Международные договоры в области охраны смежных прав

Начало международно-правовой охране авторских и смежных прав было положено еще в 1886 г. подписанием Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Она была принята 9 сентября 1886 года в Берне (Швейцария). Первыми участниками конвенции были Бельгия, Германия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария. Спустя много лет, 13 марта 1995 года участником Бернской конвенции стала и Российская Федерация.

Значимость Бернской конвенции в сфере охраны смежных прав заключается в том, что она впервые установила ряд принципов международного авторского права, которые получили свои собственные названия.

Во-первых, это принцип национального режима, в соответствии с которым каждая страна-участник конвенции предоставляет гражданам других стран-участниц те же авторские права, что и своим собственным гражданам. Любые разбирательства по поводу подпадающих под конвенцию произведений происходят по законам страны, на территории которой они используются. Например, французский закон об авторском праве применим к любым материалам, публикуемым или исполняемым на территории Франции, вне зависимости от того, где эти материалы были первоначально созданы.

Во-вторых, принцип независимости охраны. Он заключается в том, что охрана произведения в каждой стране никак не зависит от охраны произведений в других странах, в том числе в стране происхождения произведения.

Третий принцип — принцип автоматической охраны — гласит, что авторское право не требует для использования каких-либо предварительных формальностей (типа регистрации, особого заявления о претензиях на копирайт, разрешения властей и т.д.) и возникает автоматически в момент фиксации произведения в материальной форме (для граждан стран-членов конвенции) или первой публикации (для опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов).

Презумпция авторства — еще один значимый принцип Бернской конвенции. В соответствии с этим принципом, автором считается тот, чьё имя или псевдоним указаны на обложке книги. Интересно, что в России автором может быть только человек, в то время как США признаёт авторство юридических лиц.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений требует предоставления авторам следующих исключительных прав: право на воспроизведение произведения любым способом и в любой форме, право на перевод, право на публичное вещание, право на публичное исполнение, право на публичное чтение, право на переделки, аранжировки и другие изменения произведения (право на переработку) и право на кинематографическую переделку произведения.

Далее следует указать на Римскую конвенцию 1961 г. об охране интересов артистов — исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Основная задача данной конвенции — создать единый правовой режим охраны и защиты обладателей смежных прав. В настоящее время в ней участвует более 60 государств, а Россия стала участником конвенции в 2003 г.

Ранее созданные международные акты фактически не определяли и не регулировали единообразно права тех, кто исполняет авторские произведения, создает фонограммы и программы вещания. Такой пробел компенсировала Римская конвенция, основанная на принципах предоставления национального режима и обеспечения минимального уровня охраны прав. В числе дополнительных условий для присоединения к Римской конвенции предусмотрено членство в ООН (Организация Объединенных Наций) и вышеназванной Бернской конвенции (либо Всемирной конвенции об авторском праве, принятой в Женеве в 1952 г.).

В результате присоединения к Римской конвенции Россия решила различные задачи. Во-первых, мы встали на путь цивилизованного развития рынка смежных прав, предполагающего, в том числе, выплату «справедливого вознаграждения» исполнителям и производителям фонограмм. Ведь дело далеко не в том, чтобы обеспечить уплату соответствующих средств иностранным гражданам и фирмам, обладающим смежными правами, но и в том, чтобы «открыть» зарубежные рынки для отечественных правообладателей в связи с бурным развитием отечественной шоу-индустрии, ростом исполнительского мастерства артистов и повышением авторитета наших режиссеров. Во-вторых, факт присоединения к данной конвенции необходим для вступления во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В-третьих, условия конвенции таковы, что позволяют России в легитимном порядке не распространять соответствующие правила на исполнения, фонограммы и передачи эфирного вещания, записанные до вступления в конвенцию.

Следующий международный акт — подписание Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.). Для России она действует с 13 марта 1995 г.

По существу данная Конвенция есть продолжение Римской конвенции, поскольку посвящена частным аспектам охраны прав производителей фонограмм от действий, нарушающих их интересы. Женевская конвенция 1971 г. не предусматривает установления национального режима, как предшествующие, она лишь требует от каждого государства-участника принимать эффективные меры борьбы с незаконным изготовлением фонограмм, производством их копий и несанкционированным распространением среди «публики», в том числе требует установления уголовно-правовых санкций. Конвенция устанавливает минимальные требования к оформлению фонограмм, включая наличие в национальном законодательстве нормы, обязывающей сопровождать копии фонограмм знаком в виде латинской буквы Р в окружности, указания на первый год издания, а также данные, позволяющие определить производителя (правопреемника) или обладателя исключительной лицензии.

21 мая 1974 г. в Брюсселе была подписана конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники — Брюссельская конвенция. Для СССР конвенция вступила в силу 20 января 1989 г., Российская Федерация является участницей конвенции как правопреемница СССР.

Брюссельская конвенция направлена на запрещение противозаконного распределения программонесущих сигналов, передаваемых с помощью спутника. Договаривающиеся государства вправе выбирать способ предотвращения противозаконного распространения сигналов. В качестве такого может применяться законодательство об охране интеллектуальной собственности в соответствии с конвенциями об авторском праве, путем принятия административных мер, уголовных санкций, использования законов об электросвязи.

Российской Федерацией заключены и двусторонние договоры с рядом стран. В основе таких соглашений обычно лежит принцип взаимного признания и охраны авторских прав.

По мнению специалиста в области авторских прав М. М. Богуславского, главная проблема, решение которой было поставлено при установлении международного правового режима применительно к авторским произведениям, заключается в исходной территориальности прав автора. Это означает, что по общему правилу права автора признаются и защищаются только на территории данного конкретного государства. Если даже другое государство и предоставляет определенную защиту произведениям авторам иных стран, то содержание норм, определяющих такую защиту, может не совпадать с нормами об авторских правах на родине автора и т.д. Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. — М.: Юридическая литература, 1974.

Выходом из ситуации явилось заключение международных договоров, как двусторонних, так и многосторонних. Именно в таком направлении и развивается международная практика унификации правового режима авторских произведений, защиты авторских и смежных прав.

Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г., ставшей в дальнейшем специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН), имеет в основном организационный характер.

Всемирная организация интеллектуальной собственности насчитывает в настоящее время 179 государств-членов и осуществляет административные функции в отношении 23 международных договоров, касающихся различных аспектов охраны интеллектуальной собственности.

СССР стал членом ВОИС в 1968 г. Российская Федерация продолжила быть членом этой международной организации.

Это интересно:  Признание договора купли продажи договором дарения

Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. было заключено в качестве переходной меры для обеспечения взаимного признания и охраны большинством государств, расположенных на территории бывшего СССР, авторских и смежных прав, принадлежащих гражданам и юридическим лицам таких государств.

Данное соглашение имело важное значение в период до присоединения Российской Федерации и большинства других государств, расположенных на территории бывшего СССР, к Бернской конвенции и ряду других международных договоров в области авторского права и смежных прав.

Двусторонние соглашения, заключенные в разное время СССР и Российской Федерацией с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией, обычно предусматривали взаимное предоставление сторонами национального режима охраны авторских прав. Важное значение данные соглашения имели до присоединения участвующих в них стран к многосторонним универсальным международным договорам в области авторских и смежных прав.

Соглашение о правовых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS), входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации (ВТО), предусматривает обязательность предоставления всеми участвующими странами охраны:

1) авторских прав — на уровне Бернской конвенции (кроме положений об охране личных неимущественных прав);

2) определенных смежных прав.

В случае вступления Российской Федерации в ВТО главным последствием подписания Соглашения TRIPS в рассматриваемой области станет расширение круга государств, с которыми Российская Федерация окажется связана взаимными обязательствами в области смежных прав, а также предоставление ретроохраны иностранным фонограммам и исполнениям (данные последствия вытекают также из состоявшегося присоединения Российской Федерации к Договору об исполнениях и фонограммах).

Что касается авторских прав, то в силу действия Бернской конвенции, в которой Российская Федерация уже участвует, никаких существенных изменений в отношении охраны иностранных произведений не произойдет.

*(1) См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 198.

*(4) См.: Сергеев А.П. С. 198.

*(5) См.: Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору//Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. N 6. С. 103.

*(6) См., в частности: Гражданское право: в 2 т./под ред. Е.А. Суханова. М., 1994. Т. 1. С. 314.

*(7) Сергеев А.П. Авторское право России. СП., 1994. С. 123.

*(8) Дозорцев В.А. На рынке идей//Закон. 1993. N 2. С. 38.

*(9) Дозорцев В.А. Комментарий к схеме Система исключительных прав»//Дело и право. 1996. N 4. С. 39-43; N 5. С. 23-28.

*(10) См.: Мильгром В. Дело «БЕТАМАКС»: двенадцать лет спустя//Интеллектуальная собственность. 1995. N 11-12. С. 59.

*(11) См.: Макагонова Н.В. О некоторых нерешенных проблемах законодательства по авторскому праву: Заметки практика//Государство и право. 1996. N 1. С. 52-60.

*(12) См. подробнее: Зятицкий С.Ф., Терлецкий В.В., Леонтьев К.Б. Авторское право в Интернете: три стадии одного процесса//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 8. С. 5-12.

*(13) См.: Харвей Э.Р. Платное общественное достояние: сравнительно-правовой анализ в свете опыта законодательства Аргентины//Бюллетень по авторскому праву. 1995. Т. ХХУШ. С. 33-45.

*(14) См.: Харвей Э.Р. Указ. соч. С. 38.

*(15) Пример приведен исключительно в качестве иллюстрации и не рекомендуется для использования с учетом значительных особенностей, присущих каждому конкретному случаю.

*(16) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права/по изд. 1914 г. М., 1994. С. 253.

*(17) Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 258, 259.

*(18) См.: Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 5.

*(19) Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 257.

*(20) Здесь и далее текст Директивы приводится по изд.: Законодательство Европейского Союза об авторском праве и смежных правах: сб. директив Европейского парламента и Совета в области авторского права и смежных прав/под ред. В.В. Орловой; пер. Л.И. Подшибихина, В.Г. Оплачко. М.: ФИПС, 2002.

*(21) См., например: Туркин А.В., Подшибихин Л.И, Леонтьев К.Б. Лицензирование деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 4. С. 3, 4.

*(22) См. подробнее: Близнец И.А. Коллективное управление авторскими правами//Труды по интеллектуальной собственности. Т. III. Проблемы охраны интеллектуальной собственности в России и Западной Европе. М., 2001. С. 79.

*(23) См.: Питта Л. Предусматриваемые законом США об авторском праве и об авторском праве имущественные и моральные права авторов//Бюллетень по авторскому праву. 1996. N 3. С. 21, 22.

*(24) См., в частности: www.rao.ru и www.copyright.ru

*(25) См.: Правовое положение писателей и композиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР: справочник/авт.-сост. Б.Н. Городецкий. М., 1946.

*(26) Шепенс П. Руководство по коллективному управлению авторскими правами: пер. с анг. В.С. Дунина, А.В. Туркина. М., 2001. С. 13.

*(27) См.: Туркин А.В., Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б. Лицензирование деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 4. С. 5.

*(28) Цит. по: Законодательство Европейского союза об авторском праве и смежных правах: сб. директив Европейского парламента и Совета в области авторского права и смежных прав; пер. Л.И. Подшибихина, В.Г. Оплачко. М.: ФИПС, 2002. С. 83, 84.

*(29) Цит. по: Законодательство Европейского союза об авторском праве и смежных правах: сб. директив Европейского парламента и Совета в области авторского права и смежных прав; пер. Л.И. Подшибихина, В.Г. Оплачко. М.: ФИПС, 2002. С. 84, 85.

*(30) В настоящее время Российская Федерация в данном соглашении не участвует, однако присоединение к нему будет необходимо в случае вступления в ВТО.

*(31) Переводы указанных директив ЕС см. в кн.: Законодательство Европейского Союза об авторском праве и смежных правах: сб. директив Европейского парламента и Совета в области авторского права и смежных прав/под ред. В.В. Орловой; пер. Л.И. Подшибихина, В.Г. Оплачко. М.: ФИПС, 2002.

*(32) См.: Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. и др. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений/под ред. И.А. Близнеца. М.: Издательский дом «Интеллектуальная собственность», 2004.

*(33) См.: Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.: Юридическая литература, 1987. С. 7.

*(34) См.: Богш А. Бернская конвенция в России//Международная жизнь. 1995. N 10. С. 35.

*(35) См.: Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.: Юридическая литература, 1987. С. 30, 31.

*(36) Пункт 2 постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».

*(37) См.: Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года/под ред. И.А. Близнеца//Интеллектуальная собственность. Законодательство. Вопросы правоприменения. 2005 г. Приложение N 3 (9).

*(38) См.: Судариков С.А. Основы авторского права. Минск, 2000. С. 70.

*(39) См.: Авторское право. Бюллетень UNESCО. Т. XXXVI. 2002. N 1. С. 10-26.

*(40) См., например: Богуславский М.М. Участие СССР в международной охране авторских прав. М., 1974; Международные конвенции об авторском праве: комментарий. М., 1982; Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987 и др.

Это интересно:  Классификация договоров торгового права

*(41) См.: Собрание постановлений Правительства СССР. 1973. N 24. Ст. 139.

*(42) См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2001. 39.

*(43) См.: Максимова Л.Г. Права автора и их защита: Вопросы и ответы. Документы и материалы. М., 2001. С. 16, 17.

*(44) См. подробнее: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2001. С. 81, 82.

*(45) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41. Ст. 3920.

*(46) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 1020.

*(47) СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

*(48) См., например: Судариков С.А. Основы авторского права. Минск, 2000. С. 70, 71.

*(49) Пункт 2 постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».

*(50) См., например: Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.

*(51) См.: Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Международной (Римской) конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций/под ред. И.А. Близнеца//Интеллектуальная собственность. Документы. Комментарии. Консультации. 2005 г. Приложение N 2 (6).

*(52) См. подробнее: Введение в интеллектуальную собственность/WIPO PUBLICATION N 478(R). 1998. С. 451.

*(53) См.: Введение в интеллектуальную собственность/WIPO PUBLICATION N 478(R). 1998. С. 454.

*(54) См. официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности: www.wipo.int/ru

*(55) См.: Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм/под ред. И.А. Близнеца//Интеллектуальная собственность. Законодательство. Вопросы правоприменения. 2005 г. Приложение N 3 (9).

*(56) Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 2-е изд. М., 2001. С. 403, 404.

*(57) Введение в интеллектуальную собственность/WIPO PUBLICATION N 478(R). 1998. С. 463.

*(58) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41. Ст. 3920.

*(59) Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 29. Ст. 3046.

*(60) В данном случае речь идет только о тех фонограммах, которые не были впервые опубликованы на территории Российской Федерации и охрана которых основывается на положениях международных договоров Российской Федерации, а не вытекает непосредственно из самих положений российского законодательства.

*(61) См., например: Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.

*(62) См.: Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция)/под ред. И.А. Близнеца//Интеллектуальная собственность: Документы, комментарии, консультации. Приложение к журналу «ИС. Авторское право и смежные права». 2005. N 2.

*(63) См.: Введение в интеллектуальную собственность/WIPO PUBLICATION N 478(R). 1998. С. 460.

*(64) См. подробнее: Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.

*(65) Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 34. Ст. 550.

*(66) См.: Судариков С.А. Основы авторского права. Минск, 2000. С. 76.

*(67) См. подробнее: Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М., 1987.

*(68) См.: Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Договору ВОИС по авторскому праву. 2-е изд./под ред. И.А. Близнеца//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. N 11.

*(69) Режим доступа: http://www.wipo.org.

*(70) Режим доступа: http://www.wipo.org.

*(71) «С учетом соответствующих изменений» (лат.).

*(72) См. подробнее: Зятицкий С., Терлецкий В., Леонтьев К. Авторское право в Интернете: три стадии одного процесса//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 8. С. 5-11.

*(73) См. подробнее: Судариков С.А. Основы авторского права. Минск, 2000. С. 84, 85.

*(74) Судариков С.А. Основы авторского права. Минск, 2000. С. 86.

*(75) См. подробнее: Керевер А. Интеллектуальная собственность: анализ закона, применимого к цифровой передаче данных//Бюллетень по авторскому праву ЮНЕСКО. 1997. N 2. С. 11-27.

*(76) Судариков С.А. Технические меры защиты авторского права и смежных прав в Интернете//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. N 8. С. 42.

*(77) См.: Близнец И.А., Бузова Н.В., Леонтьев К.Б., Подшибихин Л.И. Подробный постатейный комментарий: Постатейный комментарий к Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам. 2-е изд./под ред. И.А. Близнеца//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. N 12.

Международные соглашения в области охраны смежных прав

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений
1886 г.

Работа по созданию механизма защиты авторских прав началась в 1858 г. в Брюсселе, затем в Атвертпене, Париже и 1883 г. работа велась в Берне.

В 1886 г. б. принята Бернская конвенция.

Это соглашение б. подписана Бельгией, Великобританией, Испанией, Францией, Швейцарией.

Мы присоединились в 1995 г.

Основные положения д.б. обязательно вкл. в нац. законодательство.

В 1886 г. б. принят доп. протокол и решение о создании бернского союза из стран-участниц.

Дополнения к Бернской конвенции

1. Изменения произошли в Париже в 1871 г.

К этому времени к конвенции присоединились Люксембург, Монако, Норвегия.

Новым стало вкл. понятия публикации — выпуск копий.

Охрана предоставлялось произведению, которое б. впервые опубликовано в стране участнице, даже если автор явл. гражданином третьей страны.

2. Берлинская конференция 1908 г.

б. принято решение отказаться от всех формальностей

расширился круг объектов охраны (хореография, архитектура)

расширились права авторов (право на перевод)

срок охраны авторского права — 50 лет со дня смерти автора

3. Бернский дополнительный протокол 1914 г.

Вводилось ограничение охраны прав авторов, которые не явл. гражданами стран участниц Бернской конвенции.

4. Римская конференция 1928 г.

происходило бурное развитие СМИ

б. введено правило охраны прав авторов при трансляции по радио их произведений

Всемирная конвенция об
авторском праве
1952 г.

РФ + 1973 г. (в ред. 1952 г.), 1995 (в ред. 1971 г.)

Она б. принята в Женеве, а затем пересмотрена в Париже в 1971 г.

Закрепляется принцип национального режима — охрана предост. произведениям как выпущенным в свет на терр. страны-участницы авторами которыми явл. гражданами стран-участниц, а т. авторами, которые не явл. гражданами стран-участниц конвенции, но произведения б. впервые выпущены на терр. страны-участницы.

Дается понятие публикация»- воспроизведение произведений в объективной форме для предоставления их широкому кругу лиц.

Срок охраны — 25 лет.

Не имеет обратной силы, т.е. конвенция не распр. на произведения на которые истек срок охраны до ее вступления в силу.

Бернская конвенция имеет обратную силу.

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав
1993 г.

Сроки охраны уст. в соотв. с законом участника, который предоставляет охрану.

Участники принимают меры для разработки, а т. принятия законопроектов в области охраны авторского права и смежных прав на основании Бернской и Всемирной конвенции.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Это интересно:  Постановка на учет по договору дарения

вкл. правила авторских и смежных прав.

Рассматривается термин «интеллектуальная собственность». В него входит:

37) авторское право,

38) смежные права,

39) программы для ЭВМ,

40) товарные знаки,

41) изобретения и т.д.

Целью явл. обеспечить соблюдение прав интеллектуальной собственности, обеспечить охрану данных прав.

Устанавливается два вида режимов охраны:

ü наибольшего благоприятствования

39) авторские и смежные — 50 лет

40) регистрация товарного знака — не менее 7 лет, она м. возобновляться неограниченное число раз

41) промышленные образцы — не менее 10 лет

Условия патентоспособности изобретений:

50) изобретательский уровень

51) промышленная применимость

Исключаются следующие объекты:

ü методы лечения людей и животных

ü растения и животные

ü способы выращивания растений и животных

Если объект исп. без разрешения правообладателя, то д.б. соблюдены след. правила:

50. чрезвычайная ситуация

51. исп. объекта основывается на индивидуальных характеристиках

52. уст. опр. срок исп. такого объекта

Все вопросы решаются в суд. порядке.

Соглашение предусматривает след. меры суд. защиты:

25) изъятие контрафактных товаров,

26) возмещение убытков

Гражданско-правовая, административная процедура и судебная защита.

Защита авторских и смежных прав иностранных граждан в Российской Федерации.

Предметом защиты явл. субъективные авторские и смежные права.

Защита авторских и смежных прав осущ. с помощью опр. средств, способов, форм защиты.

Форма защиты — комплекс внутренне согласованных мероприятий по защите субъективных прав.

Выделяют два порядка:

По общему правилу защита осущ. в судебном порядке.

К специальной отн. административный порядок защиты. Он осущ. в виде исключения и т., если об этом прямо указано в законе.

Форма защиты, которая осущ. гражданами и организациями без обращения в компетентные органы.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности, 1883 г., Вашингтонский договор о патентной кооперации, 1970 г.

Парижская конвенция по охране
промышленной собственности
1883 г.

Принцип национального режима — граждане и фирмы любой страны участника союза получают такую же охрану пром. собственности, которая уже предоставлена либо б. предоставлена в будущем собственным гражданам.

Конвенционный приоритет — граждане, подавшие заявку на изобретение, полезную модель либо пром. образец в одной из стран союза, имеют право подать заявку на данные объекты в других странах союза в течение след. сроков:

изобретение и полезная модель — 12 месяцев

товарные знаки и пром. образцы — 6 месяцев

Гарантируется временная охрана объектов пром. собственности на м/н выставках.

Вашингтонский договор о патентной кооперации 1970 г.

Число патентных заявок возросло, патентные ведомства не справляются, и многие открытия остаются в тайне.

В результате был принят указанный договор.

Заявка на любой объект пром. собственности м. оформляться

42) как в м/н союзе патентной кооперации,

43) так и в нац. патентном ведомстве страны.

Наблюдаем экономию времени, экономию денежных затрат, снижение адм. расходов. Заявитель м. подать заявку в одно ведомство и на одном языке.

Заявитель м. получить заключение м/н предварительной экспертизы. Выясняются условия патентоспособности. Если заключение б. отрицательным заявитель вправе не подавать заявку и сэкономить деньги и время. В противном случае объект соответствует условиям.

После подачи м/н заявки она проходит процедуру м/н поиска. Ее проводят патентные службы.

В результате такого поиска сост. список ссылок на патенты, которые м. иметь положительное значение.

По результатам такого поиска сост. отчет и направляется заявителю.

Если результаты неблагоприятны, заявитель м. отозвать м/н заявку и сэкономить свои деньги.

Создаются специальные комитеты, которые оказывают техническую помощь заявителю — перевод заявок.

Т.о. Договор явл. новой формой сотрудничества между гос., которая имеет много плюсов, но тем не менее и минусы:

договор не содержит положений, способствующих снижению расходов на перевод патентных заявок на др. языки,

не урегулирован вопрос о взаимоотношениях между заявителю и нац. патентными службами.

64. Международные соглашения в области охраны смежных прав

Со второй половины XXвека в МЧП начала складываться система международных договоров, посвященных охране смежных прав авторов, т.е отношений, возникших в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнения, постановки, передача организациями эфирного и кабельного вещания.

Основные м/н соглашения в сфере смежных прав:

Международная Конвенция по охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (1961) – Римская конвенция.

Для РФ она вступила в силу в 2003 г. вводит специальный знак Р в окружности. Минимальный срок действия охраны – 20 лет. Национальный режим устанавливает минимальный уровень охраны смежных прав.

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, Женева, 1971 г. Россия участвует с 1995 г.

Используется знак охраны Р в окружности.

Ст. 2 Конвенции «каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутое производство или ввоз осуществляется с целью их распространения среди публики, а также такое распространение этих копий среди публики».

Конвенция устанавливает, что государства-участники сами определяют юридические меры, при помощи которых будет осуществляться такая охрана из числа следующих:

охрана посредством предоставления АП или другие особые права,

охрана посредством законодательства, относящегося к нечестной конкуренции,

охрана посредствам уголовных санкций.

Договор ВОИС по исполнению и фонограммам, 1996 г. Россия – в 2009 г. (СКАЧАЛ САМ ДОГОВОР)

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. (СКАЧАЛ САМУ КОНВЕНЦИЮ)

65. Защита авторских и смежных прав иностранных граждан в Российской Федерации

Действие на территории РФ:

исключительные права – если они установлены международными договорами РФ или ГК РФ,

личные неимущественные и иные интеллектуальные права, не являющиеся исключительными – в соответствии с общими положениями ГК РФ на принципе национального режима.

В ГК установлены специальные правила действия исключительных прав на отдельные виды результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

охраняемые на территории РФ,

не охраняемые на территории РФ.

все, независимо от гражданства автора, обнародования на территории РФ или не обнародованные, но находящиеся в объективной форме на территории РФ,

произведения российских граждан, обнародованные за пределами РФ или не обнародованные, но находящиеся в объективной форме за пределами РФ.

произведения иностранных граждан, обнародованные за пределами РФ или не обнародованные в соответствии с международными договорами.

Произведение считается впервые обнародованным путем опубликования в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

Принцип сравнения сроков действия исключительных прав.

При предоставлении охраны произведению иностранным авторам в соответствии с международными договорами, срок действия исключительного права на территории страны, где испрашивается защита, не может более срока действия, установленного в стране происхождения.

В отношении охраны некоторых результатов ИД добавляется принцип взаимности (например, в отношении изготовителя БД, а также публикатора).

Действие исключительного права на изобретения, ПМ, ПО на территории РФ

признаются исключительные права, удостоверенные патентами, выданными ФОИВ по ИС или патентами, имеющими силу на территории РФ в соответствии с м/н договором РФ,

территориальный принцип в отношении промышленной собственности выражен наиболее последовательно.

Статья написана по материалам сайтов: lektsia.com, stydopedya.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector