Авторские права в интернете кратко

Активное использование сети Интернета в Росси началось с начала 90-х годов. В настоящее время в нашей стране она насчитывает несколько миллионов пользователей.

Основная цель такого явления как Интернет заключается в обмене информацией. Его особенностью является так называемая трансграничность то есть отсутствие каких-либо государственных границ, которые могли бы воспрепятствовать его использованию в любой точке земного шара. Доступ в Интернет обеспечивают так называемые провайдеры, то есть организации, имеющие в собственности специальное оборудование (серверы), позволяющее публиковать информацию в Интернете. Информация размещается на сайтах, имеющих свой адрес и дополнительное доменное имя.

С момента зарождения Интернета возникла проблема правовой охраны произведений, которые активно используются при обмене информацией. Речь идет прежде всего о несанкционированном воспроизведении в Интернете охраняемых авторским правом произведений. В первую очередь незаконно воспроизводятся литературные произведения, однако в последнее время активно используются и музыкальные произведения. Так, развитие техники достигло такого уровня, что пользователь компьютера с записывающим дисководом получает возможность записывать, а также стирать и перезаписывать фонограммы на компьютерные компакт диски с последующим их воспроизведением на любых бытовых устройствах (формат МР3).

Следует отметить, что действующее законодательство оказалось не готово к появлению нового явления. Существующее разнообразие подходов, связанных с решением правовых проблем использования произведений в Интернете сводится к трем основным:

1. Охрана авторских и смежных прав в Интернете нецелесообразна вообще.

2. Охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными правовыми способами невозможна. В связи с этим необходимо создать принципиально новый правовой аппарат для решения проблемы.

3. Охрана авторских и смежных прав в Интернете традиционными способами необходима и возможна путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство

Возникает также вопрос о том, можно ли рассматривать Интернет как средство массовой информации в чистом виде. При этом следует учитывать, что существуют зарегистрированные средства массовой информации, которые функционируют только в электронном виде (например, Vesti. Ru). Для решения указанных проблем в настоящее время разрабатывается проект Закона о развитии Интернета в РФ, а также проект постановления правительства РФ О регистрации сетевых СМИ».

Попытки правового регулирования сети Интернет делались и на международном уровне. Так, в 1996 г. в Женеве под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) были заключены два международных договора:

Договор ВОИС по авторскому праву, касающийся охраны прав авторов литературных и художественных произведений;

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

В обоих договорах говорится о об обеспечении правообладателям возможности контроля за публичным распространением их произведений в Интернете. В них особо подчеркивается, что право на воспроизведение полностью применимо к обмену информацией в цифровом виде, а также говорится о необходимости разработки технических мер, направленных на охрану произведений от незаконного использования в Интернете.

Вместе с тем отдельные исследователи проблемы полагают, что ввиду невозможности контролировать использование произведения в Интернете, решение проблемы лежит в том, чтобы заранее включать авторский гонорар за такое использование в стоимость компьютерного оборудования либо в тарифы за пользование Интернетом *(8)

Отсутствие должного правового регулирования этого вопроса ведет к появлению судебных споров. Так, в Арбитражный суд г. Москвы был подан иск ООО «Промо-Ру» к издательству «Познавательная книга плюс» о нарушении исключительных прав на использование произведений Т. Бокарева, принадлежавших истцу *(9). По утверждению последнего ответчик неправомерно использовал указанные произведения в сборнике «Реклама в Интернет», который он выпустил в свет. Один из самых сложных вопросов заключался в том, что часть созданных Т.Бокаревым произведений существовала только в электронном виде. Другими словами речь шла о том, чтобы доказать существование произведений вообще. Такие доказательства истцом были представлены и суд запретил дальнейшее распространение ответчиком указанного произведения.

Делаются попытки и бороться с неправомерным использованием в Интернете музыкальных произведений. В качестве примера Судебный иск крупнейших студий звукозаписи против компании Напстер, на сайте которой посетители обменивались музыкальными файлами. По решению суда сайт был закрыт

Для того, чтобы активно противодействовать незаконному использованию в Интернете произведений была создана специальная организация — Российское общество по мультимедиа и сетям (РОМС). Целью указанной организации является коллективное управление имущественными правами в сфере Интернета и мультимедийных средствах.

Интернет и право

Широкое распространение сети «Интернет» повлияло практически на все сферы общества, в том числе и на правовую. В статье раскроем основные проявления Интернета в правовой системе России. Эта статья будет носить общий характер, по поводу особенностей авторского права в Интернете см. здесь.

Новые виды правонарушений

Пребывание людей в Интернете обусловило потенциальную возможность нарушения их прав в цифровой среде. Таких нарушений появилось огромное количество, причем за некоторые из них стали привлекать к административной и даже уголовной ответственности (например, за организацию незаконного пиратства).

Если человека оскорбили в Интернете, и он претерпел нравственные страдания, то имеет полное право взыскать компенсацию морального вреда в качестве меры гражданско-правового характера. Вопрос только усложняется процессуальными моментами: выследить нарушителя будет сложно, а по правилам ГПК и АПК нужно в исковом заявлении указывать ФИО и адрес ответчика. В таких случаях можно попробовать обратиться в полицию.

Это интересно:  Для производителя фонограмм смежные права возникают

Защита прав в Интернете

Вместе с новыми правонарушениями появились и специальные способы защиты прав. Особое значение приобрела самозащита: так в качестве доказательств в суды граждане стали предоставлять переписки в социальных сетях, которые они сами зафиксировали с помощью скриншотов. Правда, потом эти скриншоты необходимо заверить у нотариуса, чтобы суд признал доказательство допустимым.

Специальные способы защиты касаются интеллектуального права. Так, в статье 15.7 ФЗ «Об информации» предусмотрена внесудебная мера по прекращению нарушения авторских и смежных прав в сети «Интернет». В силу этой нормы правообладатель может подать на лицо, нарушающее право, заявление, в котором обоснует наличие у него интеллектуальных прав, раскроет, в чем суть правонарушения и потребует удалить контент. Заявление подается владельцу сайта — лицу, которое осуществляет фактическое управление сайтом.

Другое процессуальное решение — это выделение отдельной категории споров по авторским и смежным правам в сети Интернет. Этими вопросами с 2013 года занимается Московский городской суд. Он управомочен по заявлению правообладателя принимать предварительные обеспечительные меры, т. е., например, блокировать сайт, где незаконно размещен контент.

Влияние Интернета на форму совершения юридических действий

Теперь уже не проблема заключать гражданско-правовые договоры на расстоянии. В частности, можно предусмотреть в самом договоре такой способ заключения, как, например, обмен копиями договора, на каждой из которой стороны распишутся. Такая форма соответствует Гражданскому кодексу РФ, а значит, допустима.

Особое значение приобрела электронная подпись. Она используется как аналог обычной подписи. Так, например, при подаче в Мосгорсуд заявления о принятии предварительных обеспечительных мер заявитель должен подписать его с помощью квалифицированной электронной подписи. Ее получение потребует небольших финансовых затрат.

Кроме того, можно подавать заявления в суд через Интернет. Сначала это было доступно только для арбитражных судов, но с недавнего времени можно подавать иски в электронной форме и в суды общей юрисдикции.

Так можно кратко охарактеризовать право в сети Интернет, а точнее те особенности, которые появились с распространением глобальной сети. По тематике интеллектуального права читайте уже упомянутую статью об особенностях защиты интеллектуальных прав в цифровой среде.

Авторские права и их защита в Интернете

Автор: Сергей Абрамян

Никто сегодня не будет спорить с утверждением, что Интернет – это явление. Явление состоявшееся, полезное с одной стороны и вредное с другой. По статистике в одной только России проживает более 40 млн. пользователей Интернета (по данным ФОМ на прошедшую зиму, 28 млн. россиян выходили в Интернет хотя бы раз в полгода – прим. ред.). Среди пользователей мировой информационной паутины можно выделить два лагеря: тех, кто использует информационную сеть для поиска и получения необходимых платных и бесплатных сведений и услуг, и тех, кто не только ищет, читает, покупает, играет, но и сам создает веб-страницы, выставляя информацию в сеть.

Информационные ресурсы Интернет включают информацию в виде электронных документов разных типов – текстовые, аудио- и видеоматериалы, графические объекты, базы данных, программы и прочее. Как правило, цель представления информации в Интернет – довести ее до сведения других пользователей. Уникальность Интернета состоит в том, что можно в любое время дня и ночи, однократно или многократно знакомиться с материалами, размещенными в Сети, копировать их, отсылать кому-нибудь при условии, что у вас есть выход в Интернет. И вот тут то и возникает проблема.

Проблема авторского права в сети Интернет. Сказано и написано на эту тему много, но туман до сих пор не рассеялся. Одни считают, что Сеть нужно подчинить обычным законам, другие говорят, что авторские права в Интернете – категория виртуальная, доказывать их не стоит, да и не получится. То есть разброс мнений – от верховенства закона в сети Интернет, до полной свободы действий. На сегодняшний день нормы, регулирующие деятельность в мировой информационной паутине отсутствуют. Поэтому чаще всего нарушаемые права в сети Интернет – это права на объекты интеллектуальной собственности, в частности, авторские права физических и юридических лиц.

Согласно п. 2 ст. 6 Закона об авторском праве и смежных правах (далее Закон) «Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме». И далее в п.1 ст. 9, «авторское право на произведение… литературы возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей».

Чтобы доказать свое авторство, вы можете посетить нотариуса, показать ему часть вашего произведения на бумажном носителе и зарегистрировать время предъявления произведения. Это предусмотрено ст. 84 Основ законодательства РФ о нотариате. Если кто-нибудь станет оспаривать ваше авторство, вы всегда сможете доказать его.

Сегодня Интернет можно назвать самым удобным поставщиком свежей информации из любой точки планеты, в том числе и охраняемых авторским правом изображений, текстов, произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и других. Отсюда две самых актуальных проблемы.

Это интересно:  Очистка прав на музыкальное произведение

Первая проблема. Размещение материалов в онлайне и предоставление к ним открытого доступа без разрешения правообладателя. Многие считают, что размещение в Сети материалов происходит бесплатно, поэтому никакого нарушения авторских прав нет. Еще и приплатить должен автор пользователю. Но ведь именно автор не получит ту прибыль, на которую он рассчитывал при продаже произведения через торговую сеть, ведь многие уже скачали произведение из Интернета. Как правило, у большинства владельцев авторских прав, зачастую возникают трудности, связанные с обоснованием правовой позиции в суде и сбором доказательств.

Вторая проблема. Присвоение авторства на размещенные в Интернете произведения, то есть плагиат. Многие интернет-магазины – с удовольствием используют фотографии и описания товаров, «позаимствованные» у конкурентов. Нельзя думать, что этот контент – «ничей», кто-то же все это написал, сфотографировал. Автор есть в любом случае. В последние годы «пиратство» приобрело массовый характер. Электронные документы копируются, часто модифицируются без согласия автора, иногда их выдают за собственное творчество.

В связи с этим надо сказать, что отсутствие на сайте информации об авторе (авторах) произведения не освобождает от ответственности за несанкционированное использование этих произведений, а также за плагиат. Автор может принять решение об использовании своего произведения анонимно, то есть без указания имени вообще, согласно ст. 15 Закона. И бремя поиска правообладателя для согласования условий авторского договора и размера гонорара становится обязанностью лица, желающего использовать произведения.

Кроме уже существующих способов защиты авторских прав, Интернет изобрел свои специфические способы защиты информации и авторских прав.

Например, можно защитить свои права, если на лазерный диск записать информацию со страниц сайтов и разместить на депонент в специализированный архив для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде –веб-депозитарий. Веб-депозитарий – это совокупность технических и юридических процедур, позволяющих подтвердить факт и время публикации в случае возникновения споров, в том числе и в судебном разбирательстве.

При этом оформляется свидетельство о принятии произведения с зафиксированной датой приема, свидетельство хранится у заявителя. Но, естественно, правонарушитель может скопировать чужой сайт в Сети и недобросовестно депонировать его на CD диске.

Можно упомянуть другой способ защиты – водяные метки в электронных копиях фотографий и изображений. Для их нанесения необходимо специальное программное обеспечение, которое наносит скрытый код определенного формата в файлы. Электронный документ при его несанкционированном копировании частично саморазрушается. Потом можно доказать, что файлы содержат дополнительную информацию, указывающую на лицо, ее записавшую. Водяные знаки устойчивы к сжатию, изменению размеров и формата.

В суде крайне сложно доказать обстоятельства, имеющие значение для объективного рассмотрения дела, поэтому сегодня одна из важнейших проблем – проблема доказательства самого факта нарушения авторских прав в Интернете. Согласно ст. 103 Основ законодательства о нотариате, действия нотариуса сводятся лишь к работе с вещественными доказательствами и носят состоявшийся характер. Несмотря на это, можно взять за основу соответствующую норму Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации и руководствоваться общими принципами обеспечения доказательств. В таком случае перечень средств доказывания не закрыт, в их числе указываются иные документы и материалы, содержащие сведения о значимых для дела обстоятельствах, зафиксированные в письменной или иной форме.

Впервые законодательно введено понятие «интернет-право» в виде нового дополнительного имущественного права автора – «права на доведение до всеобщего сведения». Суть его том, что только автор имеет право сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору. Вступило право в силу с 1 сентября 2006 года.

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав автора в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 «Информация об авторском праве и смежных правах» гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Следовательно, никто не вправе изменять или удалять из произведений информацию об авторских и смежных правах, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав, а также информацию об условиях их использования. Умышленное изъятие или искажение такой информации будет считаться противозаконным. Согласно п. 2 ст. 19 Закона можно хранить и использовать электронные формы произведений лишь в помещениях библиотек, без возможности их копирования.

Для создания доказательной базы с целью защиты авторских прав на произведения и тексты веб-сайтов я также рекомендую депонировать их в печатном виде в Российском Авторском Обществе (РАО). В данном случае на руках у автора будет Свидетельство о депонировании и регистрации. А все материалы будут храниться в заверенном виде в депозитарии РАО.

Это интересно:  Облагается авторским правом

Объекты авторского права в сети Интернет

Поскольку интернет является не только новым технологическим прорывом человечества, создающим принципиально иные, невиданные ранее реалии, но, в первую очередь, глобальным информационным пространством, которое объединяет в себе объекты интеллектуальной собственности прежних, классических типов, наполняется ими и не перечёркивает их значимости, но напротив, служит донесению до общества ранее незаслуженно малоизвестных по причине естественных затруднений в прежних средствах коммуникации объектов он сочетает в себе объекты как новых, так и традиционных типов.

Объекты авторского права в интернете классических типов

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, а также:

производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, то есть произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

Согласно п. 5-6 статьи 1259, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Не являются объектами авторских прав официальные документы, государственные символы и знаки, фольклор, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (новости, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

  • 1. произведения науки, литературы и искусства;
  • 2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • 3. базы данных;
  • 4. исполнения;
  • 5. фонограммы;
  • 6. сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • 7. изобретения;
  • 8. полезные модели;
  • 9. промышленные образцы;
  • 10. селекционные достижения;
  • 11. топологии интегральных микросхем;
  • 12. секреты производства (ноу-хау);
  • 13. фирменные наименования;
  • 14. товарные знаки и знаки обслуживания;
  • 15. наименования мест происхождения товаров;
  • 16. коммерческие обозначения.

В этом, установленном законом перечне можно чётко различить три составляющие:

  • — произведения искусства и культуры (1-6), включающие объекты авторского права и смежных прав;
  • — технологические инновации (7-12), относящиеся к объектам патентного права;
  • — средства коммерческой индивидуализации (13-16).

Средства коммерческой индивидуализации и являются новым объектом, тесно взаимодействующим с объектами авторского права в Интернете. Согласно сложившейся практике, в сети Интернет авторы зачастую намеренно отказываются от идентификации произведения посредством своего имени и выступают под псевдонимами, либо ассоциируют свои произведения с сайтами — их доменными именами, адресами и средствами индивидуализации, сходными со средствами коммерческой индивидуализации, перечисленными в главе 76 ГК РФ52: фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, коммерческим обозначением — но имеющим существенное от этих перечисленных в законе объектов отличие в том, что они все выступают не как коммерческие обозначения, но именно как авторские, идентифицирующие совокупность авторского коллектива, посвятившего свой труд созданию данного конкретного составного произведения в интернете, и, собственно, этого произведения.

Это принципиально новый юридический феномен, схожий с уже известным авторскому праву псевдонимом, но также имеющий от него очевидные отличия.

Возвращаясь к тексту упомянутой выше статьи 1225, следует отметить в нём шестой пункт «сообщение в эфир или по кабелю радио или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания)», указывающий на то, что законодатель не рассматривает этот перечень объектов в строгом смысле, включив в него не собственно объект, но формат представления. Если продолжать эту логику, следует включить в этот или новый пункт статьи 1225 также и сайты, как «сообщение мультимедийной информации в рамках интернета»; а также домены — наряду с фирменными наименованиями, товарными знаками и коммерческими обозначениями.

Учитывая природу интернета, как универсального информационного поля, предполагается, что он способен содержать все эти объекты в равной мере. Однако, в силу естественных причин, в нём особо выражена лишь часть из них, наиболее востребованных обществом посредством его формата. Так, практически полностью из контентного наполнения ресурсов интернета исключена часть, относящаяся к технологическим инновациям, патентному праву, а именно: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Их незачем сообщать широкой публике, их ценность не в их распространённости, но в доведении их до узкого круга специалистов, который и без интернета знают, где их искать. Тогда как первая составляющая охраняемых законом объектов авторского права и смежных прав произведения искусства и культуры, представлена максимально на ней и строится информационное поле интернета, весь контент которого, по сути, и состоит из шести групп объектов:

текстового (преимущественно: литературного, журналистского, эпистолярного: личная и, в большей мере, публичная переписка на формах и блогах);

изобразительного (графического, живописного, фотографического, шрифтового, композиционного — относящегося к искусству вёрстки и подачи материала);

аудио (мелодии, тексты, партии вокала и инструментов, аранжировки, аудиокниги, радио спектакли, лекции, звуковые эффекты, звукозаписи);

видео (художественные, документальные фильмы, анимация, видеоролики, частные видеозаписи);

программирование (дизайн, эргономика интерфейса, архитектура и логика программы, искусство кода, архитектура и наполнение БД).

Статья написана по материалам сайтов: copylegal.ru, www.urisconsult.spb.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector