Как защитить авторские права в интернете

Размещаете уникальный контент в сети – обязательно разберитесь, в каких случаях его использование будет считаться нарушением ваших авторских прав, как это предотвратить и что делать, если продуктами вашей творческой деятельности все же воспользовались без разрешения

Как понять, что ваши авторские права были нарушены?

  • Вы обнаружили сделанные вами фотографии на фотостоке.
  • В социальной сети вы наткнулись на пост, который почти полностью копирует заметку из вашего блога.
  • Снятый вами ролик кто-то выложил на YouTube.
  • Конкурент на своем сайте выдает ваши дизайн-решения за собственные.
  • Ваша песня появилась в ролике незнакомого вам автора.

Если что-то из вышеперечисленного случилось без вашего разрешения, скорее всего, имеет место нарушение ваших авторских прав.

Что охраняет авторское право?

Авторское право охраняет интеллектуальные права автора или иного правообладателя на произведения науки и искусства. Причем наряду с традиционными произведениями литературы и изобразительного искусства Гражданский кодекс относит к охраняемым аудиовизуальные произведения, фотографии, дизайн, программы для ЭВМ и др.

Перечень произведений, установленный Гражданским кодексом, не является исчерпывающим. Гипотетически авторское право может распространяться на любые формы контента, созданного творческим трудом. Главное, что нужно помнить, – авторское право охраняет только конкретную форму произведения и не распространяется на идеи, методы, технические решения и иные подобные объекты.

Какие права принадлежат автору?

Автору принадлежат права двух типов:

  • имущественные права (они же исключительные) – право использовать произведение и запрещать его использование остальным;
  • неимущественные права – права считаться автором произведения и требовать указания имени автора, право на неприкосновенность произведения, право его первого обнародования и др.

Все права автора возникают с момента создания произведения. Дополнительные действия для этого не требуются, в том числе регистрация, обнародование или проставление знаков копирайта.

Исключительное право на произведение автор вправе передать другому человеку. В этом случае он становится правообладателем вместо автора. Неимущественные права передать нельзя. Поэтому, например, автор всегда может требовать указания его имени или псевдонима при публикации произведения.

В каких случаях авторские права не будут считаться нарушенными?

Без разрешения правообладателя никто не вправе использовать принадлежащее ему произведение. При этом использованием является фактически любое копирование контента. Подробный, хоть и неисчерпывающий перечень способов использования произведения приведен в ст. 1270 Гражданского кодекса.

Однако закон устанавливает исключения, когда использование контента допускается без согласия правообладателя. В интернете наиболее актуально цитирование, которое возможно без разрешения правообладателя при соблюдении следующих условий:

  • цитирование осуществляется в научных, информационных или иных культурных целях, поименованных в ст. 1274 Гражданского кодекса;
  • цитируемое произведение было правомерно обнародовано (например, автором на своем сайте);
  • объем цитирования должен быть оправдан целью цитирования;
  • указаны имя (псевдоним) автора и источник заимствования.

С полным перечнем случаев свободного использования произведений можно ознакомиться в ст. 1273–1280 Гражданского кодекса.

Кроме того, если контент публикуется на стороннем ресурсе, например в социальной сети, необходимо учитывать правила этого ресурса. В пользовательских соглашениях некоторых платформ предусмотрено, что, размещая контент на сайте, вы по умолчанию выдаете остальным лицензию на использование своего контента.

Какие существуют меры профилактики нарушения авторских прав?

Полностью защититься от кражи контента невозможно. Тем не менее для снижения рисков вы можете принять превентивные меры.

1. Предупредите пользователей

При публикации контента лучше указывать свое настоящее имя. Так будет проще доказать свое авторство в случае возникновения спора.

Нелишним будет поместить знак охраны авторского права (так называемый копирайт). Дополнительной юридической защиты он не дает, но для нарушителей может стать поводом задуматься.

Если у вас собственный сайт, разместите на нем правила перепечатки материалов.

2. Зафиксируйте авторство

Если вы занимаетесь фотографией, настройте фотоаппарат так, чтобы в метаданных сохранялась информация о вас, и никому не передавайте исходные файлы. Этот совет применим ко всем материалам, создаваемым и сохраняемым в электронном виде.

На фотографиях и видео используйте водяные знаки. В начале или в конце видео лучше указать всех авторов, если их несколько, и правообладателя, если он не является одним из авторов.

Для последующей защиты прав очень важно бывает зафиксировать дату создания произведения. Для этого есть несколько способов:

  • заверьте документ с авторским текстом у нотариуса. Это самый надежный способ, который на практике применяется редко из-за дороговизны и ограниченности с точки зрения круга возможных объектов;
  • отправьте себе заказное письмо с текстом и/или сохраните его на флешке. Это классический способ, который обычно знаком и понятен российским судам. Очевидный минус – такое доказательство можно использовать только один раз;
  • задепонируйте произведение на специализированном интернет-сервисе или в авторском обществе. Это удобный способ. Однако нет гарантий, что документ, выданный таким сервисом или обществом, будет принят судом в качестве надлежащего доказательства. Здесь многое будет зависеть от авторитета организации. До недавнего времени общепризнанным авторитетом пользовалось Российское авторское общество, но оно перестало оказывать услуги депонирования. При выборе организации лучше посоветоваться с опытным юристом или хотя бы поинтересоваться у организации, имеют ли ее клиенты положительный опыт использования таких доказательств в суде;
  • зафиксируйте факт и дату публикации на непрерывное видео. Это наименее затратный вариант, но пока не все суды готовы принимать такие доказательства. Хотя данный вариант тоже гарантий не дает, это лучше чем ничего.

3. Воспользуйтесь услугами специализированных сервисов

Многие сервисы предоставляют комплексные решения в области защиты интеллектуальных прав в интернете, начиная от услуг депонирования и заканчивая активным мониторингом и автоматическим реагированием на нарушения. Такие сервисы будут полезны, если потенциальный ущерб от нарушений существенно превышает стоимость их услуг.

Какие способы защиты есть у правообладателя?

Основные требования, которые правообладатель вправе предъявить к нарушителю:

  • признать авторство и/или указать имя автора;
  • удалить контент;
  • опубликовать решение суда, которым установлен факт нарушения авторских прав;
  • взыскать с нарушителя убытки или компенсацию за нарушение исключительных прав.

Убытки правообладателя складываются из его реального ущерба (но в случае нарушения авторских прав он маловероятен), а также упущенной выгоды, которую правообладатель мог бы получить, если бы его права не были нарушены (например, в виде недополученных доходов от продажи контента). Однако на практике большей популярностью пользуется компенсация за нарушение исключительных прав, поскольку для ее взыскания правообладатель не должен доказывать наличие убытков.

Компенсация рассчитывается одним из следующих способов на выбор правообладателя:

  • в двукратном размере стоимости права на использование произведения, которую бы нарушитель заплатил, если бы сделал это правомерно;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения;
  • в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. по усмотрению правообладателя (при этом окончательный размер остается на усмотрение суда, который может снизить заявленную сумму исходя из характера нарушения).

За особо злостные нарушения предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Что делать, если права были нарушены?

1. Зафиксируйте нарушение

«Золотым стандартом» для доказывания факта нарушения авторских прав в интернете является нотариальный протокол осмотра веб-страниц. Однако нужно учитывать, что в случае большого объема украденного контента стоимость услуг нотариуса может оказаться существенной.

Факт нарушения можно также зафиксировать на видео, в котором необходимо наглядно продемонстрировать все действия, совершаемые пользователем. Видеофиксация может быть особенно полезной в случае, если нарушены права на аудиовизуальный контент.

Иногда суды принимают распечатанные скриншоты с сайта нарушителя. Некоторые могут проверить утверждения истца, зайдя в интернет прямо в судебном заседании. Однако практика показывает, что рассчитывать на это не стоит. Скриншоты лишними не будут, но лучше все же провести осмотр сайта вместе с нотариусом.

2. Установите личность нарушителя

Информация о владельце сайта обычно доступна в разделе «О нас» и т.п. При ее отсутствии следует обратиться к сервису whois, в котором указываются данные администратора домена.

Если администратором домена выступает физическое лицо, то информация о нем, скорее всего, будет скрыта. В этом случае можно обратиться к адвокату для направления официального адвокатского запроса к регистратору домена. Обычно регистраторы идут навстречу и предоставляют данные владельца.

Сложнее будет, если речь идет о нарушении в социальных сетях, поскольку данные о владельце страницы могут отсутствовать. Вместе с тем соцсети, как правило, могут провести внутренние процедуры, позволяющие пресечь нарушение, даже если данных о нарушителе нет.

3. Направьте претензию

Практически во всех случаях имеет смысл сначала направить претензию нарушителю. Если ваша цель – добиться указания авторства или удаления контента, есть шанс, что удастся это сделать без суда.

Стоит иметь в виду, что социальные сети обычно проводят специальную процедуру рассмотрения и разрешения претензий о нарушении авторских прав.

Если вы предприниматель и хотите взыскать убытки или компенсацию, предварительный претензионный порядок является обязательным. И если вы настроены на судебный спор, уже на данном этапе лучше обратиться к юристу.

4. Обратитесь в суд

По общему правилу исковое заявление подается в районный суд, если вы выступаете как физическое лицо, и арбитражный суд субъекта РФ, если вы выступаете как предприниматель или от имени компании, по месту нахождения нарушителя.

Это интересно:  Есть ли авторские права на классическую музыку

Закон предусматривает возможность принятия предварительных обеспечительных мер в виде блокировки интернет-ресурса, на котором размещен спорный контент. Но принять такие меры может только Мосгорсуд. Подать соответствующее заявление можно как в бумажном, так и в электронном виде. В случае удовлетворения требования о принятии обеспечительных мер с определением суда нужно обратиться в Роскомнадзор, который будет осуществлять блокировку.

Необходимо учитывать, что обеспечительные меры являются временными. Они будут отменены, если в течение установленного срока правообладатель не подаст в суд исковое заявление. Если вы обратились в Мосгорсуд за обеспечительными мерами, то он же и будет рассматривать спор о защите авторских прав независимо от местонахождения ответчика.

В случае особо злостных нарушений также можно направить заявление в правоохранительные органы.

Полное меню
Основные ссылки

Как защитить свои авторские права в Интернете

Почему я об этом пишу

Злободневность рассматриваемой проблемы очевидна. Сегодня зона RU переполнена материалами, небезупречными с точки зрения авторского права. В Сети находится множество статей, книг и других публикаций, размещенных без (и даже вопреки) согласия их авторов. Многие материалы в процессе растаскивания по серверам теряют фамилию автора или меняют ее. Нередко оригинальные тексты подвергаются варварской редактуре и сокращению.

Мне удалось проследить судьбу нескольких собственных статей, периодически отстаивая юридическими методами свои авторские права. На сегодняшний день в печатных и электронных средствах массовой информации у меня опубликовано более 30 работ.

Часть из них выложена на информационных серверах российского Интернета. Мне достоверно известно более чем о 50 нелегальных публикациях моих материалов в Сети (подробнее см. https://www.internet-law.ru/articles/index.htm#K).

Такой пример: одна региональная газета скомпилировала материал из нескольких статьей различных авторов, в том числе и моих, не утруждая себя даже придумыванием оригинального заголовка, а использовав название раздела на сайте, где эти статьи были представлены.

На одной домашней странице я также обнаружил свою работу. Хозяин странички, к которому я обратился за разъяснениями, ответил, что разрешение на размещение этой статьи он получил от автора (!) и даже заплатил ему за это. Вот так.

Еще случай: некий адвокат, оказывающий услуги в том числе в сфере авторского права, разместил у себя на сайте мои статьи (“для собственных нужд”). Трудно было спорить со служителем Фемиды, у которого слово “адвокат” на титульной странице сайта было написано с ошибкой!

Забегая вперед, скажу, что с большинством нарушителей конфликты уже улажены, в том числе с выплатой установленной законом компенсации. Но это сейчас, а пару лет назад все было по-другому.

Урегулирование разногласий

Рассказывая о своем небольшом опыте урегулирования разногласий, хочу заметить, что, как правило, я не “воевал” с владельцами “домашних страничек”, разместивших у себя мой материал, за исключением случаев, когда их экземпляр был некорректно отредактирован или приписан другому автору.

Если хозяин “домашней странички” шел на переговоры, исправлял неточности и указывал мое авторство, то никаких дальнейших действий в отношении него не предпринималось. Однако не все владельцы отличались порядочностью, поэтому в конфликт приходилось порой вовлекать и хостинг-провайдеров.

Первый контрафактный экземпляр собственной статьи я обнаружил в США в 1999 г. среди русскоязычных страниц Hack School на сайте фирмы Fortunecity Community. Так как я не смог связаться с владельцем этой “школы”, мне пришлось обратиться к вышестоящему “сайтовладельцу” (т. е. к компании Fortunecity Community). Представитель фирмы попросил предоставить доказательства контрафактности. Убедившись в обоснованности обвинения и в том, что Hack School содержала хакерскую информацию и соответствующее программное обеспечение, провайдер закрыл Hack School через два часа после представления доказательств. И хотя о необходимости столь быстрого решения можно спорить, тем не менее был создан очередной прецедент успешного международного сотрудничества в области защиты авторских прав.

Контрафактные экземпляры неоднократно попадались и на отечественных серверах, бесплатно предоставляющих пользователям место для размещения своих страниц. На сайтах, где адрес владельца был указан, переговоры велись напрямую, и зачастую успешно. В случаях, когда частный сайт не имел обратного адреса, приходилось обращаться непосредственно к хостинг-провайдеру.

Порой на просьбу сообщить e-mail хозяина “домашней странички”, обнародовавшего мой материал, или переслать ему претензионное письмо мне отвечали: “не наше дело, сами решайте”, а то и более грубо. Впрочем, обычно мне удавалось сделать представителей компаний более вежливыми и сговорчивыми и в конечном итоге мы приходили к соглашению, но путь к нему был неблизок.

Опыт общения с нарушителями авторского права подсказывает, что прежде чем направлять претензии тому или иному сайтовладельцу, следует подготовить доказательственную базу (о ней будет рассказано чуть позже). Именно благодаря заранее подготовленным аргументам удавалось в кратчайшие сроки находить компромисс, не доводя дело до судебного разбирательства.

Со стороны потенциальных ответчиков выдвигались различные тезисы о законности использования материалов, подкрепленные соображениями о “размещении для собственных нужд”, использовании “динамических страниц” и т. д. Как правило, компании, изучив представленные доказательства нарушения ими авторских прав, после сравнительно непродолжительных переговоров на досудебной стадии, признавали выдвинутые обвинения и выплачивали установленную законом компенсацию.

Доказательственная база

В процессе подготовки к возможному судебному разбирательству следует запастись доказательствами. К их числу (согласно ст. 49 ГПК РСФСР) относятся “любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела”.

Кстати, следует отметить, что еще 20 лет назад Госарбитраж СССР и Верховный Суд СССР, уточняя источники получения фактических данных, однозначно признали письменными доказательствами документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники.

Не рассматривая весь комплекс подготовки доказательств, хочу остановиться только на наиболее важных и интересных моментах. Прежде всего, полагая, что потенциальный ответчик легко может удалить контрафактную публикацию, мною заранее были подготовлены распечатки, заверенные сотрудниками поисковых систем “Апорт” (персональная благодарность Е. Кириеву) и “Яндекс” (отдельное спасибо Е. Колмановской и А. Амилющенко).

Кроме того, готовясь к судебному разбирательству, целесообразно заручиться материалами Центра независимой и комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий. Назначить проведение экспертизы полномочен, по вашей просьбе, нотариус.

Когда потенциальные ответчики апеллировали к неприменимости российского права к Рунету вообще и сетевым публикациям в частности, я знакомил их с выдержками из письма Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ (МПТР, полный текст “переписки” см. https://www.internet-law.ru/articles/index.htm#I), которое получил в ответ на свой запрос.

Министерство печати об авторском праве в Сети

Ниже я привожу свои вопросы и ответы на них министерства, снабдив их небольшими авторскими комментариями, которые, впрочем, можно пропустить.

Вопрос: Является ли авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, объектом авторского права?

Ответ МПТР: “По мнению МПТР России, авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, является объектом авторского права в случае, если она представляет собой произведение в смысле статей 5, 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»” (далее — Закон).

Комментарий. Статья 5 определяет, что авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме в России или за ее пределами.

Статья 6 указывает, что “авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. ”.

Далее указывается, что, во-первых, “авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты” и, во-вторых, “авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено”.

В статье 7 дается неполный перечень произведений, попадающих под определение “объект авторского права”. Первыми в списке названы литературные произведения, чем, собственно, и являются сетевые публикации. Во всяком случае, к указанным в статье 8 произведениям, не рассматриваемым в качестве объектов авторского права (перечень исчерпывающий), они никак не относятся.

Таким образом, электронная статья однозначно представляет собой объект авторского права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вопрос: Является ли обнародованием, публикацией размещение авторского произведения на сайте?

Ответ МПТР: “Размещение авторской работы, являющейся авторским произведением в соответствии с Законом, на сайте в Интернете является обнародованием, поскольку делает произведение доступным для всеобщего сведения”.

Комментарий. Целесообразно, пользуясь законом, определить разницу в “обнародовании” и “публикации” статьи. Итак, в соответствии со статьей 4 Закона:

“Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом”.

“Опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы”.

МПТР РФ вопрос о публикации оставило без внимания. Жаль! Здесь не все бесспорно. Дело в том, что обнародование осуществляется путем предоставления свободного доступа к материалу неограниченному кругу лиц, но без создания экземпляров.

Таким образом, при размещении чужих материалов на сайте иногда прикрываются статьей 18 рассматриваемого закона (“воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения”), где указано, что допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях.

Это интересно:  Передача исключительных прав на программное обеспечение проводки

Как известно, размещение статьи в Сети является обнародованием, а применение статьи 18 (воспроизведение в личных целях) порождает абсурдное словосочетание “воспроизведение в личных целях путем обнародования”.

Вопрос: Когда пользователь обращается к тому или иному материалу, находящемуся на Интернет-сайте, его компьютер получает копию материала. Именно эту копию видит на своем мониторе пользователь. Можно ли рассматривать указанную копию в качестве “экземпляра произведения”?

Ответ МПТР: “Копия авторского произведения, получаемого из Интернета, является экземпляром произведения в случае, если осуществляется ее запись на жесткий диск компьютера пользователя, т. е. копия изготовляется в материальной форме”.

Комментарий. Электронная копия статьи записывается во временный каталог на компьютере пользователя, откуда она воспроизводится на экран монитора. Следовательно, вольно или невольно возникает “экземпляр” со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Вопрос: Является ли сайт средством массовой информации, в том числе “иным средством массовой информации”?

Ответ МПТР: “Сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под признаки, указанные в статьях 2 и 24 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»”.

Комментарий. Самое время разобраться в соотношении сайта и СМИ. Итак, в соответствии со статьей 2 указанного Закона, “под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации”.

Соответственно “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.

Закон упоминает и специализированное СМИ: “Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила”.

Есть в Законе и статья 24 (“Иные средства массовой информации”), где четко сказано: “Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное”.

Итак, определение “массовая информация“ вполне подходит к содержимому сайтов, так как оно (в том числе “аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначено “для неограниченного круга лиц”.

Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона — да, поскольку “периодическое распространение массовой информации” служит одной из основных целей многих сайтов.

Изучая далее текст Закона, можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (Закон о СМИ: “под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации”), а лицо, ответственное за содержание сервера, — как главного редактора (“под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию [независимо от наименования должности] и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Однако сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, как правило, не являются журналистами (цитирую: “под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию”), так как далеко не все отечественные сайты зарегистрированы как средство массовой информации.

Несмотря на все вышеизложенное, следует признать, что безупречного правового механизма защиты авторских прав в Интернете в настоящий момент не существует. Кроме того, пагубное влияние оказывает поддерживаемая частью сетевого сообщества идея свободного распространения и копирования любой информации в Сети.

Увы, у этой точки зрения много поклонников и они оперируют множеством (порой несостоятельных) аргументов. Но из действующего законодательства России следует однозначный вывод о том, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и им охраняются.

Таким образом, к электронным публикациям в полной мере относятся положения Закона “Об авторском праве и смежных правах” и соответственно автор вправе рассчитывать на соблюдение его основных положений.

Аргументы, используемые нарушителями

Теперь хотелось бы остановиться на аргументах, наиболее часто используемых нарушителями, и рассмотреть степень их состоятельности. Итак…

Размещение чужих материалов на сайте порой обосновывается правом воспроизведения в личных целях, что не требует согласия автора и выплаты вознаграждения, но этот аргумент несостоятелен, так как размещение на сайте подразумевает его обнародование (подробнее см. комментарий к пункту 2 письма Министерства печати).

Другой аргумент, используемый нарушителями, основывался на ст. 19. Закона “Об авторском праве и смежных правах”, где указано, что допускается обнародование материала без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Пункт 3 статьи гласит: “. воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах. статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором”. С этим можно поспорить.

Во-первых, “передача в эфир”. По ст. 4 этого Закона: “Передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). ”.

Во-вторых, “сообщение по кабелю”. Согласно статье 4: “Сообщать для всеобщего сведения по кабелю — сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств”.

Таким образом “сообщать” означает: “показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы). ”, а “экземпляр произведения — копия произведения, изготовленная в любой материальной форме”. При распространении информации с сайта возникают экземпляры (см. письмо Министерства печати и комментарий к нему). Так как возникают экземпляры, следовательно, это не “сообщение”, а значит, этот пункт тоже не подходит.

Таким образом, статья 19 Закона “Об авторском праве и смежных правах” неприменима к рассматриваемому случаю.

Еще один интересный аргумент — тезис об использовании так называемых динамических страниц, когда используются скрипты, которые автоматически копируют тексты (чаще всего новости) с различных сайтов. Если эти тексты вы выкладываете на своем сайте, то с правовой точки зрения это цитирование, а фактически перепечатка.

Есть и другие аргументы, но сейчас нецелесообразно на них останавливаться, их рассмотрение актуально в контексте конкретной ситуации.

Ответственность за нарушение авторских прав

Нарушители авторских прав, помимо мер гражданско-правовых, могут быть подвергнуты уголовной или административной ответственности. Напомню соответствующие положения кодексов.

Уголовная ответственность: в соответствии со статьей 146 Уголовного Кодекса РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

А если эти же деяния совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то суммы штрафа, размеры взыскиваемой заработной платы (иного дохода) удваиваются; вместо обязательных работ может быть применен арест на срок от 4 до 6 месяцев, а лишение свободы может быть применено на срок до 5 лет.

Административная ответственность: в соответствии со статьей 150.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если эти экземпляры являются контрафактными; или на них указана информация, которая может ввести в заблуждение потребителей; или на экземплярах уничтожен или изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные законными обладателями прав, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц — в размере от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных первой частью статьи 150.4, влекут наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, а на должностных лиц — в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией экземпляров.

Способы защиты сетевых публикаций

Значительно проще отстаивать авторские интересы, если позаботиться о них заранее.

К основным способам защиты сетевых публикаций следует отнести:

    публикацию статьи на бумажном носителе (самый простой и надежный вариант, при условии, что дата публикации опережает появление контрафактного экземпляра);

    нотариальное заверение распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора;

    документальное подтверждение существования статьи с указанием даты и автора (например, отправьте себе статью обычным письмом, почтовый штемпель и послужит подтверждением вашего авторства);

    Это интересно:  Пдд рф знак шипы

    программно-техническую защиту (подразумевается использование программы, предназначенной для защиты в сети прав и законных интересов авторов электронных публикаций, путем отображения публикаций способом, исключающим их копирование и/или иное несанкционированное размножение, модификацию). В этой связи см. https://www.internet-law.ru/copyrighter/.

    К числу иных методов (не столько защиты, сколько давления на нарушителя) относятся различные общественные меры морального воздействия (например, работа Интернет-суда, результаты которого появляются на “Доске Позора”, и аналогичные “выставки” плагиата).

    В заключение хочется отметить, что пришла пора серьезно задуматься о правовой и технической защите интересов обладателей авторских прав.

    На сегодняшний день несовершенство правовой базы в рассмотренной сфере порой восполняется техническими мерами защиты интересов обладателей авторских и смежных прав. Вряд ли такое положение следует считать правильным. Искренне хочется надеяться, что со временем обитатели Сети освоят цивилизованные формы использования чужих материалов.

    ВНИМАНИЕ!
    Статья охраняется авторским правом.

    Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
    или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
    Любое нарушение прав автора будет преследоваться
    на основе российского и международного законодательства.

    Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

    Как защитить авторские права в интернете

    Интернет – вредное и, одновременно, полезное явление, которое прочно обосновалось в нашей жизни. Пользователи глобальной паутины уже давно разделились на два лагеря: одни ищут сведения, развлечения и услуги, другие эти сведения, развлечения и услуги предоставляют. Что касается норм, которые регулировали бы все процессы в Интернете – их сегодня просто не существует. Вследствие чего нарушения авторских прав в сети – регулярное явление, бороться с которым очень сложно и, порой, просто бесполезно. Какие нарушения авторских прав в сети являются наиболее распространенными, и как с ними бороться?

    Как нарушают авторские права в Интернете

    Получение и предоставление информации – это основа Интернета. Именно информация является сегодня источником проблем правового характера. Это относится к фотографиям, литературным произведениям, статьям, дизайну и пр. Основные проблемы, связанные с нарушением прав:

    • Незаконное размещение/распространение передач, фильмов, роликов. Как в целях получения прибыли, так и без нее.

    • Незаконное р азмещение/распространение литературных произведений

    • Незаконное р аспространение музыкальных файлов

    • Незаконное к опирование/распространение программного обеспечения

    • Незаконное п рисвоение авторства на чужие произведения и статьи

    • Незаконное к опирование/размещение новостных статей

    Проблемы защиты авторского права в Интернете.

    Сегодня ни в одном государстве нет законов о регулировании правоотношений в Глобальной сети, что обеспечивает весьма широкие возможности пользователям для бесконтрольного воспроизведения, копирования и дальнейшего распространения объектов права. Интернет практически невозможно ограничить рамками закона: изначально мыслей о регулировании деятельности в самостоятельно развивавшейся сети ни у кого просто не было. В Интернете на сегодняшний день происходят тысячи правонарушений (клевета, экстремистская деятельность и пр.). Что касается нарушения авторских прав в сети – они почти не отличаются от нарушений за пределами виртуальной жизни: плагиат, незаконное распространение информации, защищенной авторскими правами и пр. Стремительное развитие Интернета привело к появлению ряда проблем, касающихся защиты авторских прав:

    • Законодательная незащищенность практически всех объектов права в сети. Украсть можно что угодно, и без особых проблем и последствий

    • Нецелесообразность защиты авторских прав по причине того, что объекты в Интернете не поддаются учету и специфицированию

    • Несовершенство законодательства и отсутствие законов, которые регулировали бы правоотношения в сети

    Отсутствие широкой судебной практики (и, соответственно, нецелесообразность принятия таких законов) вызвано определенными причинами. Основные из них:

    • Боязнь обращения в суд с требованием защиты своих прав

    • Отсутствие умения сбора доказательств и грамотного оформления доказательной базы

    • Техническая и правовая неграмотность населения

    • Отсутствие квалификации юристов в сфере интернет-технологий

    Какими авторскими правами обладает владелец сайта, и как защитить свои права?

    Права владельца веб-сайта

    Охраняется ли интернет-сайт законодательством? Согласно закону, защите подлежат лишь отдельные объекты прав:

    • Фотографии на сайте.

    • Произведения и статьи.

    • Графика, музыкальные произведения и прочие элементы.

    То есть объекты, на которые оформлены права самого владельца ресурса.

    • Авторское право касается всех форм литературных произведений, независимо от места публикации (брошюр, книг, статей, программ и пр.). Соответственно, права на статьи принадлежат владельцу сайта, если он – их автор, либо автор (журналист, писатель) передал ему свои права на статьи на основании договора.

    • Использование защищенных авторским правом статей (произведений и пр.) на иных Интернет-ресурсах возможно только самим автором или с его согласия.

    • Допустимо цитирование авторской статьи (произведения) на иных Интернет-ресурсах без согласия автора, но с указанием его имени и интернет-источника в обзорах печати, в ТВ и радио-программах, в статьях информационного, научного, критического, полемического или педагогического характера.

    • Допустимый объем цитирования составляет: до 400 слов отдельного отрывка, до 40 строк поэзии (не более ¼ стихотворения), до 300 слов прозы в отрывке при использовании нескольких отрывков.

    • Также свободно могут распространяться отрывки из репортажей, речей, докладов, статей политического, религиозного, экономического характера в информационных целях.

    Как защитить свой веб-сайт?

    Полностью защитить юридически свой сайт от посягательств на ваши авторские права невозможно. Но можно весьма эффективно использовать различные средства предупреждения, а также пресечения нелегального использования всех объектов права. Для этого нужно:

    • Грамотное оформление всех правовых документов (лицензии, авторские договоры и пр.). То есть, свидетельство правообладания на размещенный контент.

    • Размещение знака охраны вашего авторского права на всех авторских материалах. То есть, оповещение будущего нарушителя о защите каждого материала авторским правом. Например «© Евгений Петров, 2013».

    • При установлении нарушения, предъявить свои претензии нарушителю. Принять меры по сбору доказательств нарушения. Защитить свои права в суде.

    Как ещё можно защитить авторские права на интернет-сайт?

    • Одним из доказательств авторских прав может служить дата. Например, через нотариальное удостоверение даты и времени публикации, через возможности специальных ресурсов, через отправку напечатанных материалов на свою собственную почту и пр.

    • При отправке материалов на почту вскрывать конверт до возникновения самого спора запрещено. На штемпеле должна стоять дата. Речь идет о копировании содержимого сайта и отправке его себе же заказным письмом.

    • При нотариальном удостоверении важно совпадение печатного и электронного документов, в частности, в объеме материала и его плотности.

    • При обнаружении правообладателем своего авторского материала на стороннем сайте в отсутствие согласия автора, правообладатель может собрать информацию о владельце ресурса, где опубликован материал. Направить свою претензию с соответствующим требованием владельцу сайта и хостинга. Зафиксировать нарушение прав с помощью нотариуса. Обратиться в суд.

    • Для защиты авторских прав на изображения сайта следует: сохранять файлы в формате Фотошопа (psd) и прочие исходные файлы; в настройках камеры заранее занести данные о владельце; все изображения дополнять информацией об авторе и ссылкой на сайт (например, «© Иван Петров, 2010»).

    • Один из вариантов защиты прав: запись информации со всех страниц сайта на лазерный диск и размещение его на депонент в архив веб-депозитария.

    • Водяные метки (устойчивые к изменению форматов и размеров) сегодня также широко используются для защиты авторских прав.

    • Для создания доказательной базы на случай необходимости защиты авторских прав на элементы и статьи сайта, можно также депонировать материалы в печатном виде РАО, получив свидетельство о регистрации.

    Регистрация авторских прав на веб-сайт

    Интернет-ресурс в целом не рассматривается как объект права, а только отдельные его объекты. Поэтому зарегистрировать авторские права можно только на эти отдельные объекты права:

    • Программное обеспечение сайта — права принадлежат разработчикам.

    • Адрес сайта в Сети. Доменное имя может быть объектом права при условии его оригинальности и пр.

    • Наполнение сайта (информация) – графические, текстовые и прочие материалы. Авторские права регистрируются на каждый объект в отдельности.

    • Дизайн сайта. Права могут принадлежать владельцу сайта или веб-разработчикам, в соответствии с договором на создание ресурса.

    • Текстовые материалы. При условии оригинальности (уникальности), данные материалы следует рассматривать как произведения литературы, которые подлежат регистрации авторских прав.

    До того, как озадачиться регистрацией авторских прав на свой веб-сайт, владельцу следует:

    • Определить объекты, которые нуждаются в регистрации права.

    • Удостовериться в наличии авторства и в отсутствии возможных претензий от иных авторов.

    • Рассмотреть, помимо регистрации авторских прав, такой вариант, как патентование торговой марки.

    Copyright. Как писать правильно?

    • При наличии авторских материалов, принадлежащих организации, правильно писать — Copyright ООО «Название организации» © 2005.

    • При наличии материалов, принадлежащих частному лицу (автору) — Copyright Мухин А.А. © 2005.

    • Если владелец сайта является автором дизайна, то копирайт распространяется также и на дизайн.

    • При наличии на сайте авторских материалов, необходима отдельная страница, где будет указана информация относительно требований к копированию авторских материалов. Ссылка на данную страницу следует устанавливать рядом с Copyright. Например: Copyright Мухин А.А. © 2005. Условия использования материалов.

    • Фраза «Все права соблюдены» может говорить о наличии доказательств авторства и об охране материалов законом.

    Остались вопросы? Просто позвоните нам:

    Статья написана по материалам сайтов: internet-law.ru, pravo812.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector