Как получить разрешение на авторские права

Любая предпринимательская деятельность немыслима без рекламной кампании, которая позволяет продвигать товар или услугу на экономическом рынке. Собственники бизнеса имеют в штате сотрудника по рекламе или обращаются за услугой в специальное бюро. Чтобы информация была убедительной и легче запоминалась, в рекламе используются фрагменты из известных произведений музыки, литературы, живописи, которые являются объектами авторского права. Чтобы не допустить ущемления прав как автора, так и заказчика, законом предусмотрены определенные правила и нормы. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы использование объектов авторского права в рекламе не стало головной болью, – расскажем в статье.

Соблюсти нормы закона

Основным правовым актом в вопросе создания рекламы разного типа является ФЗ «О рекламе» № 38-ФЗ и ГК РФ. В Федеральном законе о рекламе есть ст. 5, которая посвящена требованию соблюдения закона об авторских правах при создании, размещении или распространении рекламы. Поэтому, прежде чем вставить в видеоролик, плакат, объявление, проспект, листовку или иную форму рекламы фрагмент произведения, считающийся объектом интеллектуальной собственности, изучите нормативные акты и документы, необходимые для правомерного воплощения замысла в жизнь.

Чтобы получить разрешение, нужно выполнить следующие организационные действия:

  1. Найти автора, который создал понравившееся вам произведение, будь то мелодия, песня, фраза, скульптура, фото, картина, стихотворение, образ.
  2. Выяснить, кому принадлежат авторские права и не были ли они отчуждены третьему лицу. Бывают случаи, когда автор уже дал разрешение на использование объекта определенному лицу, которое выдвинуло требование о запрете на передачу еще кому-либо разрешения на использование этого произведения.

Получив устное разрешение от автора на использование объектов авторского права, необходимо оформить письменный лицензионный договор, который станет актом, подтверждающим ваше право.

Оформляем договор

Используется только специальная форма договора, утвержденная законом. В ней обязательно указывается сумма вознаграждения автору, о которой договорились стороны. Если финансовая сторона соглашения не будет заявлена в бланке, договор будет признан недействительным. Если автор дает только разрешение на использование и не отчуждает право на объект третьему лицу, договор не нужно регистрировать в специальном реестре, потому что основные права остаются у автора.

Существует два вида лицензированного договора (согласно ст. 1236 ГК РФ):

  1. Простая (неисключительная) форма. Автор имеет право выдать разрешение на одно и то же произведение следующему клиенту, даже если не истек период предыдущего договора. Это говорит о том, что в рекламе разных физических или юридических лиц возможно использование одного фрагмента. Такое обстоятельство стоит учесть.
  2. Исключительная форма. Соглашение запрещает автору заключать договор с другими лицами на передачу прав использования конкретного произведения до окончания срока действия подписанного бланка. Если не указан срок действия разрешения, то по умолчанию лицензионный договор теряет свою актуальность через пять лет с даты подписания.

Получая разрешение на выбранный объект авторского права, убедитесь в правильности оформления документов, чтобы не возникло неожиданностей.

Независимо от того, где будет использоваться чужое произведение – телевидение, радио, интернет, уличные конструкции, сайт предпринимателя или другие площадки, – не стоит забывать о том, что автор может увидеть информацию и предъявить некоторые требования по порядку ее использования, которые должны учитываться.

Исключительные условия

Произведение, имеющее авторство, не всегда обязывает гражданина получать согласие автора и платить вознаграждение за использование объекта в своих целях. Это относится к исключению из правил об авторских правах, позволяющему любому человеку пользоваться средствами, которые признаны достоянием народа и находятся в массовом доступе (памятники, скульптура, литературные произведения, научные труды и многое другое). Гражданин может скопировать авторское произведение на свой носитель, но при размещении на любом ресурсе обязан указать имя автора и название произведения.

Например, такая позиция актуальна для интернета, когда создается контент, в котором присутствуют тексты, изображения, видео, фото других авторов. Тогда в обязательном порядке при публикации чужих творческих мыслей должны быть выделены цитаты с указанием авторства или указана ссылка на источник.

Такое исключение из правил называется свободное использование произведения и регламентируется статьей 1276 ГК РФ. Но перед тем как воспользоваться таким исключением, необходимо уточнить, соответствует ли объект условиям свободного использования.

Ответственность в любом случае

Бизнесмену стоит помнить: независимо от того, каким образом была создана рекламная кампания с использованием объекта авторского права, при нарушении закона к ответственности могут быть привлечены все участники процесса. Обычно деловые люди, стремясь продвинуть продукт или услугу на рынок, обращаются с заказом на рекламу в агентство. Дизайнер получает установки от заказчика и начинает создавать произведение, которое должно быть уникальным или соответствовать букве закона, если используется авторский объект.

Не всегда представители бизнеса знакомы с тем, как должна создаваться реклама и могут принять заказ, не требуя сопроводительных документов. Реклама запускается, и вдруг поступает претензия от автора, который требует компенсации или решения вопроса через суд. Кто должен отвечать за нарушения?

Ситуация может разрешиться по-разному:

  • Отвечать будет только лицо, чей продукт или услуга были прорекламированы с нарушением.
  • Обе стороны – и заказчик, и исполнитель.
  • Возможно, виновником признают еще третью сторону, которая разместила рекламу на своем ресурсе.

Закрепляем свое право

Любая реклама, отвечающая условиям создания произведения, может стать объектом авторских прав. Главный вопрос – кому принадлежит это право?

Когда оформляется заявка в рекламное агентство, компания выступает в роли заказчика. Автором будущего объекта является дизайнер или группа сотрудников агентства. Используется творческий потенциал исполнителя, который придумывает форму и содержание маркетингового инструмента.

При получении выполненной работы заказчику следует проверить законность сделки, чтобы ему были переданы все права на использование рекламного продукта. Это защитит имидж юридического или физического лица и не даст возможности конкурентам скопировать идею или полностью присвоить ее себе, если рекламное агентство решит перепродать проект. Рекламный образ (видеоролик Coca Cola, «Спортмастера», «Рябы» и других брендов), созданный для привлечения внимания и сохранения интереса к товару, охраняется законом. (ст. 1259 ГК РФ).

Подведем итоги

Объекты авторского права в последние годы очень часто используются в инструментах маркетинга, чтобы усилить положительное восприятие информации у потребителей. Конкуренция на экономической площадке серьезная, что вынуждает деловых людей быть креативными и искать новые идеи. Для этого все способы хороши, если они не противоречат закону и не нарушают права других людей.

Авторские права. Использование отрывков (частей) чужих объектов авторского права, цитирование произведений

Вопрос юристу

1. У меня вопрос по авторскому праву. Мы хотим использовать небольшие отрывки видео (различных концертов, телепрограмм и т.д.) в нашей презентации на выставке. Поверх используемых фрагментов видеоматериалов мы хотим наложить наш текст и графику. Мы хотим использовать небольшие отрывки из нескольких различных видеоматериалов.

Есть ли ограничения на подобное использование отрывков чужих произведений?

Какая максимально допустимая продолжительность отрывка (фрагмента), который можно использовать в своих целях без разрешения автора видео или иного произведения?

Можно ли считать такое использование чужих произведений свободным случаем использования – цитированием? Ведь мы на основе чужих фрагментов видео демонстрируем наше оборудование и как оно работает.

2. Использование какого видеоконтента и каким хронометражем я имею право проигрывать (допустим, на плазменных панелях) в общественных местах (например, в кафе или магазине)?

Могу ли я использовать (полностью или какую-то часть) видеоролики показов мод, съемки природы, видеогид по странам мира, видеозаписи концертных выступлений западных звезд шоу-бизнеса и т.д.?

Имеет ли значение, что я не беру плату за такой показ отрывков или что показ чужих произведений (в т.ч. видеоматериалов) осуществляется в ознакомительных целях?

Можно ли такое частичное использование подвести под цитирование произведения? Какой установлен объем допустимого цитирования объектов авторского права?

Если я купил лицензионный диск с показываемыми мною объектами авторского права, то будет ли такой показ в публичном месте соответствующих объектов авторского права считаться нарушением авторских прав?

А что если я переработаю (перемонтажирую) фрагменты разных видеороликов и сделаю из этого свой один видеоролик?

Будет ли считаться нарушением авторских прав, если я буду демонстрировать чужое видео без звука или уберу с видеоряда оригинальные логотипы, какую-либо графику или иные надписи?

Юридическая консультация

Настоящая юридическая консультация распространяется на все объекты авторского права (не только видеоролики и иные видеоматериалы, но и песни, фотографии, книги и другие произведения).

1. Использование фрагментов авторских произведений

Не имеет значения, используете вы объект авторского права целиком или фрагмент (часть, отрывок). Закон запрещает использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема использования. Строго говоря, использование даже одной-двух секунд из чужого музыкального произведения, если возможно установить (доказать), что используемый отрывок действительно из соответствующего музыкального произведения и он является авторским (творческим, т.е. подлежит охране авторским правом), является нарушением авторского права.

Это интересно:  Интернет и право госты

В законе в этой части нет исключений, а информация, распространяемая в Интернете, согласно которой допустимо использовать отрывки (фрагменты) чужих произведений (текстов, книг, песен, видео и других объектов авторского права), не превышающие 10, 20, 40 процентов (встречаются и иные проценты) от оригинального произведения, не соответствует действительности (закону).

2. Цитирование объектов авторского права

Действительно закон допускает использование чужих объектов авторского права в части (фрагментарно) без согласия авторов (правообладателей) путем цитирования. Однако закон устанавливает и условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования.

Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора , произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати…

Прежде всего, следует понимать, что цитирование – это не копирование (воспроизведение). Для копирования закон использует термин «воспроизведение». Цитирование само по себе отличается от обычного копирования. Можно долго объяснять разницу между цитированием и копированием, но на самом деле каждый внутренне может отличить цитирование от копирования. В общих чертах: когда вы копируете, вы по сути используете чужое как часть своего, достигаете собственных целей за счет чужого труда, заполняете пробелы в собственном произведении за счет чужого; цитируя, вы обращаете внимание прежде всего на цитируемый отрывок чужого произведения, делаете акцент на нем, обращаете внимание именно на него, не создаете впечатление, что это ваш труд. Помимо указанной разницы между цитированием и частичном копировании чужих объектов авторского права, закон еще ограничивает цели цитирования и указывает, что цитирование должно быть разумным, не должно переходить из категории цитирования в категорию копирования и незаконного использования чужого объекта авторского права (пусть и в части) – «в объеме, оправданном целью цитирования».

Так, Верховный суд указал цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, допустимо в указанных в Законе целях (научных, критических, информационных целях и в обзорах печати), только из обнародованных произведений и в объеме, оправданном целью цитирования» (Определение ВС РФ N78-Г03-77 от 05.12.2003).

Поэтому если вы «надергаете» много отрывков из чужих произведений и из них сделаете свое, пусть даже будете увязывать эти отрывки своим текстом и укажите авторов отрывков и источники заимствования, вы все равно нарушите авторские права всех авторов, отрывки произведений которых вы использовали, если только это не подпадет под разрешенные способы использования (например, вы создаете обзор прессы).

Использование отрывков чужих произведений в собственной презентации или для публичной демонстрации – это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав.

3. Использование чужих объектов авторского права в некоммерческих и/или демонстрационных целях

Для квалификации ваших действий в качестве нарушающих авторское право не имеет значение, в коммерческих или некоммерческих целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права, не имеет значение при распространении, публичном показе, размещении в Интернете или ином использовании, брали ли вы деньги, получали ли реальную выгоду. Если само действие нарушает авторские права, то вы можете быть привлечены автором (правообладателем) к ответственности за нарушение авторских прав и должны будете выплачивать компенсацию за незаконное использование чужих объектов авторского права.

Наличие или отсутствие на вашей стороне выгоды (прибыли) от использования чужих произведений без разрешения повлияет, однако, на размер выплачиваемой компенсации или иной назначаемой Вам санкции (например, при привлечении вас к уголовной ответственности за нарушение авторских прав, которое повлекло для авторов значительные убытки).

Понятия демонстрационных (ознакомительных) целей в законе не существует. Никаких «первые десять секунд бесплатно» в авторском российском праве нет. Поэтому использование чужих объектов авторского права с предупреждением «для ознакомления» , «в демонстрационных целях», «качаете для ознакомления, а потом обязуетесь удалить» и т.п. вас не спасет от ответственности за нарушение авторских прав.

4. Наложение текста, графики на чужие объекты авторских прав, переработка

Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. Такие действия посягают на целостность произведения и нарушают право автора на неприкосновенность произведения (ст.ст. 1255, 1266 ГК) и могут порочить деловую репутацию автора; а в ряде случаев таким образом вы можете нарушить и имущественное право автора на переработку – за это уже прямо предусмотрена имущественная ответственность (от 10.000 до 5.000.000 рублей).

Монтаж чужого видео и иная переработка чужих произведений нарушает имущественное право автора, а в ряде случаев и рассмотренное выше неимущественное право. Поэтому такие действия не только не позволят вам распространять и иным образом использовать переработанный вами объект авторского права, но и усугубит ваше положение, т.к. использование переработанного объекта авторского права влечет более серьезную ответственность.

Убрать звук, ухудшить качество – это все нарушает целостность произведения, что также влечет ответственность и усугубляет Ваше положение.

5. Покупка лицензионных носителей и использование объектов авторского права

Покупка лицензионных носителей объектов авторского права (лицензионных музыкальных и видео дисков, лицензионных дисков с компьютерными программами, иных лицензионных материальных носителей) не дает вам право на использование таких объектов авторского права, кроме как в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять и т.д.

Расхожее заблуждение среди диджеев, например, что, купив виниловую пластинку, они вправе без разрешения и платы перерабатывать произведения, на ней записанные, публично играть музыку в клубах и т.д. Виниловые пластинки, сколько бы они ни стоили, не дают прав на такое использование объектов авторского права, на ней записанных!

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 08.01.2012.

Виды лицензий для защиты авторских прав. Лицензии Creative Commons

Копирайтеры, поэты, писатели, фотографы, музыканты рано или поздно сталкиваются с тем, что приходится отстаивать авторские права на свои произведения. Защитить исключительное право на своё творение или ограничить пределы его использования можно с помощью лицензий. О них рассказывает специалист по правовым вопросам в сети Маргарита Ледовских.

Когда мы говорим о лицензиях для защиты авторских прав, то в большинстве случаев подразумеваем открытые лицензии, которые сейчас распространяются на все произведения. Объясню подробнее, что же это такое.

Виды лицензий

Открытая лицензия — это лицензионный договор (один из видов авторского договора), сущность которого — передать права на использование произведения. Когда мы говорим «открытая лицензия», то подразумеваем «договор», в данном случае эти понятия — синонимы. Только в лицензионном договоре каждая из сторон ставит свою подпись (письменная форма заключения). А открытая лицензия — это упрощенная форма лицензионного договора, и фактически письменной формы не имеет. Можно сказать, что открытая лицензия — это лицензионный договор, который представляет собой договор присоединения.

Согласно договору присоединения, человек присоединяется к тем условиям, которые где-то опубликованы, где-то находятся. В этом случае нет варианта обсудить содержание этого договора: человек либо присоединяется к договору, либо — при непринятии его условий — нет.

Существует ещё деление на простые (неисключительные) лицензии и на исключительные.

По простой лицензии исключительные права одновременно могут передаваться сразу нескольким лицам, и в то же время правообладатель — первоначальный автор — тоже может использовать эти исключительные права.

По исключительной лицензии только правообладатель может использовать произведение.

Как не нарушить чьи-то права

Условия, перечисленные в открытой лицензии, должны быть доступны неопределённому и неограниченному кругу лиц. Например, если мы говорим об интернете, то публикации на сайте такого договора вполне достаточно для того, чтобы мы сказали, что это требование закона соблюдено. Перечень условий открытой лицензии необходимо разместить на сайте таким образом, чтобы с ним можно было легко ознакомиться перед началом использования соответствующего произведения.

То есть у сайта должна быть такая структура, что, если пользователь захотел скопировать что-то, то появляется, например, всплывающее окно с примерным текстом: «У нас есть такая-то открытая лицензия, пожалуйста, ознакомьтесь и примите её условия перед копированием материала». Если вы расположите текст условий где-то в самых дальних уголках сайта, которые можно найти только через функцию «Поиск», то, скорее всего, лицензию будут нарушать «по незнанию».

Содержание открытой лицензии

В лицензии должны быть следующие разделы.

Условия о возмездном или безвозмездном характере договора

По общему правилу, даже если вы не обговорите этот момент, открытая лицензия предполагает безвозмездный характер использования. Это одно из основных отличий от лицензионного договора, потому что в нём все наоборот: если вы забудете оговорить условия о вознаграждении, то договор будет считаться возмездным. Для открытой лицензии общее правило – безвозмездный характер, платить ничего не надо.

Это интересно:  Чистый знак рф

Однако если вы хотите, чтобы исключительные права на произведение использовались за какой-то гонорар, необходимо это прямо предусмотреть в договоре.

Указание территории, на которой действует открытая лицензия

И снова по общему правилу, если вы ничего не предусмотрите в самом тексте договора, будет предполагаться, что открытая лицензия действует на территории всех стран мира. И для интернета это вполне адекватная территория, поскольку любой сайт могут посетить пользователи из любой точки мира. Но если вы хотите предусмотреть иную территорию, то это обязательно надо обозначить внутри договора отдельным пунктом.

Срок использования

Это важный момент, потому что в зависимости от срока предполагаются пределы использования. Если срок ограничен, то по истечении этого срока уже нельзя будет использовать исключительные права на произведение.

Вариантов несколько:

  1. Чётко прописать срок использования.
  2. Если про сроки использования ничего сказано, то автоматически будут действовать следующие сроки:
  • для программ ЭВМ и компьютерных программ — весь срок действия исключительного права, а именно время жизни автора плюс 70 лет после его смерти;
  • для всех других произведений — 5 лет.

Поэтому будьте внимательны, смотрите в открытой лицензии, какие сроки предусмотрены для использования исключительного права.

Среди условий открытой лицензии необходимо чётко прописать, каким образом можно использовать произведение. Например, если в договоре предусмотрено, что статью можно использовать на других сайтах, то, значит, её можно использовать только таким образом и никаким иным: нельзя публиковать в газете, нельзя использовать в сборнике статей и так далее. Необходимо внимательно читать, какие предусмотрены условия использования произведения, и использовать его только указанным образом.

Ещё раз поясню: открытая лицензия не предполагает, что если нет запрета, то можно использовать произведение как угодно. Нет. Открытая лицензия — это возможность использования только в тех пределах, которые в ней предусмотрены. В том числе можно использовать произведение для создания нового произведения, нового результата интеллектуального труда. Опять же только если это предусмотрено прямо в договоре.

Лицензия Creative Commons

В последнее время эта лицензия стала довольно популярна, но не все о ней слышали, поэтому будет уместно рассказать подробнее.

Лицензии Creative Commons созданы некоммерческой организацией Creative Commons. Эта организация аккумулирует возможности, чтобы при размещении произведений в интернете авторы выбирали, когда и на каких условиях они передают права на них. Размещая произведение на условиях лицензии Creative Commons, автор разрешает использовать свой контент всем желающим на определённых условиях. Например видеоролики в YouТube, которые помечены лицензией Creative Commons CC BY, можно использовать для создания собственных произведений в видеоредакторе YouТube, в том числе в коммерческих целях.

Лицензия Creative Commons распространяется не только на видеоролики. Она применима и к музыке, и к фотографии, и к любому другому произведению. Поэтому если вы захотите найти те произведения, которые в интернете авторы разрешают свободно использовать, то можете в поисковой строке Google или Яндекса ввести на английском, например, «foto Creative Commons».

Непосредственно на сайте creativecommons.ru вы сами можете на свои произведения получить эту лицензию, причём там есть возможность выбора условий. Например можно запретить использовать свой контент в коммерческих целях. Или запретить как-то изменять ваше произведение и т. д. После выбора условий лицензии программа генерирует код, который вы можете разместить на своем сайте.

Использование лицензии Creative Commons в России

Но с точки зрения российского законодательства я бы не назвала это открытой лицензией. Судебной практики по спорам относительно использования произведений по этой лицензии я не встречала в России, чтобы сказать, как дела обстоят в на самом деле. Хотя, конечно, если на сайте будет размещена такого рода лицензия, скорее всего претензий к вам не предъявят: раз владелец сайта это сделал, значит не возражает против использования произведений. Но юридически, для того чтобы открытая лицензия действовала, на сайте должен быть помещен текст лицензионного договора с указанными мною ранее условиями, к которому каждый может присоединиться.

Как защитить свой контент от копирования

Для защиты авторского права нужен целый комплекс мер, не только юридических, но и технических. Начать можно с постановки знака копирайта, предупредить о судебном преследовании за нарушение авторских прав, отслеживать реальные нарушения и принимать меры по ним. Можно также решить вопрос о регистрации авторского права на сайт или нотариально заверить контент сайта. В случае конфликта это поможет снять вопрос об авторстве.

Если вы хотите защитить название сайта, то здесь надо полагаться не только на защиту со стороны авторского права, но также подумать о регистрации товарного знака или регистрации сайта в качестве СМИ.

Если кто-то нарушил вашу открытую лицензию

Поскольку мы с вами оговорили, что открытая лицензия — это не использование произведения по своему личному желанию, а использование его в определенных пределах, то возможна и ответственность, если кто-то выйдет за эти пределы в отношении ваших произведений.

Если кто-то начинает использовать произведение произвольно (например, использовать способами, не предусмотренными в открытой лицензии), то правообладатель имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор.

И, конечно же, никто не отменял меры, которые предусмотрены статьей 1252 Гражданского Кодекса для всех нарушений. Основной мерой будет пресечение действий, например удаление какого-то произведения из интернета. Это касается любых нарушений. Соответственно, одним из видов нарушений будет выход за те условия, которые предусмотрены в открытой лицензии. Это тоже может преследоваться в соответствии с законодательством.

Если вы случайно нарушили чьи-то права

Во-первых, нужно объективно оценить, действительно ли имело место нарушение. Возможно, это надо сделать с помощью юриста, если своих правовых знаний не хватает. Ведь ваш случай может подпадать под основания для свободного использования произведения, или вы являетесь соавтором и имеете все права на использование произведений, или есть что-то ещё, что может обосновать, что закон на вашей стороне.

Во-вторых, если вы всё-таки получили претензию, то отнеситесь к ней серьёзно. Даже если вы правы, я рекомендую ответить на претензию хотя бы кратко, представив свои доводы. Если вы неправы, то стоит вступить в переговоры. Я бы также рекомендовала сразу же удалить спорное произведение из Интернета. Если в претензии требуют денежную компенсацию, то стоит этот вопрос обсуждать. Обычно в претензиях финансовые требования завышены именно с учётом того, что другая сторона попросит сумму уменьшить. Если вы заинтересованы в произведении, то можно договориться о заключении лицензионного договора, после чего вы сможете использовать его уже легально.

Как получить разрешение на авторские права

Создание нового творения – кропотливый труд, независимо от того, фотографическое оно, литературное или аудиовизуальное. Огромное количество сил и стараний тратит автор, рождая новое произведение. Но вслед за радостным завершением очередного объекта наступает довольно проблематичный период защиты права авторства. Куда обратиться? Какие документы предоставить? Сколько платить? На эти и прочие вопросы вы найдете ответы в нашей статье.

1 Прежде всего стоит понять, что конкретного перечня объектов, подлежащих охране авторским правом, нет и быть не может. К числу таковых можно отнести следующие творения: художественные и литературные произведения, фотографии, драматические и аудиовизуальные документы, компьютерные программы, базы данных и т.д.

2 В противовес этому имеется другой список, включающий в себя объекты, которые не подлежат охране: сообщения о событиях и новостях по типу пресс-информации, законы, постановления, фольклор, денежные знаки, государственные награды, символы, базы данных, не обладающие критериями оригинальности (расписание телепередач, движения общественных транспортных средств и т.д.).

3 Для оповещения о своем авторстве создатель может использовать стандартный знак охраны авторского права. Обычно он выглядит следующим образом: буква С, обведенная кругом, имя владельца авторского права и дата первой публикации. Если же творение создано под псевдонимом или анонимно, на право автора может претендовать издатель.

4 Если же автор не намерен ближайшее время обнародовать свое творение, он может воспользоваться правом регистрации авторства. Такая операция осуществляется Государственной службой интеллектуальной собственности. Для регистрации необходимо подать следующие документы: экземпляр произведения, заявление по форме, документ подтверждающий факт и точную дату обнародования (при наличии), подтверждение перехода по наследству (при подаче заявки наследником), доверенность (если заявку подает доверенное лицо), квитанции об оплате сбора, пошлины и т.д.

5 Если регистрируется право авторства на компьютерную программу, необходимо также предоставить установку об использовании. Аналогичное правило касается регистрации базы данных. В случаях с архитектурными творениями или объектами садово-паркового искусства обязательно должна быть приложена аннотация с названием местонахождением и описанием характеристик.

6 Если объект подается с целью регистрации авторского права, он непременно должен соответствовать основным критериям. Так, музыкальное произведение должно быть в виде нотной схемы или записи на аудио носителе, литературное – в печатном или электронном виде, изделие изобразительного искусства в виде фото от 9х12 слайдов.

7 Как правило, решение принимается в течение месяца после подачи всех необходимых документов. Обратите внимание, служба интеллектуальной собственности не проводит проверку факта возникновения или какую-либо экспертизу. Если пакет бумаг оформлен верно, вы скорей всего получите свидетельство. Более того, оплата сбора, подготовки и т.д. достаточно незначительна, доступна практически каждому человеку, желающему зарегистрировать авторство.

Это интересно:  Детские мультики без авторских прав

Вовремя полученное право авторства позволит вам не только быть единоправным владельцем личного творения, но и уберечь его от умышленного использования посторонних людей без вашего на то разрешения. К тому же процедура оформления довольно легкая и примитивная.

Требуется ли разрешение правообладателя при экспорте

В январе 2016 года поступило сразу много запросов относительно необходимости получать разрешение правообладателя при отправке на экспорт из России товаров с товарным знаком этих самых правообладателей.

С учетом того, что экспорт из России становится многим интересен, а главное интересен не только правообладателям, но и посредникам, постараемся разъяснить ситуацию.

Для начала необходимо запомнить термин «ИСЧЕРПАНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК»

В пункте 16 Приложения №26 к Договору о Евразийском экономическом союзе, закреплен принцип исчерпания права на товарный знак в ЕАЭС, который заключается в том, что на территориях государств-членов применяется принцип исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза, в соответствии с которым не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза использование этого товарного знака, товарного знака Союза в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории ЛЮБОГО из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.

В статье 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации аналогичные нормы, согласно которым не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.

Таким образом, Вы имеете права вывозить (экспортировать – помещать под таможенную процедуру экспорта) товары которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории ЛЮБОГО из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия.

Естественно, желательно обзавестись ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ того, что товары был ПРАВОМЕРНО введен в оборот.

Если не доказать, что товар был введен в оборот правомерно, то есть риск быть привлеченным к ответственности по статье 14.10 КоАП России, а также получить имущественный иск от правообладателя.

Если речь идет например о товаре произведенном за пределом ЕАЭС, желательно получить от продавца декларацию на товары, по которой товар ввозился.

Если товар изготовлен на территории ЕАЭС, и вы его приобретаете не у правообладателя, то желательно запросить у продавца документы по которым он приобретал данный товар у правообладателя.

Кроме того, можно обратиться непосредственно к правообладателю с запросом о том, правомерно ли по его мнению товар был введен в оборот.

Правообладатель указан в свидетельстве о регистрации товарного знака.

Номер свидетельства можно увидеть в ТРОИС и затем найти это свидетельство на сайте ФИПС.

Можно найти правообладателя в поисковой системе ФИПС (платная база).

Можно теоретически найти в базе ROMARIN

ВНИМАНИЕ . Если товарный знак не включен в ТРОИС, это совершенно не значит, что у товара нет правообладателя или, что таможня не имеет права приостановить выпуск товара.

Для товаров включенных в ТРОИС таможня ОБЯЗАНА проводить проверочные мероприятия и приостанавливать выпуск товара на срок до 10 дней. Для товаров не включенных в ТРОИС таможня, но по которым зарегистрированы права на товарный знак (выдано свидетельство), таможня ИМЕЕТ право проводить проверочные мероприятия и приостанавливать выпуск на срок до 7 дней.

Подробнее об алгоритме действий таможни можно прочитать в статье

В том случае, если вы удостоверились в том, что товар правомерно введен в оборот, не стоит забывать, что понятие использования товарного знака достаточно широкое.

Согласно статье 1484 ГК РФ, Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети “Интернет”, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Соответственно, если с целью продажи товара, вы начнете использовать чужой товарный знак размещая фотографии товара с этим знаком в сети интернет, в документации, на интернет сайтах, то вполне можете быть признаны НАРУШИТЕЛЕМ права на товарный знак и правообладатель может обратиться к вам с иском.

Поэтому, если Вы все же решите отправить на экспорт товар правомерно введенный в оборот правообладателем, старайтесь не использовать в документации, рекламе, объявлениях и в сети интернет чужой товарный знак, даже путем публикации фотографий на которых изображен товар с нанесенным на него товарным знаком.

Продавайте просто конфеты, просто машины или просто подсолнечное масло.

Если возникли вопросы, пишите или звоните, наши контакты вверху справа.

Редкий бизнес может обойтись без рекламы. Ведь именно с помощью неё о товаре или услуге узнают новые люди, растёт количество клиентов. Обычно для того чтобы продукт лучше запоминался в рекламе используют аудио и визуальные образы, вызывающие у аудитории ассоциации с брендом. Нередко используемые элементы защищены авторским правом. В данной статье мы расскажем, как использовать чужую интеллектуальную собственность на благо собственного бизнеса, не нарушив при этом закон.

Законодательная база

Использование объектов интеллектуального права регулируются Гражданским кодексом, ФЗ No38-ФЗ «О рекламе». Прежде, чем использовать объекты, находящиеся под защитой авторского права, в своих целях, необходимо изучить законодательство. В противном случае может потребоваться адвокат для защиты интересов в суде.

Перед использованием объекта интеллектуального права нужно получить на это разрешение правообладателя, оформив письменный договор.

Как составить договор

Существует специальная форма, утверждённая законом. Для правильного составления договора может потребоваться юрист по гражданским делам. В документе должна быть указана сумма вознаграждения — без этой информации бумага считается недействительной. Если по договору не происходит отчуждения прав, то регистрировать документ в специальном реестре не требуется.

В соответствии со ст. 1236 ГК, выделяется 2 формы лицензированных договоров:

  • Неисключительная. Автор вправе давать разрешение на использование кому-либо ещё, даже если срок предыдущего договора не истёк.
  • Исключительная форма. Такой договор запрещает передачу прав другим лицам до истечения его срока. Если срок в бумаге не указан, то он утрачивает силу через 5 лет.

Исключения из правил

Не всегда для того, чтобы использовать чужое произведение, необходимо получить разрешение автора. Если оно признано достоянием народа и находится в массовом доступе, то получать разрешение не нужно — достаточно указать автора при размещении.

Это исключение особенно актуально для интернета. Если на сайте используются чужие тексты, фото и пр., необходимо указать автора и источник.

Данное исключение регламентировано ст. 1276 ГК. Однако прежде чем воспользоваться им, нужно уточнить соответствие объекта условиям свободного использования.

Ответственность

При использовании объектов интеллектуального права следует помнить, что нарушение закона может повлечь за собой негативные последствия. Причём даже если за создание рекламы отвечала сторонняя организация (рекламное агентство), претензии от автора будут предъявлены и заказчику. В таком случае возможно несколько вариантов развития событий:

  • отвечать будет только заказчик;
  • виновным будут признаны и заказчик, и исполнитель;
  • ответственность ляжет на третью сторону (того, на чьём ресурсе была размещена реклама с нарушениями).

Таким образом, даже если реклама, созданная с нарушениями авторского права, была изготовлена сторонней фирмой, претензии от правообладателя поступят в первую очередь на имя заказчика. Если в рекламе использованы объекты интеллектуального права, то это должно быть отражено в сопроводительной документации.

Как закрепить право на созданную рекламу

Кроме того, следует помнить, что и сама реклама может стать объектом авторских прав. Но кому эти права принадлежат: дизайнеру или заказчику? Чтобы в будущем не возникло никаких проблем при использовании рекламы, созданной дизайнером (работающим в агентстве или на фрилансе), необходимо письменно закрепить переход прав на использование. Договор должен быть составлен грамотным юристом по гражданскому праву в соответствии с нормами законодательства, и подписан обеими сторонами. Этот документ защитит от возможных претензий со стороны дизайнера, а также позволит избежать копирования или присваивания идеи третьими лицами. Согласно ст. 1259 ГК России, рекламный образ (видео и аудио реклама, изображения, уникальное название, элементы фирменного стиля и т.п.), созданный для привлечения внимания и сохранения интереса к товару, охраняется законом.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector