Какие права получает автор

Авторское право на произведение науки, литературы, искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и

506 Глава X. Авторское право

осуществления авторского права не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей. Значок © (copyright), помещенный на каждом экземпляре произведения, используется лишь для оповещения о правах автора на данное произведение. Его отсутствие не означает отсутствие авторско-правовой защиты.

Автор в связи с созданием произведения приобретает для себя ряд конкретных прав, которые можно разделить на личные неимущественные и имущественные права.

Личные неимущественные права неотделимы от личности автора. К их числу относятся:

1) право авторства, т. е. право признаваться автором произведения, требовать ссылки на автора при его использовании;

2) право на имя, т. е. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени;

3) право на обнародование произведения, т. е. совершение с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение и т. п.);

4) право на неприкосновенность произведения, которое означает запрет внесения изменений в само произведение, его название, в обозначение имени автора без его согласия при любом способе его использования; особо подчеркивается недопустимость искажения, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

К числу имущественных прав (прав на использование произведения) относятся следующие.

1. Право на воспроизведение, т. е. изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, осуществляется только на основе договора, заключаемого с автором.

Из этого правила законом предусмотрен ряд исключений.

а) цитирование с указанием на автора и источник заимствования допускается в научных, критических, полемических и других целях в объеме, оправданном целью цитирования;

б) воспроизведение в средствах массовой информации статей по текущим экономическим, политическим, социальным, религиозным вопросам;

в) воспроизведение в средствах массовой информации публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и др.;

§ 4. Права авторов

г) репродуцирование в единичном экземпляре библиотеками и архивами для восстановления утраченных экземпляров;

д) репродуцирование образовательными учреждениями для аудиторных занятий;

е) исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, похорон;

ж) допускается без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения воспроизведение предмета авторского права в личных целях.

2. Право распространять экземпляры произведения любым способом (продавать, сдавать в прокат и т. д.).

3. Право на публичное исполнение произведения.

4. Право на передачу в эфир.

5. Право на перевод.

6. Право на переработку (аранжировку, обработку и т. п.).

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. После смерти автора эти права защищаются его наследниками, специально уполномоченным органом Российской Федерации или лицом, на которое специально укажет автор.

По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние. Такие произведения могут использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения с соблюдением прав авторства, права на имя и защиту репутации автора.

Авторский договор. Существует два вида авторских договоров.

1. Авторский договор о передаче имущественных прав. Дело в том, что за редким исключением имущественные права автора могут передаваться только по авторскому договору. Договоры о передаче имущественных прав по содержанию делятся на:

а) авторский договор о передаче исключительных прав, разрешающий использование произведения только тому лицу, которому эти права определенным способом передаются, и дает такому лицу право запрещать использование произведения другими лицами;

б) авторский договор о передаче неисключительных прав, разрешающий использование произведения наравне с другими лицами.

Имущественные права авторов

Представляют собой основанные на законе возможности субъектов авторских прав (как авторов, так и иных правообладателей) использовать произведения в любой форме и любым способом. К принятым именно за автором законом закреплена первоначальная возможность определить судьбу произведения. В п.2 ст.1270 ГК приводится перечень возможных действий, связанных с использованием произведений. Каждому из этих действий соответствует фактически отдельное конкретное авторское правомочие. Следует подчеркнуть, что приводимый в вышеуказанной статье перечень не является исчерпывающим. Возможно, что новые способы использования, не приведенные в законе будут определять все новые авторские правомочия. Способы, перечисленные в данной статье, известны издавна, являются традиционными. К ним относится воспроизведение, распространение, показ, исполнение и переработка, а также др. Каждому из этих способов соответствует свое право. Каждое из этих прав имеет исключительный характер, как и исключительное право на произведение в целом. Иными словами, исключительное право на произведение в целом может складываться из суммы исключительных прав, связанных с различными способами его использования. Исключительность предполагает, что только управомоченный субъект имеет возможность разрешать или запрещать использовать произведение в том или ином объеме. Это же означает, что управомоченному субъекту противостоит неопределенный круг третьих лиц, обязанных соблюдать это исключительное право. Эта природа исключительности характеризует каждое из правомочий автора или иного правообладателя. Что касается иных правообладателей, то подобного рода утверждение справедливо тогда, когда права получены ими на исключительной основе.

Имущественные права авторов:

1) право воспроизведения (означает возможность создавать один или более экземпляров произведения (части произведения) в любой материальной форме, в т.ч. звуко- и видеозаписи, в 3-d и 2-d, а также осуществлять запись на ЭВМ. Воспроизведением будет являться не только придание произведению той же объективной формы, в которой оно было первоначально выражено, но и придание ему иной объективной формы. К примеру, нотная запись музыкального произведения может быть переведена на магнитную пленку или иной формат, что тоже будет считаться воспроизведением, и предполагать за собой отдельное имущественное право. С правом на воспроизведение тесно связано так называемое право доступа (ст.1292 ГК), согласно которому автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения возможности сделать копии с указанного оригинала, при этом именно автор должен создать все необходимые условия, чтобы собственнику было удобно и комфортно использовать РИД. Новый ГК предоставил сходную возможность получить доступ к соответствующим произведениям архитекторам, чтобы сделать съемку объектов, по архитектурному проекту которых они созданы.

Это интересно:  Авторские права на стикеры вк

2) Право на распространение означает возможность распространять экземпляры произведения либо оригиналы посредством продажи или отчуждать каким-либо иным образом. Смысл данной статьи говорит о том, что речь идет о произведениях, закрепленных на материальном носителе. Данное право не относится к тому, что выражается с помощью показа, исполнения, сообщения. Эти случаи распространением не считаются! С правом на распространение связано такое право, как

3) право следования (1293) и предполагает, во-первых, право художников получать процентные отчисления от цены перепродажи созданного ими произведения изобразительного искусства, осуществляемого посредством салона, аукциона, галереи и иной организации, производящей перепродажу оригинала картин; во-вторых, данное право следования отнесено также к авторам рукописей, (автографов), литературных и музыкальных произведений. Право неотчуждаемо, но переходит к наследникам в пределах срока действия исключительного права. Право автора на распространение исчерпывается в случае, если экземпляры произведения были правомерным образом введены в гражданский оборот посредством продажи (1272), иными словами, согласие автора требуется лишь в отношении первой продажи экземпляра произведения, далее они могут циркулировать в гражданском обороте свободно, т.е. без согласия автора.

4) Право на импорт представляет собой возможность автора давать разрешение или запрещать ввоз произведения и экземпляров такового, созданных за границей, на территорию РФ с целью последующего распространения. В рамки названного правомочия входит также и ситуация, при которой экземпляры провозятся через территорию России с целью дальнейшего распространения в другие страны (1270).

5) Право на публичный показ представляет собой возможность осуществлять или разрешать осуществлять действия, направленные на демонстрацию оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо с помощью технических средств (пленка, телекадр) в месте, открытом для посещения, либо месте, где присутствуют лица, не относящиеся к обычному кругу семьи независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его сообщения либо другом месте одновременно с сообщением произведения. Это право реализуется в основном в отношении произведений изобразительного искусства, а также иных произведений, зафиксированных на каком-либо материальном носителе, допускающих возможность их показа (1270).

6) Право на публичное исполнение представляет собой право осуществлять или разрешать осуществлять действия, направленные на представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью техсредств в месте, открытом для посещения, либо месте, где присутствует число лиц, не относящихся к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его сообщения или другом месте одновременно с сообщением произведения. Пример: прямая трансляция концерта на экране, установленном вне места его проведения.

7) Право на передачу в эфир. Данное право представляет собой возможность осуществлять или разрешать осуществлять сообщение произведения, включая показ, исполнение или передачу в эфир для всеобщего сведения посредством передачи по радио или телевидению, исключая кабельное, независимо от фактического приема их публикой. Это право охватывает как первоначальное сообщение, так и последующие ранее переданных в эфир произведений независимо от того, осуществляется ли это действие организацией первоначально передавшей произведение в эфир или иной организацией.

8) Право на сообщение для всеобщего показа по кабелю. Все как и в предыдущем, но по кабелю.

9) Право на прокат оригинала или экземпляра произведения.Это право представляет собой возможность разрешать или запрещать распространять произведение посредством проката, сдачи в аренду оригинала либо экземпляров произведения. Как правило, речь идет об аудиовизуальных произведениях, которые прокатываются в кинотеатрах (подп.5 п.2 1270).

10) Новелла. Представляет собой правомочие разрешать или запрещать доводить произведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору — так называемое доведение до всеобщего сведения в интернете.

11)Кроме того, к числу прав авторов относятся право на перевод (1270); право на переработку(возможность перевести произведение на другой язык или разрешить перевести его в другую форму, жанр и иное). Примеры: аранжировки; оркестровки; перевод драматических произведений в сценарные; модификации программ ЭВМ и др. Использование таких произведений должно находиться в увязке с автором оригинала. Автор производного произведения вправе пользоваться правами на это произведение только при условии существования авторского договора с автором первоначального произведения. У автора производного произведения права на это произведение также возникают в полном объеме, кроме прав на оригинал.

12) права авторов архитектурного, дизайнерского и садово-паркового проектов одновременно со всем перечнем возможных для них прав о так называемом праве на практическую реализацию данных проектов. Кроме того, ст.1292 за данными субъектами подчеркивает право на фото и видео съемки архитектурного искусства.

13) право композиторов к музыкальным произведениям, вошедшим в единое аудиовизуальное произведение.Оно выражается в том, что композитор может получать вознаграждение за каждый случай использования его композиции отдельно от фильма в целом. В случае демонстрации этого аудиовизуального произведения композитор имеет право на вознаграждение за одновременно исполняемое музыкальное произведение помимо фильма.

Какие права получает автор

Права человека — (Human rights) Понятие прав человека, конституционные права и свободы Информация о понятии прав человека, конституционные права и свободы Содержание Содержание Раздел 1. Становление и развитие правового статуса человека и гражданина в… … Энциклопедия инвестора

Это интересно:  Рассказы без авторских прав

Права человека в СССР — Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия

Права животных — Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия

ПРАВА — (rights) Юридическая или моральная санкция выбора или интересов, которым придается особое значение. Справедливость утверждения, что Х имеет законное право на Y, проверяется тем, признает ли на самом деле закон право Х на Y; притязания на такое… … Политология. Словарь.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — понятие. характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной,политической и культурной сферах. Понятие П.ч. появилось еще в эпоху буржуазных революций. П.ч. носят… … Энциклопедия юриста

имущественные права — субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу… … Большой юридический словарь

Имущественные права — (англ. Property rights) гражданские права (см. Гражданские права и обязанности) участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и … Энциклопедия права

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу… … Юридический словарь

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА — субъективные права участников гражданских правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями. которые возникают между участниками гражданского оборота по… … Энциклопедия юриста

Имущественные авторские права — © Право интеллектуальной собственности … Википедия

Личные права (стр. 1 из 3)

об охране литературных

и художественных произведений

(Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 г.)

(1) Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав ои имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому из­вращению, искажению или иному изменению этого произведе­ния, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

(2) Права, признанные за автором на основании предшествую­щего пункта, сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения имущественных прав и осуществляются лицами или учреждениями, управомоченнымн на это законодательством страны, в которой потребуется охрана. Однако те страны, законода­тельство которых в момент ратификации настоящего Акта или присоединения к нему не содержит положений, обеспечивающих охрану после смерти автора всех прав, перечисленных в предше­ствующем пункте, могут предусмотреть, что некоторые из этих прав не сохраняют силы после смерти автора.

(с изменениями от 19 июля 1995 г.)

Статья 15. Личные неимущественные права

1. Автору в отношении его произведения принадлежат сле­дующие личные неимущественные права:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначе­ния имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведе­ние в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

право на защиту произведения, включая его название, от вся­кого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

2. Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убыт­ков, включая упущенную выгоду. Бели произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изго­товленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.

3. Личные неимущественные права принадлежат автору неза­висимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в слу­чае уступки исключительных прав на использование произведе­ния.

Основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусст­ва, признается право авторства. Под этим правом подразуме­ваются юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность тре­бовать признания данного факта от других лиц. Оно неотдели­мо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. После смерти автора авторское право охраняется как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Кроме того, от него нельзя отказаться. Факт создания произведения предопределяет существование права авторства независимо от того, обнародовано произведе­ние или нет, создано ли оно как служебное задание или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не ис­пользуется. Чтобы признать лицо автором произведения, не требуется выполнения каких-либо формальных действий или чьего-либо согласия. Из права авторства вытекают все другие личные неимущественные и имущественные права.

Вероятные нарушения этого права могут выражаться в при­своении (полном или частичном) чужого авторства — плагиате, отрицании авторства того лица, которым создано произведение. К примеру, в одном из номеров финского журнала Последнее слово в индустрии» была опубликована статья С. Литманина «Феномен биосинтеза». Российские авторы М. и Ц. установили, что данная статья представляет собой дословный перевод их статьи, опубликованной в СССР в 1982 г. в журнале «Биология сегодня». В результате принятых мер российским авторам были принесены журналом официальные извинения и опубликована информация об истинных авторах статьи.

Право авторства охраняется от любого нарушения вне зави­симости от осознания или неосознания нарушителем своих дей­ствий в качестве неправомерных. Вот какой пример приводит Э. П. Гаврилов. В 1947 г. К. направила свой рассказ в редакцию журнала «Молодая гвардия», но его не опубликовали. В 1963 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого рассказа и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства созда­ния произведения, убедившись с помощью экспертизы, что рас­сказ, обнаруженный в архиве писателя и, видимо, присланный ему на рецензию, не принадлежит перу писателя, в 1967 х, вы­нес решение о признании К. автором и обязал издательство вы­платить ей вознаграждение за публикацию. Но бывают иски и с противоположными требованиями, когда заинтересованные ли­ца оспаривают приписываемое им авторство на те или иные произведения. Например, четверо научных работников потре­бовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи, так как они не давали своего согласия на соав­торство. Требования ученых были удовлетворены.

Это интересно:  Право и справедливость автор

Статья 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных пра­вах» посвящена праву на авторское имя: автор может использо­вать или разрешать использовать произведение под своим под­линным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Автор реализует свое право на имя посредством одного из этих способов. У него есть право требовать указания своего имени каждый раз при издании, пуб­личном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Также право на имя ис­ключает возможность искажения ммени автора (псевдонима) при его упоминании лицами, использующими произведение.

Право на авторское имя относится к числу личных неимуще­ственных прав автора, и последний не может предоставить его никакому другому лицу. Оно появляется лишь в случае обнаро­дования произведения и действует в течение всей жизни авто­ра, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями (в Российской Федерации — Россий­ским авторским обществом) или государством.

Рассмотрим подробнее каждый из трех способов реализации права на авторское имя. Наиболее часто авторы произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. Оно может проставляться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Автор самостоятельно определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. У него есть три варианта: указать свое имя в полном объеме, т.е. фамилию, имя и отчест­во, указать только имя и фамилию, фамилию с инициалами. Ес­ли произведение подписывается лишь инициалами (Ш. Ю.), та­кое произведение признается анонимным. При создании произ­ведения несколькими лицами в случае его обнародования пра­вом на указание своего имени пользуются все соавторы незави­симо от размера внесенного в произведение творческого вклада. При опубликовании их имена указываются в заранее согласо­ванной последовательности. Но есть вариант выхода в свет произведения под именем одного или нескольких из них для то­го, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или другом месте работы. В спорных случаях имена соавторов располагаются в алфавитном порядке. Имена ино­странных авторов приводятся в русской транскрипции, согла­сованной с автором оригинала, с указанием имени на языке оригинала на обороте титульного листа. При использовании на­учных произведений в печати вместе с именем автора указы­ваются его научная степень, ученое или почетное звание, долж­ность и другие сведения с согласия авторов, при этом на них возлагается личная ответственность за достоверность указанных данных. Типичное нарушение данного права при рассматри­ваемом способе его реализации — неуказание имени автора или его искажение. Это часто происходит в радио- и телевизионных передачах, где звучат и показываются произведения без указа­ния имен их создателей, а также при допускаемом законом ци­тировании чужих произведении, но без указания источника за­имствования. К примеру, Т.Р. Прохоров заявил претензию жур­налу «Собеседник» и П. Силову на основании того, что в расска­зе «Мы», который печатался на страницах журнала, использова­ны цитаты из научных работ Т.Р. Прохорова, но при этом его имя не упоминалось. По мнению редакции журнала, такой справочный аппарат затруднил бы и авторское повествование, и восприятие текста читателями. Тем не менее требования Т.Р. , Прохорова были удовлетворены.

Другой способ обозначения авторского имени реализуется посредством подписания автором произведения вымышленным именем (псевдонимом). Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Например, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой. При использовании псевдонима автор не обязан указывать причины, побудившие его это сделать, а они могут быть различными: неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора и т.п. Закон не предусмат­ривает и каких-либо условий или порядка приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также оставляется на усмотрение автора. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не может искажаться. Особым нарушением счита­ется раскрытие псевдонима автора без его согласия. Однако псевдоним может быть раскрыт из-за клеветнического или ос­корбительного характера опубликованных в печати статьях, но только по требованию суда в связи с находящимся в его произ­водстве делом. В остальных случаях редакция обязана сохра­нять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима (ст. 41 Закона РСФСР «О средствах массовой информации»). Однако недопус­тимо пользоваться псевдонимом, нарушающим нормы нравст­венности или носящим оскорбительный характер, а также явно вводящим публику в • заблуждение при совпадении с именем другого автора. В таком случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую зло­употреблять гражданскими правами.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, dal.academic.ru, mirznanii.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector