Авторский договор история

Авторский договор — курсовая работа

1. Понятие и история авторского договора……………………………………5

2. Классификация авторских договоров……………………………………….11

2.1 Авторский договор о передаче исключительных прав и авторский договор о передаче неисключительных прав………………………………. 11

2.2 Авторский договор купли-продажи и авторский договор заказа……. 13

2.3 Издательский договор и постановочный договор…………………. 14

3.1 Предмет авторского договора…………………………………………. 16

3.2 Права и обязанности сторон по договору……………………………. 17

3.3 Форма авторского договора……………………………………………. 18

4. Ответственность по авторскому договору…………………………………..20

5. Реализация авторского договора……………………………………………..23

5.1 Исполнение авторского договора……………………………………….23

5.2 Изменение условий авторского договора………………………………25

5.3 Прекращение авторского договора……………………………………. 25

Список используемой литературы……………………………………………. 30

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня большинство компаний напрямую связанны с использованием объектов авторского права — кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства и др. в большей части осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права. Они уже поняли, что авторские договоры — это не дополнение к их бизнесу: это и есть сам бизнес. Для фирм отсутствие профессионально составленных договоров — гарантия убытков и неприятностей. Так же лучше свои права стали осознавать и сами авторы. Стало очевидным, что неудачно составленный авторский договор (либо его отсутствие) открывает перед автором широкие возможности по давлению на пользователя. Авторский договор — это соглашение, по которому одна сторона — автор передает имущественные права на произведение другой стороне пользователю на определенный сторонами срок и за определенное вознаграждение. Это право на воспроизведение, и право на распространение, и право на переработку, и создание, и использование производных произведений. Автор вправе требовать компенсации с любого лица, которое нарушает любое из этих прав.

ПОНЯТИЕ

Авторский договор носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Этот вывод имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В частности, он означает, что на авторско-договорные отношения распространяются как общие положения гражданского права, например привила о условиях действительности сделок, так и соответствующие нормы обязательственного права, например, касаемо порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушения и т.д. Этот договор представляет собой соглашение двух или более лиц, направленное на изменение, установление или прекращение взаимных прав и обязанностей. Так же, авторский договор — это разрешение или иначе — договор о передаче имущественных прав на какое либо произведение.

Из всего этого вытекает еще одно определение: авторский договор — соглашение, по которому одна сторона — автор передает имущественные права другой стороне пользователю на определенный сторонами срок и за определенное вознаграждение.

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны. Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование музыкальных, литературных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т. е. произведений литературы, драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т. п. Издательский договор наиболее урегулирован действующим законодательством.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть музыка или либретто оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, музыка к драматическому спектаклю и т. п., которые используются театрально-зрелищными путем постановки на сцене. Такой договор заключался автором с той театрально-зрелищной организацией, которой передавалось право на первую постановку произведения.

Сценарный договор — это договор, регламентирующий отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делаются телепередачи и т. д. Сценарный договор близок к постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий в отличие от драматического произведения используется не в неизменном виде, а служит основой для создания более похожего к нуждам кинематографа. В этом смысле сценарный договор предполагает, что сценарий может быть использовано в измененном виде.

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган.

Договор художественного заказа регулирует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам частных лиц и организаций. Владельцы имеют право распоряжаться ими по своему усмотрению и желанию, но при условии уважения авторских прав создателей данных произведений.

Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства имеет задачу урегулирования вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение за сам факт создания, принятого к использованию, а также за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.

Договор о публичном исполнении для всеобщего сведения разрешает использование драматических, музыкальных, литературных и иных произведений путем исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются организации, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Наш закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для пользователей одной категории. Так же, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без обоснованных на то оснований.

Названными видами авторских договоров не исчерпывается все их многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные спецификой произведений, являющихся его предметом и способами их использования. Однако эти особенности не настолько велики, чтобы требовалось рассматривать каждый вид авторского договора в отдельности. Они вполне могут быть отражены в рамках анализа элементов и содержания авторского договора в целом.

Содержание авторского договора составляют права и обязанности автора и пользователя произведения, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поскольку Закон об авторском праве содержание авторского права практически не регламентирует, данный вопрос решается в основном по усмотрению самих сторон. Но необходимо отметить, что различные виды авторских договоров имеют несовпадающее содержание.

Эта ясная формулировка, по-видимому, должна положить конец длительной дискуссии по вопросу о содержании авторских договоров: одни участники дискуссии считали, что по авторскому договору автор лишь разрешает использовать свое произведение, а все права оставляет за собой; другие участники дискуссии полагали, что по авторскому договору автор передает часть своих авторских прав. Договоры, которые предусматривают передачу авторских прав, следует относить к авторским, даже если они не названы таковыми. Во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры аренды, купли-продажи, простого товарищества и др.; тогда договор должен соответствовать требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если они названы таковыми. Примерами могут служить договоры об издании произведений за счет автора. Обычно это типичные подрядные договоры: автор оплачивает издательству тиражирование своего произведения и получает весь тираж книги в собственность.

Это интересно:  Доверенность ооо на право подписи договоров

Введение

Актуальность данной темы, заключается в том, что сегодня можно говорить о том, что большинство компаний, которые прямо связанные с использованием объектов авторского права — кинокомпании, звукозаписывающие фирмы, книжные издательства в большей своей части осознали важность заключения грамотных договоров об использовании объектов авторского права. Они уже поняли, что авторские договоры — это не дополнение к их бизнесу: это и есть их бизнес. Для них отсутствие профессионально составленных договоров — гарантия убытков и серьезных неприятностей.

В свою очередь, лучше свои права стали осознавать и авторы. Причем, если с финансовой точки зрения, присуждаемые компенсации, как и раньше, к сожалению, очень скромные, то авторам, по крайней мере, стало очевидным то обстоятельство, что неудачно составленный авторский договор (либо вообще его отсутствие) открывает перед автором широкие возможности по давлению на пользователя.

Обращение результатов интеллектуальной деятельности и прав на них обладают своими особенностями. Использование прав и их защита на объекты интеллектуальной собственности строится по системе частного права, т.е. производится правообладателем по его усмотрению. Непосредственная защита этих прав осуществляется в судах. Это означает, что правообладатель сам принимает решение об использовании своих прав, а передача прав другим лицам осуществляется на основе договоров, заключаемых на условиях юридического равенства правообладателя и пользователя.

В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.

В ходе исследования в работе решаются следующие задачи:

рассмотреть историческое развитие авторского договора;

классифицировать авторские договора;

определить элементы авторского договора;

рассмотреть содержание авторского договора;

определить основания, порядок и последствия прекращения договора;

рассмотреть ответственность автора и пользователя.

Понятие и история авторского договора

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм.

Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей — и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть. общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением» — считали римские юристы.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров). Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.

В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.

При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.

Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воли одной и другой стороны приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их выполнения.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав.

Итак, авторский договор-это двусторонняя сделка, в соответствии, с которой автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Все права прямо не переданные по авторскому договору, являются непереданными.

Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные и имущественные права.

Личные имущественные права заключаются в следующем:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв. Здесь следует отметить, что (кроме случаев создания служебных произведений) если что в случае отзыва ранее принятого решения об обнародовании произведения, автор обязан возместить пользователю причинённый ущерб, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить об его отзыве. При этом он вправе изъять (за свой счёт) из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинства автора (право на защиту репутации автора).

Следует отметить, что личные неимущественные права принадлежат автору всегда, даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Это интересно:  Договор дарения компьютера образец

Имущественные права автора в отношении его произведения состоят в том, что автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, если только они не перешли к другому лицу согласно Закону или по авторскому договору.

Исключительные права на использование произведения состоят в праве осуществлять или разрешать следующие действия:

— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

— публично показывать произведение (право на публичный показ);

— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

Защита авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты.

Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны),

Вывод, который можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение авторских прав — это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских прав — это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.

Авторские договоры

По авторскому договору автор передает или обязуется передать свое произведение организации для использования
обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить это использование в установленный договором срок и уплатить автору вознаграждение (ст.

503 ГК РСФСР). Предусмотрены разные виды
авторских договоров: издательский, постановочный, сценарный и др. (ст. 504 ГК РСФСР). Применительно к периодике речь может идти лишь об издательском договоре. Издательским является договор, по которому автор обязуется
создать и передать или только передать рукопись произведения, предназначенного для опубликования в печати, а
издательство обязуется выпустить произведение в свет и
уплатить вознаграждение. Указанное правоотношение имеет место и в журналистике: журналист передает материал
редакции, она публикует и платит гонорар.

Термин всегда воспринимается как документ,
но это только внешняя форма договора. О ней говорится
в ст. 505 ГК РСФСР, где предусмотрено, что хотя авторские договоры должны заключаться в письменной форме,
т. е. внешне выглядеть именно как документ, но для договоров об опубликовании произведений в периодике письменная форма не обязательна. Следовательно, по существу,
договоры все-таки заключаются, но лишь письменная форма для них не обязательна.

Таким образом, допускается любая другая форма договора. А следовательно, согласно ст. 42 ГК РСФСР
. Под
в данном случае следует понимать авторов и редакции, а
под -их действия в виде договоренности о
материале, передачи его, опубликования, гонорарных расчетов.

Наличие таких действий требует доказательств, ибо
при письменной форме доказательством служит сам договор. (*1).
Но могут быть и иные способы доказывания. Например,
народный суд признал наличие договора между авторами

(**1) Серебровский В. И. Указ. соч., с. 182.

-100
с редакцией журнала на написание рукописи для приложения на основании переписки о
содержании и обсуждении в редакции данной рукописи.
Иск авторов был удовлетворен исходя из наличия у них с
редакцией авторского договора, хотя в письменной форме
он не заключался.

В. И. Серебровский приводит и такой пример. Автор по
своей инициативе прислал в редакцию статью. Она была
набрана для очередного номера журнала, но затем не была
опубликована. Суд отказал автору в иске о взыскании гонорара на основании того, что поскольку рукопись не была
заказана, то (*1).
Но получается, что такое существенное действие, как набор, менее доказательно, чем письменное извещение автора
о принятии его рукописи.

Если законом для данного вида сделки предусмотрена
обязательная письменная форма, то ее несоблюдение лишает права ссылаться на свидетельские показания (ст. 46
ГК РСФСР). Но для периодики письменная форма необязательна, и потому договоренность автора с редакцией можно доказывать с помощью свидетелей.

Здесь имеет значение содержание н, так сказать, полномочность такой договоренности. Так, В. Харуто исходит из
следующего:

Речь пойдет не о том, что сотрудник редакции высказал автору какое-то пожелание ( ) -оно не порождает никаких юридических
последствий. Мы рассмотрим ситуацию, когда автор получил от газеты или журнала официальный заказ на создание произведения. Определен его жанр, тема, объем и срок
представления готового материала. После того как автор
дал официальное согласие на выполнение заказа, считается,
что он вступил с редакцией в договорные отношения» (*2).

Но неясно понятие (как заказ редакции,
так и согласие автора). В нем-то . А разъяснений нет. Но далее В. Харуто пишет:

(**1) Журналист, 1981, №3, с. 59.
(**2) Там же.

Все это похоже на благие пожелания, т. к. практика
этим путем не идет. А надо бы.

Необязательность письменной формы договора обосновывается только одним доводом-оперативностью публикации. Однако никакая оперативность не исключает обязанности оформления редакцией порядка прохождения рукописи, денежных расчетов и пр. Письменное оформление
отношений с авторами-отнюдь не наиболее громоздкая
часть деятельности редакции. Да и оперативность не всегда имеет место, например, при опубликовании художествен.
ных, искусствоведческих и т. п. произведений в
журналах, статей в научных журналах и др.

Отсутствие обязательной письменной формы авторского
договора в периодике означает отсутствие гарантий, что
неизбежно вызывает сомнения как у авторов (не опубликуют или неизвестно, когда опубликуют, не заплатят или неизвестно, сколько заплатят), так и у редакций. Редакция не
— гарантирована от того, что автор не переласт интересный
материал в другой орган печати или выполнит заказанную
ему работу в нужный срок и в нужном качестве. А ведь
в ожидании какого-либо значительного события журналистский материал планируется, заранее заказывается, но без
каких-либо юридических гарантий. Привлечение специалистов в той или иной области производства, быта, искусства и для постоянного сотрудничества тоже ничем документально не закрепляется.

В периодической печати нередко публикуются произведения, которые могут выпускаться и выпускаются в свет
отдельными изданиями, и, наоборот, отдельными изданиями выпускаются сборники статей, фельетонов, которые ранее публиковались в периодической печати. Получается,
что обязательность письменного издательского договора

(**1) Журналист, 1981, Кэ 3, с. 59.

-102
зависит от вида не произведения, а публикации: при отде.тьных изданиях обязательно, в периодике-нет.

Типовой издательский договор на литературные произведения в известной мере затруднительно применить к использованию произведений в периодической печати. Он содержит условия, которые для периодики практически неприменимы, и в то же время не учитывает особенностей
отдельных видов произведений журналистики. Значит, речь
может идти о специальных формах авторских договоров.

Возможен сокращенный формуляр авторского договора
в целях оперативности и без регистрации заказов в делопроизводстве редакции как одностороннее оформление. Это
представляется правильным, но недостаточным. Чем может
отличаться сокращенный формуляр авторского договора от
полного? Только тем, что в типографском бланке ^полного
договора подробно изложены положения соответствующего
типового договора и представлены основные условия данного договора-наименование сторон, название заказанного произведения, его объем, срок его представления, срок
выпуска и размер гонорару. Но без.этих основных условий
не обойтись и в сокращенном варианте договора. Следовательно, механически удалить из договора текст, повторяющий договор,-это еще не значит решить задачу. К тому
же материалы периодики многообразны, и единая форма
даже краткого договора не может охватить это многообразие.

Это интересно:  Договор дарения облагается ли страховыми взносами

Думается, что правильнее разработать несколько вариантов сокращенной формы авторского договора-на репортаж, корреспонденцию, очерк, интервью, статью, рецензию, перевод, консультацию, рекламный материал, рисунок,
фото, притом с расшифровкой, о каком событии или явлении репортаж или корреспонденция, с кем и о чем интервью,
на какую тему очерк или статья, что рецензируется или
переводится, о чем консультация или реклама, каков рисунок или фото, а также с указанием основных условий
каждого авторского договора — название произведения,
объем, срони, размер и порядок оплаты. Следовало бы
включить и такое необходимое в журналистике условие,
как достоверность фактического материала. Все это не осложняло бы отношения авторов с редакциями, а, наоборот,
создало бы определенность.

К вопросам относится срок рассмотрения материала. Он решен Типовым положением о журнале, увы,
частично. В п. 4.1.6. предусмотрено, что редакция ведет
строгий учет поступающей корреспонденции, отвечает в

-103
установленные законом сроки на письма читателей, а также авторам статей и других материалов, присланных для
публикации. Рецензирование рукописей должно проводиться в возможно короткий срок, в отдельных случаях,
когда для оценки материалов требуется привлечение высококвалифицированных специалистов,-в срок не более
3 месяцев со дня поступления материала в редакцию. Отказ в опубликовании конкретного материала должен быть
мотивированным. Материал, отклоненный редакцией и запрошенный автором в течение года, возвращается по его
требованию (*1). Как видим из текста, конкретных сроков рассмотрения нет. Да и речь-то идет только о журналах. Газеты не упоминаются.

Иное дело, что редакции решают судьбу того или иного
материала, отбирая из почты только лучшее.

Учитывать приходится и изменчивую газетную ,
потому что постоянно меняется, развивается жизнь, которую газета отражает. Материал, уже набранный и поставленный в номер, по каким-то причинам может из него (допустим, пришло экстренное сообщение и вытеснило все менее важное) .Случается, так происходит не один
раз, и в результате актуальность залежавшегося материала пропадает. К тому же то, что одобрено в отделе, может
не устроить секретариат, редколлегию.

Словом, газета-организм сложный, у самих сотрудников редакции далеко не сразу появляется полная ясность:
каким образом и когда именно будет использовано то или
иное письмо, да и удастся ли его использовать вообще. Потому и приходится журналистам прибегать к формулировкам типа: .

Такого рода ответы вовсе не означают, что газета берет
на себя обязательство напечатать ту или иную корреспонденцию.

Если в течение длительного времени никакого ответа
из редакции не пришло, если получен ответ отрицательный
или неопределенный типа ,
, — автор вправе распорядиться своим материалом так, как сочтет нужным, ибо никаких формальных
обязательств перед печатным органом у него нет.

Вполне реальна и такая ситуация: автор предложил редакции очерк. Ему ответили уклончиво. Но через полгода

(**1) См.: Нормативные материалы по издательскому делу, с. 458.

-104
редакция сообщила: очерк мы намерены напечатать тогда-то. И тут уже никто не упрекнет автора, если он сообщит в ответ: мол, против опубликования не возражаю, но
имейте в виду-очерк уже напечатан там-то. Более того.
если в редакции твердо заверили автора, что материал
будет напечатан, автор может все же передать рукопись
в другую редакцию. Однако он обязан сообщить об этом
в обе редакции.

Необходимо внести ясность и в следующий вид, так
сказать, тройственных правоотношений. У колхозов, предприятий и профсоюзных организаций растут накопления,
часть которых предназначена на культурные нужды. Закономерно и желание хозяйственных руководителей име1Ь
повесть, песню, стихи, пьесу о людях, их судьбах, о коллективе. Творческим союзам, организациям, включая и наши журналистские, стоит пойти навстречу пожеланиям трудовых коллективов, в случае надобности помочь им подобрать квалифицированных авторов. Разговор об этих отношениях возник в связи с похождениями некоторых ловкачей от журналистики, заключающих с легковерными хозяйственниками авторские договоры на очерки, историю
предприятий и т. п. Организации, обладая выделенными
на то средствами, не имеют издательских функций и опыта
в отношениях с авторами. Поэтому им не обойтись без редакций, которые могли бы предложить кандидатуры авторов, заключить с ними установленный договор, контролировать и принимать их работу, осуществить издание, а организации-оплатить издание. Таким образом, организации выступали бы в роли заказчиков, заключая с редакциями хозяйственные договоры, а редакции-в роли посредников с авторами, заключая с ними авторские договоры.

Издательский договор относится к виду авторских договоров. Но в ст.ст. 503 и 516 ГК РСФСР предусмотрен
и авторский лицензионный договор, по которому автор
предоставляет организации право использовать свое произведение путем перевода на другой язык или переделки
в драматическое произведение (инсценировка) или сценарий (экранизация) в обусловленных договором пределах
и на определенный договором срок, а организация обязуется оплатить вознаграждение за предоставление этого
права.

Возникает вопрос: требуется ли письменная форма для
лицензионного договора и в периодике. Как отмечалось
выше, поскольку письменная форма авторских договоров

-105
в периодической печати необязательна, то применение этого правила зависит не от вида произведения, а от места
публикации. Кроме того, правило о лицензионном договоре не предусматривает, чтобы первоначальное использование лицензируемого произведения обязательно имело место по договору в письменной форме. В периодической печати наиболее возможным видом использования лицензируемого произведения является его перевод на другой
язык.

Следовательно, независимо от того, каким является
произведение журналистики — очерк, фельетон, статья, интервью и т. д., если оно предоставляется для перевода,
инсценировки или экранизации, письменная форма лицензионного договора необязательна только в случае публикации перевода в периодической печати. Во всех остальных случаях авторский лицензионный договор на произведение журналистики подлежит заключению в письменной форме.

С договорами на отдельные произведения нельзя путать
работу журналиста . Этим термином обозначается работа внештатного журналиста в определенной редакции.

Отношения органа печати с внештатным работником
могут -быть оформлены трудовым договором или путем обмена письмами, в которых фиксируются основные условия
работы такого сотрудника, в частности, указывается, зачисляется он на определенный срок или на срок неопределенный. Однако в любом случае необходимы заявление
журналиста и издание приказа или распоряжения по редакции за подписью руководителя, пользующегося правом
найма и увольнения, о зачислении нештатным работником
по определенному профилю.

Внештатный работник выполняет отдельные задания,
труд его оплачивается в зависимости от объема и качества
сделанного. Согласно ст. 24 КЗоТ РСФСР на внештатного
сотрудника не могут быть возложены обязанности, обычно выполняемые сотрудниками штатными (работа с авторами, дежурства по номеру, ответы на письма, командировки и тому подобное), поскольку такие работы с ним
не обусловлены трудовым договором.

Недопустима повременная оплата труда внештатных
работников органов печати из фонда заработной платы.
Единственным источником оплаты для них является гонорарный фонд. О работе в качестве внештатного сотрудника

-106
в трудовой книжке производится соответствующая запись^
Естественно, что для такого рода правоотношений не
могут устанавливаться какие-либо нормы . Все
определяется возможностями автора и надобностями редакции.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studbooks.net, lawbook.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector