Авторское право на дизайн проект

Авторское право дизайнера возникает сразу после создания проекта или иного результата творческого труда. Для подтверждения прав не нужно проходить процедуру регистрации, а ГК РФ и международные акты предусматривают несколько эффективных способов доказывания и подтверждения авторства. Разберем, как происходит подтверждение, использование и распоряжение правами автора в сфере дизайна.

Авторское право в дизайне

Дизайн представляет собой результат творческого труда и может выражаться в следующих формах:

  • проекты в сфере архитектуры, перепланировки и переустройства помещений;
  • дизайнерские работы в сфере программного обеспечения;
  • разработка малых архитектурных форм, элементов фасов, дверных и оконных проемов зданий, наружной и внутренней рекламы, фирменного стиля компании;
  • подготовка графических решений для оформления книг, литературных сборников и иных печатных изданий.

Дизайнерское творчество заключается в выполнении работ с графикой, в том числе с использованием цифровых носителей, программного обеспечения, фотографирования и т.д. Поэтому авторское право может возникать не только на единый проект, но и на его отдельные фрагменты, особенно если в творческом процессе принимали участие иные лица.

В сфере дизайна и графики распространены договоры авторского заказа. В отличие от литературных произведений, параметры дизайнерского проекта можно точно указать еще до начала работы. Заказчик приобретет права на дизайнерскую работу сразу после подписания передаточного акта и выплаты оговоренного вознаграждения.

Как можно подтвердить права на дизайнерский проект или иной аналогичный результат творческой деятельности? Ввиду отсутствия требований о регистрации, можно использовать следующие способы доказывания:

  • прохождение добровольных процедур регистрации в профессиональных сообществах, СРО, авторских агентствах;
  • удостоверение итогового проекта через нотариат;
  • официальная публикация дизайнерского проекта на профильных выставках, конкурсах;
  • размещение проекта в сети интернет с установлением средств защиты (водяные знаки и т.д.).

При нарушении имущественных или неимущественных прав со стороны иных лиц, дизайнер сможет представить указанные доказательства авторства в судебный процесс.

Что входит в режим авторских прав

Разработав уникальный проект, дизайнер может использовать его для собственных нужд. Однако, ввиду специфики дизайнерской работы, оптимальным вариантов является продажа или передача прав другим лицам. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • продать права на проект или иную графическую работу можно по договору уступки – в этом случае дизайнер вправе получить вознаграждение, а его личные права останутся неизменными (например, право считаться автором проекта);
  • передать права на временной основе можно по лицензионному соглашению – такая форма сделок оптимальная, если дизайнер разработал универсальный проект, которым можно воспользоваться на объектах массовой застройки или иным аналогичным способом;
  • дизайнер вправе разместить свои работы в открытый доступ для всеобщего пользования – объекты авторского права не обязательно носят коммерческий характер, а безвозмездное распространение работы можно использовать в рекламных целях.

Нарушение прав может заключаться в использовании проекта или иных графических материалов без разрешения дизайнера, присвоении авторства. При выявлении таких фактов можно использовать стандартные меры защиты – предъявление письменных требований, возмещение убытков или взыскание компенсации через суд. Если нарушение произошло в рамках лицензионного соглашения, дизайнер сможет расторгнуть сделку и взыскать убытки.

Авторское право на дизайн-проект

Работа над дизайном — творческая деятельность и в соответствии с ГК РФ является объектом авторских прав вне зависимости от этапа его реализации. Что же происходит с правами дизайнера после выполнения заказа? Может ли он разместить чертежи и фото в своем портфолио?

Ситуацию можно рассматривать с учетом ст.7 закона «Об авторских и смежных правах» – объекты архитектуры, скульптуры, дизайна представляют собой объекты авторского права. Так что при публикации дизайна в СМИ выложенные материалы отмечаются «с» в круге, т.е. значком «копирайт», указывается фамилия создателя и год. Это позволит доказать свое право на проект при необходимости, к примеру, если кто-то укажет данные материалы в своем портфолио. Сразу стоит уточнить – все это актуально, если проект не продан.

Если работа была выполнена под заказ и оплачена согласно договоренности, то ситуация регулируется ст. 33 «Авторский договор заказа». Авторское право переходит к оплатившему работу заказчику, а разработчик не может без разрешения владельца дизайнерского проекта размещать в своем портфолио или как-то иначе использовать материалы в публикациях в СМИ. Конституция РФ охраняет неприкосновенность частной жизни и жилища каждого субъекта, так что без его согласия опубликовать информацию о подробностях обстановки или прочих нюансах дизайна запрещено.

Уточнения в соглашении

Соответствующее согласие на публикацию материалов и дизайна можно вписать отдельным пунктом в договор о разработке дизайн-проекта. Но на такое чаще соглашаются публичные люди – артисты, работники телевидения и прочие медийные персоны. Фото интерьера квартиры или дома такой персоны — значимый элемент PR. В таких случаях в соглашение можно включить соответствующие строки. При этом позже заказчик может отказаться от разрешения публиковать финальные фотографии. Тогда разработчик может использовать чертежи и прочие промежуточные результаты проекта для ознакомления потенциальных заказчиков со своими возможностями. Но передавать третьим лицам или размещать в своем портфолио эти материалы все равно незаконно — помимо проблем с законом дизайнер может потерять репутацию.

Интеллектуальная собственность фирмы

Если дизайнер в соответствии со своими служебными обязанностями работает в бюро, то авторские права на разработанный дизайн-проект принадлежат разработчику, правда, разместить работу в своем портфолио нельзя. Все права принадлежат работодателю по договору, в котором определяется величина авторского вознаграждения. При размещении элементов дизайн-проекта необходимо указывать его владельца, то есть работодателя. Такие отношения сторон обусловлены ст. 14 «Закона об авторских и смежных правах».

Это интересно:  Срок охраны авторских прав в рф составляет

Плагиат

Плагиат – это нарушение авторского права, которое подразумевает использование чужого произведения, изобретения или рацпредложения под своим именем. Делать плагиат, а именно так будет квалифицироваться копирование чужого дизайна, незаконно, правда, реальных случаев вынесения судебных решений нет. Сложности возникают при сборе доказательной базы, тем более что даже незначительные изменения проекта не позволяют назвать его плагиатом.

Нередко дизайнер, выполняя пожелания заказчика, становится плагиатором. Так что в таких случаях задача дизайнера состоит в следующем: он должен не точно скопировать проект с журнала, а преобразовать его, реализуя собственный замысел. Точное повторение и незаконно, и неэтично.

Стоит учитывать такие нюансы как распространенные цветовые сочетания или правила построения композиции. При создании дизайн-проекта для ряда типовых квартир дизайнеры будут неизбежно генерировать похожие элементы. Как вариант, интересные идеи коллег могут стать основой для собственного уникального проекта дизайнера. Эти случаи также выходят за рамки плагиата. Если дизайнер обладает фантазией и вдохновением, то его работа не станет повторением чужих идей – это и является основной чертой настоящего профессионала.

Как защитить авторское право

  • Задокументировать точную дату/период создания дизайн-проекта – в качестве доказательства подойдут нотариально заверенные эскизы дизайна с информацией о разработчике и его подписью.
  • Если автор создал дизайн по служебному заданию, а работа оплачена по трудовому договору, то согласно ст. 95 ГК РФ разработанный дизайн-проект является интеллектуальной собственностью работодателя.
  • Как вариант, достаточным подтверждением даты создания проекта является долговечный носитель, отправленный по любому адресу по почте. Почтовый штамп на запечатанном конверте содержит дату, которая и будет подтверждать период создания интеллектуальной собственности. Легитимным доказательством будет и электронная почта.
  • Регистрация авторского права осуществляется с помощью онлайн-регистрации. Также можно оформить патент – такой документ позволяет защитить интеллектуальную собственность.
  • Доступным вариантом подтверждения даты создания интеллектуальной собственности является фотосессия – полученные кадры должны быть созданными и храниться в RAW-формате. При настройке параметров снимков необходимо указать личные данные, дату – это поможет подтвердить авторство.
  • Выкладывать в СМИ документы необходимо только с водяными знаками/ подписями – это позволит доказать авторство без проблем.
  • Разработчик должен иметь в наличии все исходники от эскизов до итоговых документов. Отсутствие промежуточных материалов существенно усложняет доказательство авторства.
  • Важным фактором являются свидетели, которые на судебном разбирательстве подтвердят, что видели, как автор выполнял проект.

Если интеллектуальная собственность была украдена, и злоумышленник опубликовал составляющие проекта в СМИ, указав свои данные, то начать нужно с просьбы убрать из портфолио данный дизайн. В случае отказа выполнить обоснованное требование можно обращаться в суд. Но перед этим стоит оценивать возможную сумму возмещения в случае подтверждения факта плагиата – иск в Арбитражный суд необходимо подавать на имя владельца сайта.

Можно ограничиться санкциями на портал – за этим стоит обращаться в поисковые системы, предоставляя им доказательства авторских прав на проект или изображение. В этом случае вероятность исчезновения украденного дизайна из сети гораздо выше.

Копирайт на произведения дизайна и архитектуры

Дизайнер или архитектор, создавая проект, макет, концепцию или иное решение по организации пространства, рассчитывает на то, что именно его имя будет горделиво значиться на экземпляре произведения, и никто другой не сможет самовольно заимствовать результаты его творчества и паразитировать на таланте автора. Авторское право (копирайт) как раз и призвано защищать автора от недобросовестных посягательств на его работы, наделяя его временной монополией на использование созданных им произведений.

Надо сказать, что действие копирайта распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, независимо от их оригинальности или общественной, культурной значимости. При этом авторское право защищает только те произведения, которые, во-первых, созданы непосредственно человеком, а, скажем, не автоматическими действиями компьютерной программы; во-вторых, обладают творческим характером (который предполагается, если не доказано иное); в-третьих, выражены в объективной форме (идеи, методы, концепции, как таковые, не подлежат охране).

В области дизайна и архитектуры к объектам, охраняемым авторским правом, в частности, относятся: здания, сооружения, интерьер, архитектурные проекты, чертежи, изображения, макеты (2D, 3D).

При этом если речь идет о такой форме выражения, как проектная документация на строительство, то авторское право защищает не все ее содержимое, а то, что находит свое выражение в разделе «Архитектурные решения», в котором закрепляется авторский замысел в отношении внешнего и внутреннего облика архитектурного объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации. Любые технические характеристики объекта в силу отсутствия творческого характера не подлежат защите авторским правом.

Важно понимать, что одно и то же произведение может найти свое выражение в разных формах, например: в форме макета, проекта или уже реализованного здания. Другими словами, произведение, а, следовательно, и объект правовой охраны, может быть один, а его воплощений — несколько.

Из этого следует, что возникновение и переход авторских прав не зависит от передачи материального носителя, в котором произведение авторского права выражено. Например, передача дизайн-проекта на электронном носителе не влечет за собой автоматического перехода авторских прав.

Разрешение вопроса о принадлежности авторских прав напрямую связано с возможностью законного использования произведения, в том числе путем его копирования, переработки, реализации в форме строительства, публикации, распространения среди третьих лиц. Без явно выраженного согласия обладателя авторских прав такое использование считается незаконным. При этом вопреки расхожим домыслам отсутствие запрета не считается согласием.

Это интересно:  Момент отчуждения исключительного права

В связи с тем, что вопрос принадлежности авторских прав имеет такое большое значение, необходимо иметь базовое представление о том, что авторские права подразделяются на две категории: исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права.

Исключительное право – это отчуждаемое право, которое позволяет использовать произведение (копировать его, демонстрировать, перерабатывать, использовать при разработке документации для строительства, осуществлять практическую реализацию архитектурного проекта). Использование произведения без согласия правообладателя является нарушением его исключительного права и позволяет последнему требовать выплаты компенсации (в том числе в двойной стоимости произведения), запрета использования произведения или, например, возмещения убытков. Срок действия исключительного права равен сроку жизни автора и 70 лет после его смерти. После истечения этого срока произведение могут использовать все желающие без каких-либо ограничений.

Обладатель исключительного права может распорядиться им, заключив с кем-нибудь лицензионный договор (предоставление третьему лицу на время возможности использовать произведение определенными в договоре способами) либо договор отчуждения права (по аналогии с «куплей-продажей»).

Особенно важно помнить об авторских правах в тех случаях, когда произведение создается по заказу третьего лица (договор авторского заказа, договор подряда на разработку проектной документации и т. п.).

При заключении договора между разработчиком и заказчиком крайне важно непосредственно в тексте договора определить судьбу авторских прав на создаваемый проект. Если права будут предоставляться по лицензии, то следует предусмотреть в договоре срок использования, способы и территорию использования прав, вознаграждение. Если права будут отчуждаться полностью, то важно определить, с какого момента такое право считается перешедшим (момент передачи документации, оплаты работ), может ли тот, кто передал права на проект, использовать его в дальнейшем для собственных нужд (к примеру, в рекламе или портфолио).

В случае если в договоре стороны не решили вопрос с судьбой авторских прав, то необходимо руководствоваться положениями закона, которые устанавливают общие правила перехода авторских прав (часть 4 Гражданского Кодекса РФ).

Так, например, в отношении договора подряда на создание конкретного проекта (исполнителем является компания) общим правилом будет то, что исключительное право переходит заказчику. При этом важно иметь в виду, что если ваш договор был заключен до октября 2014 года, то действовало обратное правило.

При этом если вы заключили договор авторского заказа (исполнителем и стороной договора всегда является конкретное физическое лицо), то по общему правилу исключительное право сохраняется за исполнителем, а заказчик получает лишь право использовать произведение в тех целях, ради которых заключался договор.

Эти же рекомендации могут применяться и для случаев создания произведений субподрядчиками.

Помимо исключительного права, существуют также и личные неимущественные права авторов, то есть тех дизайнеров и архитекторов, чьим непосредственным творческим трудом создавались произведения. Такие права, в отличие от исключительного права, нельзя передать по договору, и отказ от них не имеет правовой силы. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от внесения незначительных изменений), право авторского контроля и надзора.

Например, неуказание или исключение имени автора с экземпляра произведения без его согласия является нарушением его личных неимущественных прав и влечет ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Чтобы избежать проблем с авторами произведений рекомендуется заручиться их письменных согласием на удаление их имени с экземпляров или внесения изменений в произведение. Личные неимущественные права автора в отличие от исключительного права действуют бессрочно.

Очень часто на практике у заказчиков при реализации созданных дизайн-проектов или архитектурных концепций может возникнуть желание переработать проект, например, удешевив отделочные материалы, сократив объем декоративных элементов, тем самым изменив первоначальный авторский замысел создателя. При этом далеко не каждый дизайнер или архитектор готов пойти на такие изменения в силу того, что изменения не всегда соответствуют эстетическим представлениям автора проекта и могут сказаться на его деловой репутации. Именно в случае столкновения интересов заказчика и исполнителя в этой сфере возникает риск нарушения авторских прав. Поэтому так важно еще при заключении договора грамотно прописать все условия относительно того кто, как и в каком объеме имеет право использовать созданное произведение и кто в итоге является правообладателем исключительного права.

Напоследок, отметим, что еще одним крайне важным моментом является урегулирование отношений с работниками дизайнерских компаний, архитектурных бюро и т. п. Дело в том, что одно наличие трудового договора с работником еще не означает, что все результаты его труда вместе с авторскими правами на них автоматически принадлежат работодателю. Более того не играет решающей роли и тот факт, что работник создавал что-то на своем рабочем месте, в рабочее время или за счет ресурсов работодателя.

Прежде всего, необходимо удостовериться, что трудовая функция работника определена в трудовом договоре, и в нее входит создание соответствующих произведений. Кроме того, важно определить размер вознаграждения работника именно за создание объектов авторского права. Можно прямо установить, что сумма такого вознаграждения входит в заработную плату работника, либо, скажем, определить ее в твердой сумме или проценте от итоговой стоимости произведения.

Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»

Защита дизайна

Уважаемые авторы дизайнерских произведений!

Ваше творчество делает мир прекрасней.
Защищайте результаты своего труда, свои интеллектуальные права!


Защита дизайна

Понятие дизайна

Понятие дизайна не определено в нормативных документах. Однако из этих документов следует, что дизайн — это решение внешнего вида изделия или художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Отсюда следует, что понятие дизайна распространяется на огромное множество индивидуальных и композиционных объектов, изделий. Однако в большинстве случаев под дизайном понимают какое-либо новое, творческое художественно-конструкторское решение.

Это интересно:  Оплата авторских прав

Способы правовой защиты

Если речь идет о новом, то часто это новое надо защищать. Законом предусмотрены следующие возможности правовой защиты дизайна.

1. Защита в виде промышленного образца

Правовая охрана предоставляется на основании патента. Объем правовой охраны определяется совокупностью существенных признаков.

10000 руб., необходимость платной годовой поддержки патента до 25 лет.
Оформление прав: оформление заявки на патент и ее подача в Роспатент.

2. Защита путем подтверждения авторских прав на двух/трехмерное изображение.

Эта защита основывается на положении авторского права по ст. 1270 п.2. п.п.1 ГК РФ: «использованием произведения считается … воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения …». Другими словами, двумерное изображение защищает трехмерное и наоборот. При этом имеется в виду не только графическое, но и материальное воплощение внешнего вида изделия.

Защита с помощью приведенного положения сравнительно проста, доступна и имеет положительную судебную практику. При этом следует иметь в виду, что в данном случае следует использовать иную, чем в случае промышленного образца, доказательную базу и аргументацию. В основе доказательств нарушения прав здесь лежат подтверждение авторских и исключительных прав, а также обоснование признаков идентичности или производного (переработанного) произведения. Это совсем иной подход и требует использования терминов и нормативных положений авторского права. В большинстве случаев такой подход расширяет возможности защиты. Однако могут возникать вопросы при трактовке практической реализации изображения в дизайн изделия. Например, часто бывает трудно определить идентичность фигур в различных измерения и ракурсах.

Преимущества: простота, низкая трудоемкость и стоимость оформления, расширенная область правовой охраны.
Недостатки: низкая информированность населения, сравнительно невысокая практика применения.
Оформление прав — подтверждение авторских прав путем добровольной регистрации: депонирование и регистрация произведения ,
регистрация произведений малых форм .

3. Защита путем подтверждения авторских прав на дизайнерский проект

Защита на основании положения авторского права по ст. 1270 п.2. п.п.10 ГК РФ: «использованием произведения … считается практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта». Слово проект здесь имеет ключевое значение.

Формальные и содержательные отличия проекта дизайна от изображения внешнего вида изделия заключаются в наличии, по крайней мере, указаний назначения, целей, способов достижения и конечных результатов. Но главное содержательное отличие проекта — это возможность подробной проработки темы проекта: приведение изображений с разных сторон, с разных ракурсов, приведение вариантов и деталей изображений, описание изображений во избежание неправильной трактовки. Такой подход позволит более надежно защитить дизайн изделия с учетом различных вариантов. Для защиты дизайна желательно оформление проекта в соответствии с процессным подходом – постановка задачи, планирование, исполнение, контроль и коррекция. Желательно такой подход совмещать с выполнением задачи по разработке дизайна.

Преимущества: простота и сравнительно низкая трудоемкость и стоимость оформления, расширенная область правовой охраны.
Недостатки: низкая информированность населения, сравнительно невысокая практика применения.
Оформление прав — подтверждение авторских прав путем добровольной регистрации проекта: депонирование и регистрация произведения ,
регистрация произведений малых форм .

Комплексная защита

При осуществлении любой защиты одним из основных вопросов является ее надежность. Все указанные выше способы защиты дизайна достаточно надежны. Однако трудно предвидеть заранее все возможные действия конкурентов, тем более, что эти способы предполагают разные подходы к осуществлению защиты и разные доказательные базы. Поэтому можно рекомендовать комплексный способ защиты, а именно, одновременную защиту нормами патентного и авторского права. Другими словами на произведение дизайна желательно получить патент и одновременно зарегистрировать (подтвердить) авторские права, тем более, что стоимость регистрации, как правило, невысока.

Явочный принцип защиты

По сути, защита дизайна авторским правом основывается на явочном принципе правовой охраны. Поэтому авторы, как правило, не проводят исследование рынка на наличие аналогичных дизайнерских решений. Это может привести к правовым коллизиям. Напротив, в случае защиты патентом на промышленный образец проводится экспертиза на новизну, что дает определенную уверенность в новизне защищаемого дизайна. При этом следует учесть, что полной уверенности не может дать ни одна экспертиза.

Примеры

В качестве примера защиты дизайна авторским правом можно привести, широко комментируемое в Интернете, дело № 18АП-15623/2014, в котором на основании авторских прав, переданных по факту использования работодателю устанавливается факт их нарушения в виде использования изделия с соответствующим дизайном.
Это дело интересно еще и тем, что в ходе рассмотрения СИПом дается определение: «Один результат интеллектуальной деятельности может охраняться одновременно как авторским, так и патентным правом. Выбор способа защиты является прерогативой правообладателя».

Архитектурный, градостроительный и садово-парковый проекты

Всё сказанное выше относительно дизайнерского проекта относится также к архитектурному, градостроительному и садово-парковому проектам. Здесь следует еще раз упомянуть о необходимости защиты вариантов проекта, дабы избежать обхода и искажений авторских и/или проектных решений. В большинстве случаев для надежной защиты интеллектуальных прав таких проектов необходимо проведение экспертизы с участием специалистов по авторскому и патентному праву. Учитывая невысокую стоимость подтверждения авторских прав, во многих случаях имеет смысл осуществлять комплексную защиту дизайна как нормами патентного, так и авторского права.

Более подробно о методах регистрации на нашем сайте смотрите в разделе «Регистрация авторских прав на произведения…»

Статья написана по материалам сайтов: designbd.ru, ardexpert.ru, www.a-priority.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector