепный труд, главным автором которого является заместитель Генерального директора ВОИС, доктор Михаиле Фиксор, является существенным вкладом в разработку данного вопроса.
12 Авторское право

354________________Авторское право и смежные права__________________
во-первых, коллективное управление, осуществляемое авторски
ми обществами в отношении творческих произведений, распро
страняемых «традиционными» способами (публичное исполнение
музыкальных произведений, механическое воспроизведение, пуб
личный показ музыкальных и музыкально-драматических произве
дений, радиотрансляции, воспроизведение и перепродажа произве
дений изобразительного искусства и т. д.);
затем, коллективное управление, осуществляемое другими обще
ствами по управлению имущественными правами (общества, зани
мающиеся сбором средств за право на репрографическое воспроиз
ведение и на запись в домашних условиях), собирающие роялти,
которые полагаются авторам и обладателям смежных прав, когда
напечатанные или исполненные произведения, записанные на зву
ковых либо аудиовизуальных носителях, становятся объектом мас
сового и неконтролируемого использования, благодаря воспроизве
дению в личных или частных целях, а также при записи в домашних
условиях (для личного пользования или для использования «в се
мейном кругу»), а также обеспечивающие защиту права следования;
и, наконец, коллективное управление, осуществляемое общества
ми, объединяющими артистов-исполнителей или производителей
фонограмм, применительно к случаям вторичного использования
звукозаписей (копий фонограмм).

Руководство ВОИС «Интеллектуальная собственность для бизнеса»

Цель данной брошюры состоит в том, чтобы дать краткий обзор широкого и сложного понятия коллективного управления авторским правом и смежными правами. В будущем будут выпущены другие брошюры по более конкретным аспектам этой темы (таким как права исполнителей, информация об управлении правами и т.д.).

Прежде чем определить саму концепцию и представить ее основные особенности кратко рассмотрим, что означает само авторское право и смежные права.

Что такое авторское право?

Если какое-либо лицо создает литературное, музыкальное, научное или художественное произведение, то оно является владельцем этого произведения и может свободно принимать решения относительно его использования. Это лицо (называемое «создатель» или «автор», или «правообладатель ») может контролировать судьбу этого произведения. Поскольку в соответствии с законом произведение охраняется авторским правом с момента его создания, нет необходимости соблюдать какие-либо формальности, такие как регистрация или депонирование, в качестве условия для получения этой охраны. Охраняются не сами идеи, а лишь способ их выражения.

Авторское право — это правовая охрана, предоставляемая правообладателю на оригинальное произведение, которое он создал. Оно включает две основные группы прав: имущественные и личные неимущественные права.

Это интересно:  Виды прав на программное обеспечение

Имущественные права — это право на воспроизведение, вещание, публичное исполнение, переработку, перевод, публичное чтение, публичный показ, распространение и т.д. Личные неимущественные права включают право автора возражать против любого извращения, искажения или другого изменения его произведения, которое может нанести ущерб его чести или репутации.

Обе группы прав принадлежат автору, который может осуществлять их. Осуществление прав означает, что он может использовать произведение сам, может давать кому-либо разрешение использовать произведение или может запретить кому-нибудь другому использовать это произведение. Общий принцип состоит в том, что охраняемые авторским правом произведения не могут использоваться без разрешения правообладателя. Однако, в национальных законах об авторском праве предусмотрены некоторые исключения из этого правила. В принципе, охрана действует в течение жизни автора и минимум 50 лет после его смерти.

Эти правовые аспекты указаны в международных конвенциях, участниками которых в настоящее время являются большинство стран. К моменту присоединения государства-члены должны иметь национальное законодательство, которое соответствует международным стандартам.

На международном уровне имущественные и личные неимущественные права предоставляются в соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, обычно называемой «Бернская конвенция». Эту Конвенцию, принятую в 1886 г., неоднократно пересматривали с тем, чтобы принять во внимание влияние новых технологий на уровень предоставляемой охраны. Административные функции Конвенции осуществляет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), одно из специализированных международных учреждений Организации Объединенных Наций.

Что такое охрана смежных прав?

В то время как права, предоставляемые авторским правом, применяются к авторам, «смежные права» касаются других категорий правообладателей, а именно: исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания.

Смежные права — это права, которые принадлежат исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания соответственно в отношении их исполнений, фонограмм и теле-радиопередач.

Смежные права отличаются от авторского права тем, что они принадлежат владельцам, которые считаются посредниками при изготовлении, записи или распространении произведений. Связь с авторским правом вызвана тем фактом, что три категории обладателей смежных прав являются вспомогательными звеньями в процессе интеллектуального творчества, поскольку они оказывают содействие авторам при сообщении произведений последних для всеобщего сведения. Музыкант исполняет музыкальное произведение, написанное композитором; актер играет роль в пьесе, написанной драматургом; производители фонограмм или чаще называемые как «записывающая индустрия» записывают и выпускают песни и музыку, написанные авторами и композиторами, исполняемые музыкантами или певцами; организации эфирного вещания передают произведения и фонограммы на своих радио или телестанциях.

На международном уровне смежные права предоставляются в соответствии с Римской конвенцией по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, более известной как «Римская конвенция». Эта Конвенция была принята в 1961 г. и с тех пор ни разу не пересматривалась. Административные функции этой Конвенции выполняют совместно — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ) и ВОИС.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. (или Соглашение ТРИПС), административные функции которого осуществляет Всемирная торговая организация (ВТО), включает положения о такой международной охране или ссылается на них.

Имеются также другие международные договоры, которые касаются охраны авторского права и смежных прав; дополнительную информацию о них можно получить, обратившись в ВОИС (см. адрес на последней странице).

Что такое коллективное управление авторским правом и смежными правами?

Выше упоминалось, что автор произведения имеет право разрешить или запретить использование своих произведений; драматург может согласиться на исполнение его произведения на сцене при соблюдении некоторых согласованных условий; писатель может заключить контракт с издателем о публикации и распространении какой-либо книги, и композитор или музыкант могут согласиться с записью его музыки или исполнения на компакт-диске. Эти примеры показывают, как правообладатели могут осуществлять лично свои права.

Коллективное управление — это осуществление авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей.

Почему необходимо коллективное управление авторским правом и смежными правами?

Композиторы, писатели, музыканты, певцы, исполнители и другие талантливые люди являются самым ценным достоянием общества. Наша культурная жизнь обогащается их творческим гением. Чтобы способствовать дальнейшему раскрытию их таланта и поощрять их творчество мы должны дать им индивидуальные стимулы, а именно: вознаграждение в обмен на разрешение использовать их произведения.

Организации коллективного управления являются важным связующим звеном между авторами и пользователями произведений, охраняемых авторским правом (такими как радиостанции), поскольку они обеспечивают, чтобы авторы в качестве правообладателей получали плату за использование их произведений.

Кто является членами?

Членство в организациях коллективного управления открыто для всех обладателей авторских и смежных прав независимо от того, являются ли они авторами, композиторами, издателями, писателями, фотографами, музыкантами или исполнителями. Организации эфирного вещания не включены в этот перечень, поскольку они рассматриваются в качестве пользователей, несмотря на тот факт, что они обладают некоторыми правами на свои передачи. Вступая в организацию коллективного управления, члены сообщают о себе некоторые личные данные и заявляют произведения, которые они создали. Представленная информация является частью документации организации коллективного управления, которая позволяет провести связь между использованием произведений и платой за использование произведений, которая должна быть произведена истинным правообладателям. Заявленные членами организации произведения составляют так называемые «национальный» или «местный» репертуар (в отличие от международного репертуара, который состоит из иностранных произведений, управляемых зарубежными организациями коллективного управления).

Какие виды прав являются наиболее распространенными при коллективном управлении?

Чаще всего организации коллективного управления охраняют следующие права:

  • Право на публичное исполнение (музыка, воспроизводимая или исполняемая в дискотеках, ресторанах и других общественных местах);
  • Право на эфирное вещание (живые или записанные исполнения по радио и телевидению);
  • Права на механическое воспроизведение музыкальных произведений (воспроизведение произведений на компакт-дисках, магнитных лентах, виниловых пластинках, кассетах, мини-дисках и других формах записи);
  • Права на исполнение драматических произведений (театральных пьес);
  • Право на репрографическое воспроизведение литературных и музыкальных произведений (фотокопирование);
  • Смежные права (права исполнителей и производителей фонограмм на получение вознаграждения за эфирное вещание или сообщение фонограмм для всеобщего сведения).

Как действует коллективное управление?

Имеются разные виды организаций коллективного управления или групп таких организаций в зависимости от категории соответствующих произведений (музыка, драматические произведения, мультимедийные продукты и т.д.), которые коллективно управляют различными видами прав.

«Традиционные» организации коллективного управления, действующие от имени своих членов, согласовывают ставки вознаграждения и условия использования с пользователями, предоставляют лицензии, разрешающие использование, собирают и распределяют вознаграждение. Сами правообладатели непосредственно не участвуют в каком-либо из этих действий.

Центры оформления прав предоставляют пользователям лицензии, которые отражают условия использования произведений и размеры вознаграждения, установленные каждым отдельным держателем прав, являющимся членом центра (в области репрографии, например, авторы печатных произведений, таких как книги, журналы и периодические издания). Здесь центр действует в качестве представителя правообладателя, который остается непосредственно вовлеченным в определение условий использования его произведений.

«Полный спектр услуг» — это своего рода коалиция отдельных организаций коллективного управления, которые предлагают пользователям централизованный источник, где можно легко и быстро получить разрешение. Наблюдается все более четкая тенденция создавать такие организации из-за растущей популярности «мультимедийных продуктов» (продуктов, составленных или созданных из нескольких видов произведений, включая компьютерное программное обеспечение), которые требуют получения самых разнообразных разрешений.

В области музыкальных произведений (включающих все виды музыки: современной, джазовой, классической, симфонической, блюзовой и эстрадной, как инструментальной, так и вокальной) — документация, лицензирование и распределение — это три кита, на которых основывается коллективное управление правами на публичное исполнение и эфирное вещание.

Организация коллективного управления ведет переговоры с пользователями (такими как радиостанции, вещатели, дискотеки, кинотеатры, рестораны и т.п.), или группами пользователей и разрешает им использовать охраняемые авторским правом произведения из своего репертуара при условии выплаты вознаграждения и выполнения других условий. На основе своей документации (информация о членах и их произведениях) и программ, представленных пользователями (например, списки музыкальных произведений, исполняемых на радио), организация коллективного управления распределяет авторское вознаграждение среди своих членов в соответствии с установленными правилами распределения. Обычно, из авторского вознаграждения вычитается сбор на покрытие административных расходов и, в некоторых странах, на общественные мероприятия культурного характера. Вознаграждение, фактически выплачиваемое обладателям авторских прав, соответствует масштабам использования произведений и сопровождается информацией об этом использовании. Эти действия и операции выполняются с помощью компьютеризированных систем, специально приспособленных для этих целей.

В области драматических произведений (которые включают сценарии, киносценарии, пантомиму, балет, театральные пьесы, оперы и музыкальные спектакли) практика коллективного управления отличается тем, что организация коллективного управления действует в качестве агента, представляющего авторов. Она согласовывает с организациями, представляющими театры, общий контракт, в котором указываются минимальные условия использования конкретных произведений.

Исполнение каждой пьесы требует в этом случае получения дополнительного разрешения от автора, которое принимает форму индивидуального контракта, устанавливающего конкретные условия автора. Затем, организация коллективного управления сообщает о том, что разрешение было дано заинтересованным автором и собирает соответствующее вознаграждение.

Это интересно:  Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности

В области печатных произведений (означающих книги, журналы и другие периодические издания, газеты, доклады и сборники песенных стихов) коллективное управление главным образом означает предоставление права на репрографическое воспроизведение, другими словами разрешения на фотокопирование охраняемого материала такими учреждениями как библиотеки, общественные организации, университеты, школы и ассоциации потребителей. Принудительные лицензионные соглашения, если они допускаются международными конвенциями, могут быть включены в национальное законодательство; в этих случаях за вознаграждение предоставляется право на использование, которое не требует получения согласия правообладателя. Организации коллективного управления получают и распределяют вознаграждение. В особом случае воспроизведения для частного или личного использования некоторые национальные законодательные акты содержат особое положение о справедливом вознаграждении, которое выплачивается правообладателям и финансируется за счет сборов, взимаемых с оборудования или фотокопий, или с того и другого.

В области смежных прав национальное законодательство некоторых стран предусматривает право на вознаграждение, которое выплачивается исполнителям или производителям фонограмм или и тем и другим, если коммерческие звукозаписи сообщаются для всеобщего сведения или используются для эфирного вещания. Вознаграждение за такие виды использования собирается и распределяется либо совместными организациями, созданными исполнителями и производителями фонограмм, или раздельными организациями, в зависимости от отношений между соответствующими сторонами или от правовой ситуации в стране.

Где действуют организации коллективного управления?

Национальные законы, которые устанавливают права на литературные и художественные произведения и смежные права, действуют лишь в пределах границ этой страны. Согласно принципу национального режима, закрепленного как в Бернской конвенции, так и в Римской конвенции, в большинстве случаев иностранные правообладатели приравнены к национальным правообладателям. Этот принцип подкрепляется организациями коллективного управления, которые в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве управляют иностранными репертуарами на своей национальной территории, обмениваются информацией и платят вознаграждение иностранным правообладателям.

Связь с неправительственными организациями

В настоящее время имеется сложившаяся глобальная сеть организаций коллективного управления и они эффективно представлены такими неправительственными организациями, как Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (СИЗАК), Международная федерация организаций по правам на воспроизведение (ИФРРО) и на европейском уровне — Ассоциация европейских организаций исполнителей (АЕОИ).

В рамках своей деятельности по международному сотрудничеству в целях развития Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) тесно сотрудничает с вышеуказанными организациями, а также с такими другими организациями как Международная федерация актеров (МФА), Международная федерация музыкантов (МФМ) и Международная федерация фонографической промышленности (ИФПИ). Целью является оказание помощи развивающимся странам, по их просьбе, в создании организаций коллективного управления и укрепление уже существующих организаций с тем, чтобы они были в полной мере эффективными и действенными, в том числе при решении проблем, возникающих в цифровой сфере. Такая деятельность проводится в рамках программы ВОИС по сотрудничеству в целях развития.

Социально-экономические и культурные аспекты

Коллективное управление оказывает ценную услугу музыкальному миру и другим видам творчества. Управляя правами авторов, система вознаграждает их за работу, а авторы, в свою очередь, в большей степени склонны развивать и применять свой талант в условиях, которые обеспечивают надлежащую охрану авторских и смежных прав и эффективную систему управления правами. Такая ситуация поощряет авторов вносить свой вклад в развитие культуры, привлекает иностранные капиталовложения и в целом позволяет обществу максимально использовать многочисленные произведения. В совокупности эти факторы несомненно оказывают благоприятное влияние на национальную экономику; культурная сфера составляет до 6% от валового национального продукта некоторых крупных стран, причем существенная часть этой доли приходится на доходы, получаемые от коллективного управления авторскими и смежными правами.

Некоторые организации коллективного управления предлагают своим членам различного рода социальную охрану. зачастую льготы включают помощь при оплате медицинского лечения или страхования, пенсионное страхование или гарантированный доход на основе выплаты членам авторских вознаграждений.

Организации коллективного управления могут выступать спонсором культурных мероприятий по популяризации национального репертуара произведений в стране и за границей. Они способствуют проведению театральных фестивалей и музыкальных конкурсов, подготовке национальных фольклорных и музыкальных антологий и другой подобной деятельности.

однако, забота о благосостоянии и поощрение культурных мероприятий не являются обязательными и могут также быть обеспечены за счет вычетов, которые организация коллективного управления делает с собираемых авторских вознаграждений. Среди организаций коллективного управления нет единого мнения в отношении идеи вычета, который согласно правилам СИЗАК не должен превышать 10% от чистого дохода.

Коллективное управление и цифровая среда

Охраняемые авторским правом произведения будут во все большем объеме передаваться в цифровой форме через такие глобальные сети как Internet. В результате, коллективное управление авторскими и смежными правами, осуществляемое государственными, полугосударственными и рыночными учреждениями, будет изменено таким образом, чтобы в полной мере воспользоваться теми выгодами, которые предлагают информационные технологии. Все возрастающие возможности, предлагаемые Internet правообладателям, и появление «мультимедийных» продуктов влияют на условия охраны, осуществление и управление авторским и смежными правами, а также на защиту прав.

В мире, который в новом тысячелетии действует в режиме он-лайн, управление правами приобретает новое значение. Охраняемые произведения в настоящее время преобразуются в цифровую форму, уплотняются, загружаются, перегружаются, копируются и распространяются через Internet в любую точку мира. Растущие возможности этой сети позволяют осуществлять массовое хранение и доставку охраняемого материала в режиме он-лайн. Возможность загрузки и пересылки содержания какой-либо книги и прослушивание и запись музыки из киберпространства в настоящее время является реальностью. Но наряду с созданием широчайших возможностей, это также создает и многочисленные проблемы для владельцев, пользователей и организаций коллективного управления.

Многие организации коллективного управления разработали системы для предоставления в режиме он-лайн информации, связанной с лицензированием произведений и содержания, контролем за использованием, сбором и распределением вознаграждения за различные категории произведений в цифровом пространстве. Эти цифровые информационные системы, которые зависят от разработки и использования уникальных систем оцифровки и кодов, наносимых на такие цифровые носители как компакт-диски и пленка, позволяют должным образом идентифицировать произведения, правообладателей и сами цифровые носители и предоставить другую соответствующую информацию. Надлежащая правовая охрана необходима для того, чтобы предотвратить действия, направленные на обход технических мер охраны, а также обезопаситься от изъятия или изменения любых элементов систем цифровой информации или другой подобной практики.

В 1996 г. под эгидой ВОИС были заключены два Договора, направленные на решение проблем охраны авторских и смежных прав и управления ими в век цифровой информации. Известные как «Договоры Internet» — Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (соответственно ДАП и ДИФ, см. информационные брошюры ВОИС по этим Договорам) рассматривают среди прочего обязательства, касающиеся принятия мер технической охраны и информации об управлении правами в условиях цифровой информации; они обеспечивают охрану интересов правообладателей при распространении их произведений через Internet; они также содержат положения, требующие от национальных законодателей обеспечить эффективную охрану технических мер путем запрета импорта, изготовления и распространения незаконных устройств или материалов, а также запрета действий, которые могут наносить ущерб системам информации об управлении правами.

КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ

Понятие коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами

Коллективное управление правами – специально предусмотренный Законом вид деятельности, который должны осуществлять специализированные организации по коллективному управлению, иногда называемые также авторскими обществами. Регламентации их работы посвящен разд. IV Закона (ст. 44–47).

В соответствии с Законом такие организации должны выступать в качестве посредников между правообладателями и лицами, которые используют произведения и объекты смежных прав (пользователями).

Система коллективного управления правами может, согласно Закону, применяться во всех случаях, когда реализация авторских или смежных прав в индивидуальном порядке оказывается затруднительной.

Простейший пример: при вещании радиостанции в музыкальном формате в час может использоваться 20 песен, у каждой из которых есть как минимум один композитор и один автор текста. Следовательно, для обеспечения правомерности одного часа вещания необходимо заключение не менее 40 договоров с авторами. Если же вспомнить о правах исполнителей (певцов, музыкантов, дирижеров), производителей фонограмм, переводчиков, аранжировщиков, а также о том, что права этих лиц могут переходить к их наследникам и иным правопреемникам, то становится понятно, что соответствующая юридическая нагрузка окажется непосильной даже для самой преуспевающей вещательной организации.

Вознаграждение для правообладателей собирают с российских пользователей, а также получают из-за рубежа от аналогичных зарубежных организаций по коллективному управлению на основании заключенных с ними соглашений о взаимодействии и взаимном представлении репертуаров друг друга. В свою очередь за рубеж перечисляют вознаграждение, собранное для иностранных правообладателей.

Осуществляемая организациями по коллективному управлению правами деятельность по сбору вознаграждения для правообладателей разделяется на два вида.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, www.vneshmarket.ru, law.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector