Как защитить авторские права на рассказ

У всех людей, кто создает что-то свое, что-то выдумывает, пишет, рисует, у всех, кто является автором этого уникального продукта, есть свое особенное право владеть и распоряжаться им. Вы можете использовать свое творение как хотите и будете считаться его автором, пока кто-то не докажет обратное (презумпция авторского права). То есть, вы становитесь автором как бы по умолчанию, без всяких формальностей и доказательств.

Однако свое авторское право можно и потерять, когда от автора оно переходит к правообладателям. Это может случится по договору (при передаче заказчику, работодателю, еще кому-либо) и по закону (оформление наследства). Большинство авторских прав принадлежит не творцам, а именно правообладателям.

Потеря авторских прав не означает утерю права на имя, защиту репутации и неприкосновенность какого-либо произведения. Такие права действуют бессрочно, они не передаются другим лицам. То есть, если роман «Преступление и наказание» был написан Федором Достоевским, эта книга не может быть выпущена под другим авторством. Иначе это будет называться плагиатом. Из романа не может быть исключена какая-то глава редактором издательства, так как существует право на защиту от искажений.

В наше время авторское право распространяется буквально на все

Причем не только на письменные рукописи, но и устные работы (например, публичное исполнение). На любые изображения, включая планы и чертежи. На любые скульптуры и макеты. На звукозаписи и видео, кинопродукцию. На составление каких-либо сборников и энциклопедий и на переводы (при этом переводчики и составители должны получить согласие основного автора). На сайты, домены и компьютерные программы. Сейчас сложно найти что-то, не охраняемое авторским правом. Значок копирайта (буква С в кружке ©) сигнализирует о том, что автор существует.

Не защищаются авторским правом официальные документы и государственная символика, новостные выпуски в чистом виде и результаты народного творчества. Можно без опаски цитировать, воспроизводить что-либо в личных целях, копировать в единичном экземпляре для собственного использования, если вы не извлекаете прибыль. Ничего страшного, если учитель раздает ученикам репродукцию в качестве раздаточного материала. С 1-го января 2015г. библиотеки имеют право оцифровывать свой фонд научного и образовательного характера 10-летней давности.

Существует также свободная лицензия, обычно бессрочная, которая разрешает свободно пользоваться продуктом. Например, свободно распространяемое программное обеспечение. Это не значит, что создателя нет. Наоборот, есть и автор, и его бренд, и его репутация, которые нельзя присвоить.

Защита своих прав как автора

Итак, вы написали рассказ, создали уникальный контент на своем сайте, нарисовали талантливый рисунок или вам удалось сделать фотографию в необычном ракурсе. Разумеется, вы хотели бы обозначить свое авторство на это. Вот здесь и возникает проблема. Если ваше творение будет в открытом доступе, то любой другой человек может им воспользоваться. И тогда вы должны будете доказывать свое авторство. Поэтому лучше подумать о защите своих прав заранее.

Как правило, автором признается тот, кто раньше создал продукт. Поэтому так важно зафиксировать дату создания. Как это сделать? Основные способы:

  1. Публикация в открытых источниках с указанием даты. Например, стихов в журнале.
  2. Пересылка материалов на свою же электронную почту и сохранение письма на сервере. Дата сохраниться.
  3. Депонирование и электронная регистрация авторских прав. Например, Российским авторским обществом «Копирус». Услуга платная. Вы должны предоставить экземпляр вашей работы не только в электронном виде, но и на материальном носителе, который и будет рассмотрен в суде, если что.
  4. Обращение к нотариусу на платной основе. Он удостоверит дату и время подписи экземпляра. Уважаемый в суде способ.
  5. Использование интернет-сервисов. Например у Яндекс-мастера есть раздел «Оригинальные тексты», куда можно помещать тексты до 32000 знаков, тем самым предупреждая поисковик о своем авторстве. Это особенно важно для подтверждения прав на контент небольших сайтов, у которых его воруют.

Не забывайте заботиться о своих авторских правах до их публикации!

Для доказательства подлинности может пригодится:

  • сохранение исходных материалов, если таковые имеются;
  • привлечение живых свидетелей (например, вашего первого выступления).

На мой взгляд, в интернете процветает повальное воровство. На любой запрос в поисковике выдаются сайты с абсолютно одинаковыми статьями. Как тут разобраться, кто у кого ворует контент?

С другой стороны, не нарушать авторское право в интернете невозможно. Ведь у любой картинки есть автор. Мне кажется, защищать свои авторские права нужно, когда вы создали действительно что-то редкое и серьезное.

Обычно авторы не против, когда заимствуют их статьи с указанием источника (а еще лучше с ссылкой на них). Но все-таки неплохо бы заручиться согласием автора. Мне известен случай, когда издательство «Просвещение» запретило использовать их учебники для переработки в электронные учебные курсы для школьников, без получения прибыли. На мой взгляд — дикость, но хозяин — барин.

Как долго действует авторское право?

У него есть свой срок годности. После 70 лет, прошедших со смерти человека, утрачиваются его авторские права (с 1-го января следующего года). Плоды его творчества теперь общественное достояние.

В вопросах авторского права много нюансов и в сложных случаях необходимо обратиться к юристу, который специализируется в этой области, но, думаю, мне удалось донести мысль, что у любой вещи есть владелец.

Конечно, существующее авторское право несовершенно, но и совсем не считаться с ним нельзя.

Способы защиты авторских прав

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Их всего четыре.

Первый – вы никак не защищаете свои авторские права. Цена способа – бесплатно.

Достоинства – вы, несмотря ни на что, все равно защищены Законом об авторских правах и при этом не платите ни копейки.

Недостатки – непонятно, каким образом вы сможете попасть под действие Закона, призванного вас защищать, если не в состоянии доказать свое авторство. Тут замкнутый круг: регистрация литературных произведений у нас обязательной не является, но в то же время именно зарегистрированная надлежащим образом рукопись считается наиболее веским доказательством авторства в суде. Я специально консультировался по этому вопросу с юристом, причем таким, который специализируется именно на защите авторских прав, и раньше работал с издательствами, пока не перешел на вольные хлеба. Да, в суде принимаются во внимание свидетельские показания людей, вашу рукопись читавших, наличие черновиков самой рукописи, но приоритетным доказательством является документ, фиксирующий дату создания произведения. Таковым же может быть лишь заверенный нотариусом экземпляр романа (рассказа, повести) отпечатанный на бумаге.

Второй способ – защита своих авторских прав с помощью существующих специальных структур, самым известным из которых является Российское авторское общество. Его услуги самые дорогие. РАО берет много, но, тем не менее, с литературой связывается неохотно. Судя по всему, такого рода регистрациями у них занимается только московское отделение. В две тысячи десятом году я ради интереса звонил в новосибирский офис – там не могли вспомнить ни одного случая, могущего служить прецедентом регистрации у них литературного произведения, и посоветовали обратиться в Москву.

А вообще регистрация романа средних размеров, в зависимости от организации, в которую вы обратились, обойдется вам от двух с половиной до четырех с половиной тысяч рублей (цена действительна на январь 2012 года). В зависимости от стоимости варьируется и пакет услуг. Полный включает:

Это интересно:  Права и обязанности в литературных произведениях

1. Регистрация рукописи организацией, взявшей это нелегкое дело на себя, после чего один из ее экземпляров навечно помещается в библиотеку, например – в Ленинку.
2. Публичная оферта. Проводится преимущественно через московские и питерские творческие союзы, поскольку сами организации, занимающиеся защитой авторских прав, в большинстве случаев базируются именно там.
3. Выдача авторского свидетельства. После тщательного исследования ценности этого документа и бесед с несколькими юристами и нотариусами, я так и не уяснил себе необходимости его получения. В качестве туалетной бумаги не годится – слишком жесткая штука. Только и остается, что повесить на стену в рамке.
4. Выдача лично вам заверенного экземпляра рукописи. Стоящая вещь для немедленного предоставления в суд по месту жительства в случае конфликта, и для прочих разборок местного характера (а также определенная гарантия сохранности рукописи на случай, если сгорит Ленинка), но эту услугу зачастую предоставляют только за отдельную плату.

Достоинства способа — ваши авторские права по завершении всех действий защищены на сто процентов, и даже полный параноик может спать совершенно спокойно.

Недостатки – потеря времени. Обычный срок регистрации – месяц, плюс пересылка рукописи в Москву, если живете в провинции, и пересылка из Москвы обратно заверенных экземпляров, свидетельств и т.д. Для людей с низким уровнем доходов немаловажную роль играет также и финансовый вопрос. Например – регистрация в РАО романа в двадцать авторских листов – 4,5 тыс. рублей. Прибавляем почтовые расходы. Получаем…

Третий способ – кустарное фиксирование даты создания рукописи. По неизвестным здравомыслящим людям причинам, до сих пор пользуется популярностью. Суть способа – вы отправляете собственную рукопись самому себе заказным письмом или бандеролью, после чего храните полученный конверт или пакет не вскрывая. При возникновении конфликта предоставляете их в суд. Цена способа – только почтовые расходы.

Достоинства – недорого, и даже может помочь, если в суде вам будет противостоять дядя Вася из соседнего подъезда.

Недостатки — если же вашим противником окажется человек, способный обеспечить себе солидную юридическую поддержку, или крупное издательство, то даже не надейтесь, что фокус с «письмом счастья» у вас пролезет. Слишком уж легко подделываются почтовые штемпели. Еще они стираются от долгого хранения с перекладываниями, целостность упаковки нарушается, квитанции теряются и т.д. Впрочем, многое будет зависеть от судьи, слушающего дело, и той суммы, которую вы готовы заплатить собственному адвокату.

Четвертый способ – самый, на мой взгляд, быстрый, дешевый и надежный одновременно. Вы без посредников регистрируете свою рукопись у нотариуса, с последующим получением одного из заверенных экземпляров. Второй экземпляр остается у нотариуса, после чего к нему не имеет доступ уже никто, даже вы. Он может быть выдан лишь по требованию суда судебному приставу. Это происходит в случае утери вашего экземпляра. В случае же его сохранности вы просто предоставляете в суд свой экземпляр. Цена способа – тысяча рублей на сентябрь 2012 года. Понятно, что расценки могут очень сильно колебаться в зависимости от города, в котором вы живете. Они также могут вырасти после нескольких ваших визитов к одному и тому же нотариусу. Юристы – они тоже люди, и если один из них регулярно видит в своем кабинете странного лоха, согласного платить по тысяче рублей за регистрацию его писанины, то почему бы ему не поднять планку до полутора тысяч? Доказать, что вы не лох, очень просто – идете к другому нотариусу, который вас еще не знает.

Достоинства – оформление в течение часа, если запишетесь к нотариусу заранее. Ничего никуда не нужно посылать, поскольку нотариусы есть везде. Нет опасности, что организация, занимающаяся где-то в Москве защитой авторских прав, просто возьмет с вас деньги, выбросив вашу рукопись в мусорку, особенно если адрес фирмы вы нашли в Интернете. (Напоминаю – заверенные экземпляры в рамках обычного пакета услуг высылаются не всегда, а относительно авторских свидетельств — я уже сказал, на что они годятся. Если уж вы живете в провинции, а обращаетесь в Москву, выбирайте те организации, что существуют давно и успели зарекомендовать себя чем-то более существенным, чем создание собственного сайта. Москвичам московскую фирму проверить на вшивость, конечно, гораздо проще.)

Недостатки – тысячу рублей (или больше) все же придется отдать. Нотариусов, работающих бесплатно, я не встречал. Не все из них соглашаются регистрировать литературные произведения. Возможно, придется обзвонить трех – четырех, или даже целый десяток. Нотариус не оказывает никаких дополнительных услуг, предлагаемых специализированными организациями. Он лишь фиксирует дату, когда произведение было ему предоставлено. Заметьте: не ваше авторство – он вас не знает – а лишь дату предоставления ему рукописи. Но именно это и является наиболее веским доказательством в суде, поскольку считается, что раньше всего произведение находится в руках у его автора. А уж публичной офертой и прочим вам придется заниматься самостоятельно, предварительно обдумав, а нужно ли вам это. К защите собственно авторских прав на ваше произведение, оферта и размещение рукописи в библиотеках прибавить смогут мало что.

Как принять правильное решение? Нет ничего проще. Идем в «Википедию» и находим там статью «Оферта». Если по ее прочтении у вас возникнет горячее желание немедленно заняться тем, о чем там сказано, что ж, дерзайте. В противном случае можете смело отложить этот вопрос.

Разместить свою рукопись в библиотеке вы можете так: обращаетесь в ближайшую к вам библиотеку, в отдел формирования фондов, и спрашиваете, согласны ли они принять на хранение один или несколько экземпляров рукописи. С удаленными от вас хранилищами придется вступить в переписку. Как правило, библиотеки, даже крупнейшие, соглашаются, при условии, что рукопись аккуратно переплетена – например, лично вами, или отпечатана в мини-типографии в виде брошюры, и не содержит призывов к розни, рекламы веществ, пропаганды суицида и другой информации, запрещенной законодательством РФ. Удостоверить же библиотеку в том, что нет, не содержит, как раз и может любой заслуживающий уважения творческий союз. Наверняка один такой или несколько есть в вашем собственном городе или рядом, в областном центре.

Начинающему писателю. Защищаем авторские права правильно

Вас посетило вдохновение, вы написали рассказ, повесть, роман. Это на самом деле прекрасно. Творчество — божественная искра в душе. Даже если поначалу получилось не шибко умело, постепенно научитесь.

Пришли на литературный сайт, начали делиться плодами творческих мук с народонаселением планеты — и это тоже превосходно. Первую книгу нужно отпускать на волю, она делает вам рекламу как автору, привлекает читателей.

Вот тут-то вас, как говорится, и берут в оборот окололитературные деятели. Мол, скорее публикуйтесь в нашем журнале, скорее заказывайте печатную площадь в нашем альманахе, не жалейте денег, плагиатор не дремлет, сейчас украдёт, счёт идёт на секунды.

На вашу неопытную и растерянную голову умело вываливают целый ворох мифов о защите авторских прав. И это уже ничуть не прекрасно и не превосходно.

Формула

Прежде чем опровергать мифы, выведем главную, базовую формулу существования авторских прав на литературное произведение. С ней опровержения будут более понятными.

Итак, формула, действующая в абсолютном большинстве случаев. Готовы? Выключили музыку, устранили отвлекающие факторы, сосредоточились? Тогда читаем нижеследующее внимательно.

У кого текст произведения был раньше всех, тот и считается автором.

Да, именно так. Авторский стиль можно подделать. Никакой лингвистический анализ не разоблачит подделку наверняка. Экспертиза — очень долгое, хлопотное, дорогое и сомнительное дело. Потому судят просто и примитивно: обладал текстом раньше всех остальных претендентов на авторство — и всё, вопросов больше нет.

Соответственно, доказательство авторства сводится к доказательству обладания текстом раньше кого-либо в мире. Действительно просто, не так ли? Ну а теперь — о мифах.

Это интересно:  Как получить деньги за авторские права

Миф первый. ISBN

О да, можете не сомневаться, вас обязательно будут горячо убеждать, что международный книжный номер, именуемый в виде аббревиатуры ISBN , способен надёжно защитить ваши авторские права. Ну прям железно, о да.

На самом же деле ISBN доказывает только факт официальной публикации. Расшифровываем: когда-то главный редактор какого-нибудь издательства «подписал в печать» бумажную продукцию, через некоторое время файлы направили в типографию. Дата «подписания в печать» свидетельствует, что тогда произведение уже существовало.

Кто являлся реальным автором уже существовавшего произведения, главный редактор доказать не может. Он не знает. Вы принесли ему распечатанную на принтере рукопись или файл в формате «Word» и сказали, мол, это моя книжка. Он вам поверил на слово, поверхностно проверив в поисковых системах. Вот и всё.

Может, на самом деле книжку написал ваш сосед. Или вы перевели текст с экзотического языка. Редактор того языка не знает, проверить не может.

Случаи официального издания краденых книг действительно имели место. Правда торжествовала, что показывает нам: международный книжный номер ничего не гарантирует. Это по сути просто дополнение к штрих-коду на тыльной стороне обложки и пропуск на полки библиотек.

Всё это актуально и для публикаций в периодических изданиях. Там вместо ISBN – регистрационный номер печатного СМИ, который указывается в выходных данных. Но суть та же.

Миф второй. Регистрация

На литературном сайте вполне может встретиться реклама всяческих юридических услуг от нотариальных контор. Иногда присутствуют под видом авторов даже сами юристы, уговаривая авторов произвести регистрацию. И это, разумеется, прямой обман.

Почему обман? Потому что авторские права на литературные произведения не регистрируются вообще. Никоим образом. Никак.

Что может сделать нотариус? Только депонировать текст. То есть принять на хранение. Примерно таким же образом, как принимает на хранение завещание. Распишется, поставит дату. Возьмёт за это весьма немалые деньги.

Как и в случае с главным редактором издательства, нотариус вряд ли будет долго и тщательно выяснять, действительно ли это ваше произведение, не перевели ли вы его с китайского языка, не обворовали ли народный эпос аборигенов Новой Зеландии.

Причём, если редактор всё же обязан произвести хотя бы поверхностную проверку с помощью поисковых систем в интернете, то нотариусу всё безразлично. Он подтверждает только факт существования текста в определённый день.

В общем, переходим непосредственно к методам реальной защиты вашего интеллектуального продукта.

Метод номер один. Письма самому себе

Данный метод — для тех, кто не собирается выкладывать тексты в свободный доступ, планирует найти издателя.

Этап первый: регистрируем несколько почтовых ящиков (штуки три, не меньше) на популярных бесплатных сервисах. Желательно на таких, которые не удаляют учётные записи после нескольких месяцев бездействия пользователя. (Впрочем, раз уж ящиков много, потеря одного не критична.)

Этап второй: как только завершили рассказ или главу романа, сразу же отсылаем файл по всем трём адресам. С четвёртого. Или по четырём с пятого. Или по пяти с шестого.

Убиваем, как говорится, двух зайцев. Обеспечиваем себе резервные копии наших шедевров и фиксируем факт наличия у вас текста с точностью до минуты.

Этап третий: прячем бумажку с записанными на ней паролями к почтовым ящикам в сухое прохладное место. Туда, где её не найдут посторонние. Можно (и, пожалуй, нужно) хотя бы раз в пару месяцев совершать обход, заглядывать в почту, проявлять активность, а то и вправду удалят.

Записывать пароли нужно непременно. Возможно, хранить файлы на почтовых сервисах доведётся годами, а память человеческая не отличается безупречной надёжностью.

Теперь в сомнительных случаях можно будет предъявить суду даты получения электронных посланий от самого себя.

В двадцатом веке отправляли бумажные письма с небольшими рассказами и бандероли с романами. Хранили, не распечатывая. Но штамп с датой может быть смазанным. Упаковку можно аккуратно вскрыть и потом незаметно запечатать обратно, подменив содержимое. Определить, нет ли подлога, могут лишь эксперты. А экспертиза, как уже сказано, дело длительное и ничего не гарантирующее наверняка. Электронные послания всё же надёжнее. Да и не требуют расходов.

Так называемые облачные хранилища для обсуждаемых целей не подходят. Там можно заменять (обновлять) версии файлов.

Иными словами, в случае использования офисных онлайн-приложений следует не просто хранить результаты в «облаке», а ещё и скачивать файл себе на диск (ну или в память планшета) с целью последующей его рассылки самому себе по электронной почте.

Метод номер два. Депонирование онлайн

Для тех, кто желает бесплатно поделиться творчеством с широкими народными массами. То есть бескорыстно выложить в открытый доступ.

Это очень тонкий момент, с которым не всегда разбираются даже опытные авторы.

Обычный литературный сайт предоставляет возможность опубликовать произведение, а затем при необходимости отредактировать его в любой момент. Отредактировать как угодно, хоть вообще полностью заменить весь текст. С заголовком в придачу. При этом прежний вариант исчезает навсегда.

Но если сайт депонирует произведение, то самый первый вариант хранится в нетронутом виде и с зафиксированной датой публикации. Редактировать можно только то, что видят посетители сайта.

В данный момент депонирование производят порталы « Проза.ру » и « Литературный Салон ». На первом исходный вариант фиксируется в «свидетельстве о публикации». На втором виден всем, можно открыть нажатием на регистрационный номер под текстом.

Остальные литературные сайты авторские права не защищают никак. Все их «регистрационные номера» являются пустышками. Но польза от таких ресурсов всё же есть. К ней и переходим.

Метод номер три. Общеизвестный факт (ковровая бомбардировка)

Тоже для тех, кто желает громко заявить о себе и своём таланте на весь глобус. Ну или поделиться с бестолковым человечеством какими-нибудь ценными сведениями, чем-то разумным, добрым и, будем надеяться, вечным.

Метод является продолжением предыдущего и вполне может с ним совмещаться, что очень полезно.

Этап первый: регистрируемся на максимально возможном количестве литературных сайтов, заводим странички в социальных сетях, открываем блоги на разных приличных ресурсах, создаём сайты на бесплатных сервисах. Коротко говоря, подготавливаем себе как можно больше площадок для публикации.

После чего начинаем ковровую бомбардировку. Копируем текст произведения сначала на литературные сайты с депонированием, затем — на ресурсы без такового, потом — в блоги, социальные сети, на бесплатные сайты.

Лучше всего производить бомбометание ночью. Когда большинство трудящихся просматривает сновидения, свежие записи не так быстро вытесняются из лент с отображением новинок. Больше шансов на прочтение, на оперативную индексацию поисковыми системами.

На следующее утро просыпаемся знаменитостью… Шутка! Пока добились лишь одного: ваше авторство стало общеизвестным фактом, обозначенным на множестве сайтов. И любой потенциальный плагиатор побоится воровать то, что столько раз подписано не его именем. Никто плагиатору не поверит. Ни читатели, ни редакторы издательств, куда нечестный деятель сунется с ворованным произведением.

Воруют, сэр!

Конечно, периодически попадаются не совсем вменяемые личности, копирующие чужое с целью прославиться на литературных порталах. Но их быстро разоблачают, их деятельность пресекают администраторы сайтов. Нужно лишь не стесняться сообщать о таких фактах лицам, ответственным за порядок на ресурсе.

Гораздо хуже неявное воровство. Читаете чей-нибудь фантастический роман и с неприятным изумлением обнаруживаете, что у вас умыкнули главную героиню. Та же внешность, тот же характер, даже имя поменять не потрудились. Разве что сделали на пару лет младше и подправили причёску.

Сюжеты тоже крадут. Особенно в фантастике. Придумали какое-нибудь сферическое силовое защитное поле синего цвета — а оно взяло и перекочевало в чужую книжку. А то и в фильм.

Ничего доказать в таких случаях, скорее всего, не получится. Издательство наймёт опытных адвокатов, и те будут долдонить, мол, если стащили меньше пятидесяти процентов произведения, то это не плагиат, вор не виновен, судить нельзя.

Это интересно:  Молчание знак согласия гк рф

Ситуацию усугубляет факт отсутствия авторских прав на имена и фамилии. Есть только на персонажи. И если характер действующего лица немножко изменить, то всегда можно оправдаться, мол, это не тот самый студент Раскольников, просто похож. Случайно, ага.

Выход лишь один: создавать ярких, неординарных персонажей и придумывать по-настоящему оригинальные сюжеты. Воровать запоминающееся и необычное всегда гораздо труднее. Ведь есть шанс, что слишком уж много людей запомнит и потому сможет разоблачить заимствование. Тогда если не судебное преследование, то уж позор ворам гарантирован наверняка.

Пора резюмировать

Итак, категорически не верим окололитературным деятелям, желающим опустошить ваш бюджет. Никакие официальные публикации, никакие номера ISBN , никакие нотариальные заверения ничего не гарантируют. Нет смысла платить издателям и юристам за защиту авторских прав. Вообще нет. Абсолютно.

Вор может похитить вашу рукопись, напечатать в издательстве, получить ISBN , всё как полагается. Но если вы докажете ваше авторство, то крупные неприятности всем причастным к краже и незаконной публикации будут гарантированы однозначно.

Следовательно, самое главное — доказать, что интеллектуальный продукт именно ваш.

Какой способ выбрать, это зависит от изначальных целей. То есть хотите ли вы публиковать ваши свежие тексты в сети.

Либо только электронная почта, скрытая от посторонних глаз, либо она же в комбинации с депонированием онлайн и созданием общеизвестного факта вашего авторства.

Как защищать авторские права

Нелегальное использование фотографий — массовое явление в России. Попробуем разобраться, как правообладатели отстаивают свои интересы, и что делать, если авторские права все же нарушены. Также рассмотрим способы легального использования изображений.

Активная борьба за соблюдение авторских прав началась в России лишь в последние несколько лет, хотя проблема назревала уже давно. Особенно много правонарушений в материалах, размещенных в интернете. Люди считают, что в сети можно бесплатно скачать что угодно, и беззастенчиво «пожинают плоды чужих трудов», даже не осознавая при этом, что нарушают права авторов.

А иногда на нарушение закона идут целенаправленно. Из-за банального желания сократить рекламный бюджет или избавить себя от хлопот, связанных с получением разрешения автора.

Какое наказание предусмотрено законом?

Дела о нарушениях авторских прав теперь не новость, причем штрафы в них нешуточные. Поэтому за желание «сэкономить» приходится заплатить, и не только рублем.

За нарушение прав авторов в России предусмотрен целый комплекс мер как административной, так и уголовной ответственности. Помимо денежных штрафов и исправительных работ, особо грубые нарушения интересов правообладателей приводят даже к лишению свободы. И все же желающих рискнуть и использовать чужие произведения нелегально еще много, ведь далеко не всегда дело доходит до суда…

Как еще правообладатели борются за свои права?

Крупные компании-правообладатели уже давно поняли, что на сто процентов искоренить пиратство в Интернете невозможно. Поэтому, чтобы не тратить время на бесконечные суды, они организовывают площадки, где можно быстро и недорого приобрести необходимый контент.

И это действует! Ведь гораздо проще купить фильм или книгу онлайн за символическую плату, чем часами искать пиратскую копию, нарываясь на вирусы и вредоносные сайты. Но в случае с фотографиями ситуация не столь радужная. Незаконное использование изображений наблюдается повсеместно. По статистике, на каждом втором вэб-ресурсе при желании можно найти нарушение авторских прав.

Памятка для авторов

● Только автор фотографии имеет право на размещение и распространение своего произведения, если только он юридически не передал его другому лицу или организации.

● Авторское право возникает сразу же после создания фотографии и действует на протяжении всей вашей жизни, и еще 70 лет после смерти.

● Никто не вправе использовать без вашего разрешения как целое изображение, так и его фрагмент. То же касается изображения в отредактированном виде.

● Вы можете указать на фотографии ваше имя или никнейм. Также свои авторские права можно обозначить международным значком ©, именем и датой. Удаление данных знаков — это прямое нарушение авторских прав.

● Даже если на фото нет значка © и любых других обозначений, это не отменяет авторского права! Настаивайте на этом при переговорах с владельцами вэб-ресурсов — довольно часто незаконное использование фотографий они оправдывают именно тем, что не обнаружили никаких «опознавательных знаков».

● Если вы обнаружили, что ваше изображение использовали незаконно, вы можете требовать его удаления или денежной компенсации.

● Не размещайте в интернете фото в исходных и рабочих файлах.

● Обычно на особо упрямых нарушителей хорошо действуют фразы «у меня на руках нотариально заверенный скриншот» и «я обратился к адвокату».

Памятка для владельцев веб-ресурсов

Если фото нужно для серьезного проекта, лучше не рискуйте — купите на фотостоке. Во-первых, вы получите задокументированное подтверждение прав на использование. Во-вторых, потратить несколько минут на поиск и покупку фото — гораздо быстрее и дешевле, чем потом разбираться с автором в суде. Кстати, если иск правообладателя удовлетворят, то помимо компенсации вы оплатите все судебные издержки истца (рассмотрение дела в суде, услуги юриста, нотариуса, госпошлина и т. д.).

Внимательно прочитайте закон об авторском праве и изучите виды лицензий на фотостоках, чтобы не допускать ошибок в использовании фотографий по незнанию, а также защититься от несправедливых претензий авторов (бывает и такое).

Ссылка на сайт автора фото не освобождает вас от ответственности. Если личного разрешения не было, это все равно нарушение авторских прав.

Поймите и запомните: автор в полном праве требовать от вас соблюдения его интересов. Поэтому, если нарушение все же имело место, не конфликтуйте. Лучше решите проблему полюбовно. До судов доходят только единицы правообладателей. А большинству бывает вполне достаточно извинений и удаления фото.

Легальные способы использования фотографий

Кажется, что владельцев ресурсов повсюду окружают сплошные запреты. Однако несколько способов оставаться законопослушным все-таки есть!

Покупка на фотостоке.

Наиболее простой и безопасный вариант. При особом везении вы сможете получить нужные фото, не заплатив ни копейки. Достаточно посетить бесплатную секцию. Они есть на многих сайтах, занимающихся продажей стоковых изображений.

Изображения с лицензией Creative Commons.

Смысл такой лицензии в том, что фото можно будет использовать безвозмездно при условии, что вы укажете автора произведения. Есть шесть видов лицензий, регулирующих возможность коммерческого использования и редактирования исходного произведения.

Фото, являющееся общественным достоянием.

В России и многих других странах мира произведение становится общественным достоянием, как правило, через 70 лет после смерти автора. Однако срок действия авторского права может быть и иным, поэтому стоит тщательно проверить все нюансы перед использованием фото.

Встроенные изображения (эмбед).

Некоторые фотобанки позволяют копировать ссылку на изображение и вставлять ее на другой ресурс при помощи кнопки «Поделиться» или значка . Встраивать контент разрешается только в нерекламные публикации. Если фото вам нужно именно для таких целей, вы можете его получить, не нарушая ничьих прав.

Договориться с автором.

Еще один способ, который почему-то непопулярен в России. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы связаться с человеком, чье фото вам приглянулось и попросить разрешения. Если это профессиональный фотограф, то он может попросить вознаграждение. Однако всегда можно договориться о бесплатном использовании при условии указания авторства и размещения ссылки на его сайт. Любители же часто с удовольствием разрешают использовать свои снимки просто так.

Чтобы перейти из «смутных времен» повального пиратства в новую эпоху легального использования интеллектуальной собственности, нужно не так уж много! Уважение к чужому труду, знание закона и умение договариваться с людьми. Осталось дождаться, когда же общественное сознание дорастет до таких мирных и цивилизованных отношений.

Статья написана по материалам сайтов: www.proza.ru, poesy.site, studio.everypixel.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Оценок: 1
Загрузка...
Комментарии
  1. Игорь Малкеев

    Огромное спасибо.. Точно и без лишних слов.

Добавить комментарий

Adblock
detector